Этапы построения политического обьекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:05, реферат

Краткое описание

Человек всегда стремился приподнять завесу грядущего и предвидеть ход событий. В основе интереса к прогнозу лежат достаточно сильные жизненные мотивы (1). Практика управления социально-политическими процессами подтверждает: чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы значит предвидеть ход развития политических событий.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА ХLVIIполитология.docx

— 46.91 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА ХLVII. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 

 

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. 

 

Ф. Тютчев 

 

Человек всегда стремился  приподнять завесу грядущего и предвидеть ход событий. В основе интереса к  прогнозу лежат достаточно сильные  жизненные мотивы (1). Практика управления социально-политическими процессами подтверждает: чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы значит предвидеть ход развития политических событий. 

 

1. Необходимость и сущность политического  прогнозирования 

 

В самом общем  виде прогнозирование – это опережающее  отражение действительности. Способность  прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого  сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть глазами ума в будущее (Платон).

Одним словом, всякая будущая ситуация в той или  иной мере является неопределенной. И  естественно стремление человека снизить  уровень этой неопределенности (см. рис. 1).

Вопрос о будущем  России – в сущности, основной вопрос сегодняшнего дня (2). Еще никогда будущее не выглядело, по-видимому, так неопределенно для наших людей; еще никогда они не стремились в большей мере эту неопределенность рассеять, так как она многих пугает, сковывает энергию и инициативу. Желание знать будущее страны порождено вполне определенными обстоятельствами. Поэтому выдвигаются десятки программ развития общества. [c.772] 

 

 

 

Рис. 1. Позиция неопределенности 

 

В каждой утверждается, что реализация именно этой программы  приведет к стабилизации общества и  экономическому благополучию. Какую  из них выбрать? Ведь ее оптимальность, обоснованность будет известна только в будущем. Но означает ли это, что  уже сегодня субъект управления не может определить, какая из программ наиболее оптимальна? Обратимся к  прогнозу.

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс же разработки прогнозов  называется прогнозированием. Прогнозирование  – это специальные научные  исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом  и настоящем, получают представление  о возможных состояниях прогнозируемого  объекта, т.е. получают другие знания.

Каждый прогноз  разрабатывается так, чтобы избежать нежелательных результатов вероятностного развития событий и ускорения  вероятного развития в желательном  направлении. Прогноз как новое  знание существует как бы в двух формах:

1) знания о свойствах  объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых  в период прогнозирования; [c.773]

2) знания о свойствах  объектов, несуществующих в действительности  в период прогнозирования.

Необходимо выделить два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности Следовательно, в проблеме прогнозирования можно выделить две стороны: теоретико-познавательную и управленческую, связанную с возможностью принятия на основе прогностического знания решения.

Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности  людей. Одним из важных направлений  прогнозирования общественного  развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом  – познание возможных состояний  политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Внутриполитическое прогнозирование (внутренняя политика) – это область взаимоотношений между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью Политика связана со всеми видами отношений между социальными группами, с системой различных политических отношений (борьба и сотрудничество классов, партий, наций и народов, революции, войны, выборы), а также с духовной, теоретической их формой, их идеальным выражением (политические взгляды, идеи, настроения, предрассудки, теории, программы, принципы). В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решении и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного курса действий на международной арене и др.

Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации общества В свою очередь структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности – [c.774] государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики – внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика, географическая среда, идеология, право, культурная среда; цели политики и средства достижения политических целей.

Сложный характер политического развития делает особенно актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной  стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей  их решения в интересах оптимизации  процессов управления политическими  процессами, а с другой стороны  – предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

В сферу внутриполитического  прогнозирования входит все содержание внутренней политики,

Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.

Внешнеполитическое прогнозирование  – это прогнозы в области международных отношений и внешней политики. Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.

На основе прогностических  методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются  тенденции, направления развития и  факторы, которые [c.775] определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношении прежде всего рассматриваются отношения государств, а затем -прочих участников международной жизни.

Политическое прогнозирование  – часть практической политики. Прогнозов высказывается довольно много. Чтобы не запутаться в их потоке требуется иметь определенную типологию  прогнозов. Она может строиться  на различных критериях в зависимости  от целей, задач, объектов, характера, периода  упреждения, методов и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются  два типа прогнозов: поисковые и  нормативные.

Поисковый прогноз – определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции, наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогнозов – выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций? (3)

Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

По периоду упреждения – промежутку времени, на который  рассчитан прогноз, различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные прогнозы.

