Структура и методы политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:21, реферат

Краткое описание

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.
Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

Политология как  наука

 

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни  общества.  
Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.  
 Наиболее глубокое в Древнем мире теоретическое понимание политики принадлежит греческим философам и политологам. Само слово «политика» древнегреческого происхождения («полис» – город, государство). Греческий ученый Платон (IV в. до н.э.) в своем труде «Государство» предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий – государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н.э.) выдвинул идею разделения властей – власти царя, власти народа и власти старейшин.  
 Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.  
 В XVII веке в политику была привнесена идея «естественных прав»: свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция «общественного договора» провозглашала первоэлементом всего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство.  
Выразителями концепции «естественного права» и «общественного договора» были представители нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др. 
 
 В XIX в. крупный вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной политической теории А. Токвиль и Дж. Милль. 
Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность. Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне.  
В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился.  
 Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития.  
Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет.  
 
 Среди традиционных –  
• исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке 
• описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни 
• институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.  
• сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.  
• социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.  
• психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций.  
 
Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это 
• анализ и синтез 
• индукция и дедукция 
• сочетание исторического и логического анализа 
• мысленный эксперимент 
• моделирование 
• математические и кибернетические методы 
 
Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся 
• использование статистики 
• анализ документов 
• анкетные опросы 
• лабораторные эксперименты 
• теория игр 
• наблюдение, осуществляемое исследователем 
 В политической науке до конца XIX в. преобладали нормативные знания. Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д.   Дескриптивные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями. 
Политология выполняет такие функции, как  
• оценочная 
• политическая социализация, формирование гражданственности, политической культуры населения 
• рационализация политической жизни

Политология - наука, которая  имеет своим предметом раскрытие  сущности политики как целостного общественного  явления:

1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;

2) определение основных  тенденций и закономерностей,  действующих в различных общественно-политических  системах, ближайших и конечных  перспектив развития,

3) выработка объективных  критериев социального измерения  политики.

Объектом политологии  является политика, политическая сфера  жизни общества. Существуют три уровня изучения политики.

1) Политическая теория, изучающая  наиболее общие закономерности  становления, развития и смены  политических систем; понятия и  категории.

2) Рассмотрение реальных  политических процессов применительно  к конкретному этапу общественного  развития, разработка теории и  методики исследования политической  жизни.

3) Конкретные исследования  политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.

К исследованию политики, однако, имеют  отношение не только политология, но и другие области гуманитарного  знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая  наука (которой мы коснемся позднее) и другие науки. Понятия и категории,, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания.

  Поскольку политика есть специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти, постольку важным объектом внимания политологии служит сама политическая власть, определение ее сущности и структуры, механизм распределения и осуществления этой власти в обществе. А это наилучшим образом может быть осуществлено лишь тогда, когда политика рассматривается в системе различных связей и отношений, ибо чтобы действительно знать предмет, надо всесторонне изучить его.

Существует ряд практических и  теоретических предпосылок, обусловливающих  значение этой отрасли социального  знания, ее включение в структуру  гуманитарного образования.

  В первую очередь к ним относятся потребности практического характера, т.к. политология имеет дело с таким массовым общественным явлением как политика. Заниматься политикой в условиях происходящих ныне преобразований - значит рассматривать общественную жизнь с точки зрения того, какие массы людей вовлечены в эти преобразования,, как они воспринимают их, на какие социальные инициативы готовы, какую активность проявляют в них. Кроме того, политология исследует особую сферу общественной жизни - политическую, в которой сосредоточены основные рычаги управления обществом - государство, партии, профсоюзные и иные общественно-политические организации. От того, как будут взаимодействовать между собой эти организации, каким содержанием будет наполняться их деятельность зависит не только сам процесс радикальных преобразований, но и их результаты.

Существуют и очевидные потребности  организационного характера, появление  которых обусловлено необходимостью подготовки специалистов самого широкого политического профиля, способных  решать практические и теоретические  проблемы. Кроме того, существуют потребности  теоретического и исторического  характера.

