Требования, предъявляемые к расследователям авиационных событий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:18, реферат

Краткое описание

В ходе проходившего в сентябре 1999 года Специализированного совещания по расследованию и предотвращению авиационных происшествий (AIG) несколько государств заявили о необходимости разработки общих стандартов подготовки расследователей. Такие стандарты должны быть разработаны таким образом, чтобы их можно было адаптировать с учетом различных культурных особенностей и эксплуатационных требований. По итогам обсуждения этого вопроса на упомянутом совещании была принята рекомендация 7/2, в которой ИКАО предлагалось разработать руководящие принципы подготовки расследователей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Требования, предъявляемые к расследователям авиационных событий.………………..….....................................................................................4
Заключение……………………………………………………………......9
Список использованных источников…………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

Требования к расследователям.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..2

  1. Требования, предъявляемые к расследователям авиационных событий.………………..….....................................................................................4

Заключение……………………………………………………………......9

Список использованных источников…………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Расследование авиационных происшествий является задачей, масштабы которой ограничить практически невозможно. Поэтому некоторые расследования могут ограничиваться по причине недостатка ресурсов, если не принять мер по рациональной организации хода их расследований.

Расследователь несет ответственность за то, чтобы расходование выделенных на расследование средств принесло максимальные выгоды для обеспечения безопасности полетов. Расследователь должен иметь опыт управления процессом расследования, позволяющий использовать имеющиеся ресурсы с максимальной пользой, а не растрачивать на не имеющее отношение к расследованию наведение справок. В то же время уполномоченный по расследованию должен также добиваться, чтобы, насколько это практически возможно, все необходимые расследования и опросы проводились в кратчайшие сроки и чтобы связанные с этим расходы не превышали уровня, после которого дальнейшие затраты ресурсов станут нерентабельными с точки зрения повышения безопасности полетов.

По мере накопления расследователем соответствующего опыта он приходит к пониманию, что ему необходимо постоянно расширять свои знания и совершенствовать профессиональные навыки. Хотя подготовка является очень важным элементом, тем не менее оптимизация способностей расследователя, как правило, зависит от его личного стремления к совершенству.

В ходе проходившего в сентябре 1999 года Специализированного  совещания по расследованию и предотвращению авиационных происшествий (AIG) несколько государств заявили о необходимости разработки общих стандартов подготовки расследователей. Такие стандарты должны быть разработаны таким образом, чтобы их можно было адаптировать с учетом различных культурных особенностей и эксплуатационных требований. По итогам обсуждения этого вопроса на упомянутом совещании была принята рекомендация 7/2, в которой ИКАО предлагалось разработать руководящие принципы подготовки расследователей.

В соответствии с этой рекомендацией ИКАО разработала  руководящие принципы подготовки расследователей, где рассматривается вопрос о том, каким опытом работы и квалификацией должен владеть кандидат для подготовки в качестве расследователя авиационных происшествий. Кроме того, в нем описывается поэтапный процесс обучения расследователя, что необходимо в целях подготовки его к выполнению различных функций, включая назначение его в качестве уполномоченного по расследованию серьезного авиационного происшествия с крупным транспортным воздушным судном. По мнению ИКАО, руководящие принципы подготовки носят эволюционный характер и их периодически необходимо обновлять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Требования, предъявляемые к расследователям авиационных событий.

Расследование авиационного происшествия является особой задачей, выполнять которую должны только имеющие соответствующую квалификацию расследователи. Во многих государствах созданы полномочные органы по расследованию авиационных происшествий, штаты которых укомплектованы квалифицированными и опытными расследователями.

В некоторых государствах существуют как автономный полномочный орган по расследованию авиационных происшествий, так и подразделение по расследованию авиационных происшествий в структуре нормативного полномочного органа, а в других государствах расследования проводятся только нормативным полномочным органом.

В некоторых государствах вообще нет персонала, который специализировался бы конкретно на расследованиях авиационных происшествий. Таким государствам следует заняться обучением своих кадров квалифицированных специалистов методам проведения авиационных расследований, что необходимо им для участия в расследованиях авиационных происшествий или для организации их проведения.

Когда таким специалистам поручается проведение авиационного расследования, их следует освобождать от выполнения их обычных обязанностей на весь период расследования.