Временная градация прогнозов является относительной  и зависит от характера и цели того или иного прогноза. Тем не менее такое разграничение необходимо. В политической области в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные [c.776] прогнозы – до полного месяца, краткосрочные – до одного года, среднесрочные на несколько (обычно до пяти) лет, долгосрочные на период свыше пяти и примерно до пятнадцати-двадцати лет, дальнесрочные – за пределами долгосрочных.

Однако следует  заметить, что в определенных обстоятельствах  в сфере политики диапазон между  кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия. [c.777] 

 

2. Объективные основы и условия  политического прогнозирования.

Расчеты и просчеты 

 

Что же должно лежать в основе прогноза, чтобы он был  научным?

Методологической  основой прогнозирования служит материалистическая гносеология, согласно которой в объективном мире в  принципе нет непознаваемых вещей, явлений и процессов, а могут  быть лишь еще непознанные в настоящее  время отдельные законы, стороны  и факты действительности.

Объективная основа прогнозирования политических событий  состоит в том, что их будущее  заключено в настоящем, но только в возможности; новое содержится в старом (прошлом), но опять-таки только в возможности. Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Следовательно, иного пути для прогнозирования будущего нет кроме познания реальной действительности, точнее, познания возможностей, тенденций, заключенных в настоящем состоянии политической системы. Научный прогноз, таким образом, раскрывает будущее политического события как нечто объективно обусловленное предшествующим ходом вещей. Однако оно не является предопределенным.

“Кто владеет  прошлым, тот владеет настоящим” – эти слова отражают важный закон  постижения, использования временной  характеристики человеческого бытия  в политических целях. Раскройте  перед обществом прошлое –  и оно иначе организует свое настоящее. Политическая борьба за знание прошлого, за его оценки -это составная часть всей политической Жизни общества. Прошлое, конечно, не может быть безусловным [c.777] руководством для будущего, но оно помогает нам понять почему не сбылись некоторые из наших прогнозов, когда предполагали одно, а получали другое (вместо процветания кризис общества).

А могло ли быть иначе? Если исходить из того, что будущее  заключено в настоящем и прошлом, то могли ли мы ожидать изменении  в сторону прогресса, когда записанные в программах КПСС преобразования оставались лишь благими пожеланиями? Реальность выглядела совершенно по-иному. Трезво мыслящие люди видели неизбежность наступления кризисных явлений в политической жизни общества. Ведь сама система органов государственной власти и управления, с одной стороны,. дублировала структуру партийного аппарата, с другой -не давала никакой возможности ни функциональных, ни структурных преобразований на местах. В результате -получили фактически полную окостенелость системы, ее неспособность к элементарным изменениям даже тактического характера.

Более того, социальные регуляторы общества – правовые и  нравственные нормы – оказались (как следствие) догматизированными. Законы если и изменялись, то лишь в  направлении дальнейшей зарегулированности общественно-политических отношений. Еще одно следствие. Политическая жизнь общества стала базироваться на принципе: “разрешено только то, что указано государственной властью”, “инакомыслие – тяжкое преступление перед государством и обществом”. Частная жизнь оказалась под контролем государственных органов и коллектива. Произошло тотальное огосударствление всей общественной жизни.

Здесь уместно обратиться к истории дооктябрьской (1917 г.) России. Ведь и тогда бытовала уверенность: в России трудно предсказать, что  случится завтра, если даже то, что произошло  вчера, становится предметов споров. Жизнь общества строилась примерно по такому принципу: Бог определяет будущее, а царь может переделать прошлое.

Правда, прогнозы отрицательного характера могут и не осуществиться, если будут приняты меры к их “опрокидыванию”. Положительное влияние на настроение людей может оказать программное  заявление [c.778] правительства, в котором определятся стратегические цели, основы политики на современном этапе и пути выходя из кризиса. Однако успех реализации программных целей будет зависеть от того, пойдет ли радикальная реформа в экономике.

Такова связь  прошлого, настоящего и будущего в  прогнозировании.

Именно из фактов прошлого и настоящего строили прогнозы относительно будущего России выдающиеся русские революционеры, поэты, писатели, ученые. В.Короленко в своих письмах к А.Луначарскому, Е.Замятин и А.Платонов в романах и повестях, А.Чаянов и Н.Кондратьев в научных трудах по экономике, Г.Федотов, В.Соловьев, Н.Бердяев, И.Ильин в философских работах, а также Г.Плеханов и П.Кропоткин, чьи прогнозы в области политики во многом сбылись.

Русская литература XIX – начала XX вв. была полна предчувствий грядущих перемен. А.С.Пушкин чувствовал бунтарскую стихию в русском народе и предвидел возможность “русского  бунта бессмысленного и беспощадного”.

Информация о работе Этапы построения политического обьекта