Как и в любой другой области  общественного знания, содержание политологии  наиболее полно проявляется в  ее функциях. К числу важнейших  функций политологии следует  отнести :

1) теоретическую,

2) методологическую.

3) практическую и

4) прогностическую.

Теоретическая функция политологии  имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

Неспособность прежних теоретических  установок (типа полной и окончательной  победу социализма, развитого социализма) служить подлинно научными политическими  парадигмами обусловлена не только тем. что они были оторваны от реальной общественной жизни, но и тем, что они исходили из ее жесткой экономической, социально-структурной, политической и духовно-идеологической заданности. Сегодняшние процессы в нашей стране идут в русле парадигмы политического плюрализма, который активно заявил о себе в конце 80-х гг. Процесс ее реализации происходил по следующей схеме: плюрализм мнений - плюрализм действий - плюрализм организаций - плюрализм общества в целом.

Что касается методологической функции  политологии, то она состоит в  том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Общефилософские законы, принципы и  категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные  методы, которые в зависимости  от специфики исследования различных  аспектов политики подразделяются на:

дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни;

структурно-функциональный анализ политических институтов;

системный анализ больших и малых  политических структур;

комплексный анализ политического  руководства и управления обществом;

коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса;

метод сопоставления близких и  разных политических систем;

методы политического планирования и прогнозирования.

С учетом перечисленных методов  разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой  имеется в виду совокупность технических  приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на три следующие  группы. К первой относятся те, которые  связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы и т.д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки  и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых , он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок.

Говоря о практической функции  политологии, следует иметь в  виду два тесно связанных между  собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в реагировании на потребности политической практики. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью.

Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция  политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших  и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция  предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с  точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция политологии  предполагает, в-третьих, моделирование  политических процессов и отношений.

Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.

 

Структура политологии

 

Говоря о структуре политологии, необходимо видеть два аспекта. Первый связан с наукой о политике, второй - с учебной дисциплиной. Политология как научное знание о политической действительности включает в себя целую систему теорий, относящихся к сфере политики. Обобщая, можно выделить следующие структурные элементы политологии: теория политики, политическая идеология, история политических учений, теория политических систем и управления политическими процессами, международных отношений и мировой политики.

Как научная дисциплина включает такую структуру политологии: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, обеспечения жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества, отношения людей с институтами власти, политическая коммуникация и средства массовой информации, стабильность политической системы и факторы, способствующие ее сохранению или ее подрыву. Важное место также занимают проблемы политических конфликтов и др.

Как сравнительно молодая наука, политология  интенсивно развивается, аккумулируя  новейшие принципы и подходы в  организации материала, особенно учитывая "антропологические, гуманистические  нагрузки" современного научного знания. Сегодня политология служит стержнем сложного комплекса политических наук, каждая из которых имеет свой предмет. Наряду с политической онтологией, политической этикой, политической антропологией, политической аксеологией, политической географией, политической психологией все большее значение приобретают и такие структурные элементы, как парламентская социология (изучение проблем деятельности парламента), предвыборная инженерия (наука о тактике проведения избирательной кампании), имиджелогия (наука о политическом образе лидера, его внешности), политический маркетинг (методы донесения информации и воздействия на различные социальные группы), политическая герменевтика (наука о восприятии конкретного текста) и др.

Несколько иначе выглядит структура политологии как учебного курса, что связано с его конкретными задачами. Как учебная дисциплина политология призвана дать студентам представление о политической сфере общества, закономерностях ее развития, а также систему знаний о современных политических институтах, о правах, свободах и обязанностях граждан в демократическом обществе, политико-правовом положении людей, формах их участия в политической жизни, динамике политических процессов, содержании и путях формирования политической культуры, движущих силах современного мирового развития. Если политическая наука охватывает всю совокупность знаний по данному предмету, то учебная дисциплина отбирает часть общетеоретического и прикладного материала, который обрабатывается и излагается так, чтобы в соответствии с задачами политологической подготовки в доступной системной форме дать необходимый минимум научных знаний. Имея в виду конкретные задачи курса политологии, он должен включать следующие компоненты:

Информация о работе Структура и методы политологии