Современные функции в структуре Организации Объединенных Наций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Современные задачи, состав и структура ООН ………………………….... 4
Деятельность Совета безопасности ………………………………………. 10
Возрастание роли ООН в международном сотрудничестве ……………. 12
Необходимость реформы ООН …………………………………………… 13
Роль России в ООН ………………………………………………………... 16
Заключение …………………………………………………………………...… 17
Литература ……………………………………………………………………... 18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)
  1. Возрастание роли ООН в международном сотрудничестве

  В настоящее время ООН является самой представительной и подлинно универсальной межправительственной организацией. В Декларации по случаю 50-летней годовщины, принятой в октябре 1995 года на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отмечается, что «в XXI век ООН войдет обновленной, оснащенной и обеспеченной, чтобы эффективнее служить интересам народов, от имени которых она и была создана». ООН – это общая воля государств мира. Россия верит в ООН, родившуюся в середине XX века и устремленную в XXI век.

  Тем не менее, жизнь требует иных подходов ООН к глобальным и другим проблемам  современности, особенно к операциям  по поддержанию мира. Чтобы справится  со всеми проблемами, ООН сама нуждается  в обновлении и адаптации к  новым условиям, с тем, чтобы она продолжала играть свою уникальную роль в сохранении и укреплении международного мира и безопасности, в объединении усилий государств для решения наиболее злободневных проблем.

  В Декларации тысячелетия, принятой на Саммите нового тысячелетия, проходившем в Нью-Йорке 6-8 сентября 2000 года, главы государств и правительств сформулировали четкое указание относительно того, как адаптировать деятельность ООН к реалиям нового тысячелетия. «Мы приложим все усилия к тому, - отмечается в декларации, - чтобы превратить ООН в более эффективный инструмент для решения всех этих первоочередных задач: борьбы за развитие для всех народов мира, борьбы с нищетой, невежеством и болезнями; борьбы с несправедливостью; борьбы с насилием, террором и преступностью; борьбы с деградацией и разрушением нашего общего дома». 
 
 

  1. Необходимость реформы ООН

  В сентябре 2005 года Генеральная Ассамблея  ООН приняла итоговую декларацию саммита, в которой говорится  о необходимости реформирования ООН. Это очередная попытка реанимировать  крупнейшую и наиболее авторитетную международную организацию. Аналогичные  резолюции принимались и десятилетие  назад. На протяжении последних десятилетий  США и ряд других государств пытаются заставить ООН измениться.

  Практически все международные игроки согласны с необходимостью проведения реформ ООН. Однако между ними нет согласия в том, к каким результатам  должна привести эта реформа. Неправительственные  организации призывают к большей  демократичности и открытости, технократы - к большей продуктивности и эффективности, отдельные государства - к большему учету их интересов, глобалисты - к  созданию на базе ООН общемирового правительства, а консерваторы - к  большей самостоятельности отдельных  государств.

  В 1970-е годы ООН стала объектом частой критики, прежде всего со стороны  Вашингтона. США открыто критиковали  ООН за бюрократизм, раздутый штат, неумение и нежелание решать наиболее болезненные вопросы современности, а также за то, что ООН часто  действовала в интересах СССР и стран социалистического лагеря (ныне тональность критики практически  не изменилась). В начале 1980-х годов  при президенте Рональде Рейгане  США предприняли ряд шагов, в  частности, заморозили перечисление своих  взносов в бюджет ООН, чем поставили  организацию на грань банкротства, и отказались участвовать в работе ряда структур ООН, таких как ЮНЕСКО.

  Отношение США к ООН несколько изменилось в 1991 году после распада СССР и, особенно, после нападения Ирака на Кувейт. Президент Джордж Буш - старший прибег к помощи ООН, чтобы законодательно оформить создание антииракской коалиции и обеспечить международную поддержку военной операции по освобождению Кувейта.

  В середине 1990-х годов Администрация  Билла Клинтона начала погашать долги  США перед ООН, а американские войска стали принимать участие  в гуманитарных и миротворческих операциях, проводимых под эгидой ООН. Однако после того как во время  гуманитарной операции ООН в Сомали, которую поддерживали американские спецподразделения, за один день погибли 18 солдат США, в американском обществе и среди американских законодателей  резко уменьшилось число сторонников  поддержки подобных операций ООН.

  При Президенте Джордже Буше-младшем  отношения ООН и США еще  более осложнились. США восприняли как пощечину, что в 2001 году они  лишились места в Комиссии ООН  по правам человека, которую возглавила Ливия, давно входившая в число  государств-изгоев (она обвинялась в поддержке международных террористических групп и массовых нарушениях прав человека). Всеобщая Декларация прав человека была создана большой группой  специалистов из разных стран мира, однако “мотором” этой группы была вдова президента Рузвельта - Элеонор  Рузвельт. В американской политической традиции общепринято, что главная  заслуга создания и принятия этого  уникального документа принадлежит  США.

  Конфликт  ООН и США перешел в новую  фазу после начала иракского кризиса  в конце 2002 года. Несмотря на то, что  большинство членов Совета Безопасности ООН выступали против вторжения  США в Ирак, война все-таки началась. Это стало еще одним доказательством  неспособности ООН добиваться конкретных политических результатов.