Будущие расследователи авиационных происшествий должны иметь  практический опыт работы в авиации, на основе которого они могут овладеть умением проводить расследования. Такой опыт могут иметь лица, имеющие квалификацию пилота гражданской или военной авиации, авиационного инженера или инженера по техническому обслуживанию воздушных судов. Кроме того, подходящими для подготовки в качестве расследователей авиационных происшествий считаются лица, имеющие квалификацию сотрудников по обеспечению полетов, а также специалисты по летной годности и организации воздушного движения и другие специалисты, чья работа связана с деятельностью авиации.

Поскольку расследования  авиационных происшествий часто  связаны с выполнением работ в специализированных областях, то очень важно, чтобы специалисты, отобранные для обучения в качестве расследователей, знали авиационную инфраструктуру и были способны устанавливать связи между различными областями деятельности авиации.

Как правило, расследования  авиационных происшествий с самолетами авиации общего назначения или легкими самолетами местных воздушных линий проводят небольшие группы расследователей или даже один расследователь. Для проведения таких расследований желательно, чтобы расследователь, если он является специалистом в области производства полетов, имел некоторый опыт работы в технических областях, а расследователь с инженерной подготовкой имел определенный опыт работы в качестве пилота. Кроме того, расследователи должны хорошо понимать, как функционируют, взаимодействуя, все вспомогательные службы, деятельность которых необходима для обеспечения эксплуатации воздушных судов в условиях авиационной инфраструктуры.

Поскольку результаты расследования  авиационного происшествия в огромной степени зависят от знания авиации, соответствующих умений и опыта назначенных расследователей авиационного происшествия, то они должны:

— понимать, насколько глубоко должно быть проведено расследование, чтобы оно соответствовало законодательным актам, нормативным правилам и другим требованиям государства, для которого они проводят данное расследование;

— знать методы проведения расследования авиационных происшествий;

— знать, как организовано производство полетов, а также деятельность в соответствующих авиационных технических областях;

— уметь получать и рационально  использовать соответствующую техническую  помощь и ресурсы, необходимые для обеспечения процесса расследования;

— уметь осуществлять сбор, документирование и хранение вещественных доказательств;

— уметь идентифицировать и анализировать собранные вещественные доказательства в целях определения причин авиационного происшествия и, по мере необходимости, готовить рекомендации по обеспечению безопасности полетов;

— уметь готовить письменный окончательный отчет в соответствии с требованиями полномочного органа по проведению расследований авиационных происшествий того государства, которое проводит расследование.

Кроме умений и  опыта в технических областях расследователь авиационных происшествий должен обладать определенными личными качествами. Эти качества включают: честность и беспристрастность, проявляемые во время регистрации фактов; способность логически анализировать такие факты; настойчивость при проведении опросов и наведении справок, что часто трудно и тяжело делать, и тактичность во время опросов различных людей, имеющих травматические воспоминания об авиационном происшествии.

Расследователи  авиационных происшествий должны обладать различным уровнем опыта, знаний и подготовки, что зависит от той конкретной функции, которую им поручается выполнять.

Расследователи  авиационных происшествий должны получать подготовку соразмерно с теми обязанностями, которые они будет выполнять в ходе расследования в качестве расследователя происшествия, руководителя группы расследователей, уполномоченного по расследованию, уполномоченного представителя, советника или эксперта/специалиста.

Применение  руководящих принципов подготовки и учебная программа курса планируются таким образом, чтобы будущие расследователи могли получить требуемый уровень подготовки, обеспечивающий эффективное выполнение ими любой роли, которая может быть поручена им работодателем.

Подготовка  специалиста по расследованию авиационных происшествий осуществляется в несколько этапов. Эти этапы включают: начальную подготовку, подготовку на рабочих местах, базовый курс по расследованию авиационных происшествий и продвинутый курс по расследованию авиационных происшествий, которые дополняются специализированными курсами. Подготовка на рабочих местах является постоянным процессом, который длится в течение многих лет, и поэтому периоды между обучением на официальных курсах должны быть достаточными, чтобы расследователь мог хорошо усвоить полученную информацию и закрепить на практике изученные методы.

Официальные курсы  служат дополнением к обучению на рабочих местах, так как в ходе обучения на них будущие расследователи имеют возможность пообщаться с кадровыми экспертами в этой области, которые могут во всех подробностях рассказать слушателям курсов об особенностях своей специализации. Такие эксперты, как правило, подбираются из числа специалистов, имеющих опыт в какой-то отдельной области проведения расследования авиационных происшествий. В их числе могут быть опытные расследователи, специалисты по авиационной медицине, психологи, авиационные инженеры и представители изготовителей.

Во многих государствах специализированные курсы по расследованию авиационных происшествий проводятся университетами, изготовителями, военными заведениями, полномочными органами по расследованию авиационных происшествий и другими учебными заведениями.

Для эффективного выполнения своих обязанностей расследователи должны наделяться соответствующими уставными полномочиями, включая полномочия в отношении места происшествия и вещественных доказательств, право на проверку любой полученной информации и право истребовать относящиеся к делу документы. Однако эти полномочия следует использовать только по мере необходимости и с максимальной осмотрительностью. Расследователи должны понимать, что на начальном этапе расследования их задача сводится главным образом к сбору информации и что решать ее лучше всего в обстановке сотрудничества.

Существует категория людей, которые неохотно идут на сотрудничество с расследователями, предпочитая оставаться в стороне. Их сопротивление можно преодолеть, разъяснив, что оказанное ими содействие поможет избежать аналогичных происшествий в будущем. Работа расследователя во многом зависит от информации, получаемой от других людей, и поэтому от него требуется умение расположить к себе людей в любой ситуации.

Основное внимание при расследовании авиационных происшествий и инцидентов должно уделяться сбору сведений о погоде в районе АП, анализу и оценке фактических метеорологических условий в момент авиационного события, а также определению степени их влияния на авиационное происшествие (инцидент).

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью расследования  авиационных происшествий (АП) является выяснение фактов и обстоятельств, относящихся к происшествиям, для определения их истинных или вероятных причин и принятия соответствующих мер по недопущению повтора по аналогичным причинам авиационных происшествий (инцидентов) и способствующих им факторов.

По своему характеру  расследование авиационных происшествий не должно быть обвинительным, его цель — предотвращение, а не наказание. Поэтому на полномочные органы, занимающиеся расследованием авиационных происшествий, не возлагается обязанность по установлению вины или ответственности. Эта функция является прерогативой судебных органов.

В метеорологическом  отношении целью расследования  авиационных происшествий, так же, как и инцидентов, является определение степени влияния условий погоды и (или) качества метеорологического обеспечении полетов на АП (инцидент) и разработка мероприятий по их предотвращению.

Расследователь отличается от специалистов по средствам объективного контроля тем, что способен, опираясь на первичную информацию о развитии особой ситуации в полете и установленной активной причине, провести всесторонний анализ характеристик пилота (элемента ВС, фактора внешней среды) и определить непосредственную причину ошибки (отказа элемента, воздействия фактора внешней среды). После этого расследователь изучает каждый наземный компонент авиационной системы, выявляет в них недостатки как главную причину произошедшего, и на основании этого обосновывает эффективные профилактические мероприятия.  Отсюда вытекает следующее заключение: расследователь в отличие от специалиста по средствам объективного контроля должен владеть методологией системного анализа, хорошо представлять структуру и закономерности функционирования авиационной системы, ее отдельных компонентов и обладать аналитическими навыками. Но самое главное – он обязан быть высоконравственной личностью, способной жестко противостоять разного рода воздействиям заинтересованных должностных лиц многочисленных компонентов авиационно-транспортной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. «Руководящие принципы подготовки расследователей авиационных происшествий». Международная организация гражданской авиации, издание апрель 2003. - 16с.  Циркуляр 298-AN/172.
  2. «Безопасность полета самолета». Новожилов Г.В., Неймарк М.С., Цесарский Л.Г. Концепция и технология.
  3. «Руководство по предотвращению авиационных происшествий». Ламбер И.
  4. http://www.orap.ru/i. «Общество независимых расследователей авиационных происшествия».

Информация о работе Требования, предъявляемые к расследователям авиационных событий