  Необходимость реформы ООН стала особенно очевидной  после скандала “Нефть в обмен  на продовольствие”. Выяснилось, что  ряд высокопоставленных сотрудников  ООН наживался на этом. В числе  подозреваемых оказался и сын  Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. В результате в марте 2005 года Аннан опубликовал план реформы  ООН (впервые он призвал к реформам в 1997 году, сразу после вступления в должность, но его порыв к  конкретным результатам не привел). Кроме того, в последние годы высокопоставленные функционеры ООН были замешаны в финансовых махинациях, в ООН процветал фаворитизм и даже совершались сексуальные преступления.

  В 2005 году Госдепартамент США сформулировал  ряд ключевых приоритетов реформы  ООН. В их числе, например, управленческая, бюджетная и административная реформа, которая “необходима для того, чтобы государства-члены получали наибольшую пользу от ресурсов и чтобы  сотрудники ООН соблюдали высшие стандарты этичного поведения и  подотчетности”. В частности, предлагается, что среди сотрудников ООН  должен быть внедрен и строго исполняться  жесткий кодекс этики, внутренний надзор должен быть более независимым (необходимо создать независимый контролирующий орган), необходимо подтвердить право  и обязанность Генерального секретаря  отказывать в иммунитете, чтобы действия сотрудников ООН, подозреваемых  в совершении преступлений, могли  полностью расследоваться и виновные привлекались к ответственности. Ныне ситуация складывается следующим образом: бюджет ООН определяется на Генеральной  Ассамблее, но конкретное распределение  расходов происходит под покровом тайны  в скромном Консультативном комитете по административно-бюджетным вопросам. Даже в случае острой необходимости  Генеральный секретарь ООН не имеет технических возможностей добиться необходимого перераспределения  ресурсов. 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль России в ООН

  К вопросу о роли России в ООН  необходимо подходить под углом  зрения целей российской внешней  политики, направленных на обеспечение  наиболее благоприятных внешних  условий для проводимых в стране рыночных реформ и "включения России в мировое сообщество" на правах великой державы. С другой стороны, очевидно, что переживаемый Россией  социально-экономический кризис, все  более подрывающий ее национальную безопасность, серьезным образом  ограничивают роль и возможности  России в ООН.

  В интересах России всецело использовать потенциал главного органа ООН по поддержанию международного мира и  безопасности - Совета Безопасности для  содействия урегулированию кризисов и  конфликтов, а также для предотвращения их возникновения с помощью "превентивной" дипломатии. При этом основными в  арсенале ООН должны быть политические и дипломатические средства для  мирного разрешения споров. Понятно  также, что, стремясь к расширению практики взаимодействия постоянных членов Совета Безопасности, Россия должна противостоять  наметившейся в последнее время "опасной тенденции" действовать  в обход Устава ООН и коллективной воли Совета Безопасности.

  Важным  направлением деятельности России в  ООН является содействие совершенствованию  механизмов оперативного реагирования на чрезвычайные гуманитарные ситуации, включая массовые и грубые нарушения  прав человека и национальных меньшинств. Вместе с тем должно, разумеется, учитываться, что Устав ООН ни в коей мере не дает ООН права  на вмешательство в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства и не требует  от членов ООН представлять такие  дела на разрешение в порядке Устава ООН. В Уставе ООН делается лишь одно исключение из этого принципа - применение Советом Безопасности принудительных мер на основе главы 7 Устава о действиях  в отношении угрозы миру, нарушений  мира и актов агрессии

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания  мира и международной безопасности и развития сотрудничества между  государствами, разрешения глобальных проблем, содействия социальному прогрессу, повышения уровня жизни и защиты прав человека, в состав которой  входят 189 государств мира

  Большинство из нас слышали о деятельности Организации Объединенных Наций, связанной  с поддержанием мира или оказанием  гуманитарной помощи. Однако далеко не всегда и не столь хорошо известно о многих других аспектах ее деятельности, которые влияют на нашу жизнь.

  Организация Объединенных Наций является центром  решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации  Объединенных Наций. Изо дня в  день Организация Объединенных Наций  и другие организации ее системы  ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. Учреждения Организации  Объединенных Наций разрабатывают  нормы и правила безопасного  и эффективного воздушного сообщения  и способствуют совершенствованию  телекоммуникаций и защите интересов  потребителей. Организация Объединенных Наций является инициатором международных  кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах мира, Организация Объединенных Наций  и ее учреждения оказывают помощь беженцам, осуществляют программы разминирования, помогают увеличить объем производства продовольствия и играют ведущую  роль в борьбе со СПИДом. 
 
 
 

  ЛИТЕРАТУРА 

  1. Дипломатический словарь. В 3-х  томах. / Ред. П.П. Севлстьянов, - М.: Наука, 1985.

  2. Козырев А.В. Организация Объединенных  Наций: структура и деятельность. – М.: Ак. Пед. Наук, 1991.

  3. Международные организации: Учебник / Ред. И.П. Блищенко. – М.: РУНД, 1994.

  4. Организация Объединенных Наций:  Основные факты. Справочник –  М.: Весь Мир, 2000.

  5. Политология: Уч. пособие для студентов  Вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г., Соловей,  Л.В. Старовойтова и др. – М.: НТООО «Тетра-ситемс», 1996.

  6. Клепацкий З.М. Западноевропейские  международные организации. –  М: 1973 г.

Информация о работе Современные функции в структуре Организации Объединенных Наций