Сборка нижней панели мотогондолы многофункционального самолета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Методы сборки определяют весь комплекс технологической подготовки производства: выбор схем базирования и сборки, а также технологической оснастки, обеспечивающих изготовление деталей и сборку изделий с заданным уровнем взаимозаменяемости и точности; процессы изготовления и монтажа технологической оснастки для производства деталей и сборки изделий.
Конструкция самолета и технология его изготовления находятся во взаимосвязи. Существенные изменения в конструкции, выполненные на основе новейших достижений науки и техники, неизбежно вызывают необходимость использования новых технологических процессов и, наоборот, новые технологические решения позволяют усовершенствовать конструкцию самолета.

Содержание

1. Введение 3
2. Конструкторская часть 4
Конструктивные элементы нижней панели мотогондолы 4
3. Технологическая часть 6
3.1. Схема сборки 6
Схема сборки нижней панели мотогондолы 7
3.2. Схема увязки технологической оснастки 8
Схема увязки 10
3.3. Расчет точностных параметров сборки 10
3.3.1. Величина половины поля допуска находится по выражению: 11
Для приспособления: 11
Для детали: 11
3.3.2. Погрешность сборки: 11
Погрешность увязки приспособления и устанавливаемой детали Сконт(дет-пр): 11
3.4. Разработка директивного техпроцесса 12
3.5. Разработка рабочего технологического техпроцесс 13
3.6. Схема базирования 15
3.6.1. Сборка по разметке 15
3.6.2. Сборка по СО 16
3.6.3. Сборка по НО 17
3.6.4. Сборка по базовым поверхностям (ПК- поверхность каркаса) 17
3.6.5. Сборка по КФО(Контрольно – фиксирующие отверстия) 17
3.6.6. Сборка по ОСБ(Ось стыкового болта) 18
3.7. Проектирование сборочного приспособления 20
4. Техника безопасности 22
4.1. Техника безопасности при выполнении слесарно – сборочных работ 22
4.2. Техника безопасности при работе на высоте 23
Список литературы: 25

Вложенные файлы: 1 файл

Сборка нижней панели мотогандолы.docx

— 572.43 Кб (Скачать файл)

  Производственных условиях  применяются два вида рабочих  техпроцессов: временный и серийный. Временный используется в период  освоения изделия на серийном  заводе и называется маршрутным  техпроцессом, который устанавливается укрупнено. Укрупненная рабочая технология необходима для отработки серийной технологии. Серийный техпроцесс представляет собой подробную рабочую технологию, которую разрабатывают на все операции каждого монтажа, следуя директивному техпроцессу. При разработке серийной технологии учитываются все технико – экономические показатели техпроцессов, больше применяются средства механизации. Указанная технология необходима для оформления заказов и выполнения работ по проектированию и изготовлению всей технологической оснастки, для составления комплектовочных ведомостей на инструмент и оборудование, для разработки ТУ на поставку деталей и комплектовку их по монтажам, а так же для составления планировки и уточнения циклового графика загрузки оборудования.

 Операционный техпроцесс содержит  следующие виды операций: 1 группа  – предупредительные операции, которые  содержат инструктивные указания  по ТБ для выполняемых работ  и условия обращения с материалом: 2 – операции входного контроля; 3группа – рабочие операции, к  ним относятся: 

А) установочные операции, поясняющие способ базирования деталей в  сборочном положении.

Б) закрепительные операции, указывающие  способ фиксации деталей в сборочном положении.

 Часто установочные и закрепительные  операции указываются в один  прием выполняемых работ.

 Если между установочными  и закрепительными операциями  выполняется подгонка деталей,  то необходимо указать место,  базу и пределы производимой доработки.

В) операции сверления. Отверстия под  заклепки сверлятся по НО входящих деталей. При наличии в деталях  НО записывают: «Сверлить в детали №\№ 40 от Ǿ4,1 мм по НО дет. №». Если детали не содержат НО, то указываются операции разметки и способ ее выполнения. Если  отверстия сверлятся по зонам, то указывается место их расположения.

Г) Операции зенкования. Углубления под  закладные головки можно выполнять различными методами. Если зенкуют сразу после сверления, то записывают: «Зенковать отв. Операции №». В других случаях – «Зенковать в дет. № 35 отв. Под заклепки 3150А-5-8».

Д) операции клепки. Как известно, клепка может быть ударной или прессовой. При этом процесс образования замыкающих головок заклепок выполняется соответственно ручным механизированным инструментом или на прессах (переносных и стационарных). Контрольные заклепки следует ставить в одну операцию: сверление, зенкование клепка. Для болтовых соединений указываются операции сверления, зенкования, развертывания, постановки болтов или гаек и их контровка.

4 группа – контрольные операции, выполняемые пооперационно и  по окончании монтажа. Они должны быть конкретными по содержанию,  например: Проверить обвод стабилизатора по нервюрам (заклепочный шов) и т.п. В этих операциях указывается параметры и допуски контроля, а так же контрольный инструмент и оснастка.

    1. Схема базирования

Сборка авиационных конструкций - комплекс работ по установке и  соединению составных частей летательного аппарата. Основные этапы С. — подготовка сборочной оснастки и оборудования, установка деталей и составных частей летательного аппарата и установка их в заданное чертежами положение, выполнение соединений (клёпаных, болтовых, сварных, паяных, клеевых, клееклёпаных, клеесварных и других), герметизации топливных и воздушных отсеков, разделка поверхностей разъемов и стыков, отработка кинематики подвижных агрегатов, регулировка различных механизмов, нивелировка взаимного положения агрегатов. В зависимости от способа базирования и последовательности установки отдельных частей летательного аппарата различают следующие методы С.: по поверхностям сопрягаемых деталей, по разметке деталей, по сборочным отверстиям в деталях и по базовым отверстиям в них; по лазерным лучам; по поверхностям оснастки; от поверхности каркаса собираемого отсека или агрегата; от наружных и внутренней поверхностей их обшивок.

 

      1. Сборка по разметке

 

Метод сборки по разметке требует  обязательного наличия в составе  собираемого изделия одной такой детали, которая могла бы выполнить функцию основной (базовой), и на поверхности которой можно нанести линии разметки под сочленяемые с ней другие детали. На обшивку наносят линии разметки (как правило, мягким карандашом) для всех деталей, соединяемых с обшивкой (стрингеры, шпангоуты, нервюры, подкладные ленты и др.). Линии разметки наносят с помощью универсальных разметочных средств (мерительных линеек, угольников, штанген-циркулей, рейсмусов и др.), либо с помощью специальных средств таких, как шаблоны и эталонные детали.   Сборка изделий по разметке предпочтительна при наличии прямолинейных контуров входящих деталей. Разметка на криволинейных поверхностях весьма затруднительна. Сам процесс разметки является трудоёмким и малопроизводительным.

      1. Сборка по СО

 

Сборка с базированием по СО –  это процесс, при котором взаимное расположение собираемых деталей определяется положением на них СО, в которые на период сборки вставляют фиксаторы. Сборочные отверстия выполняются в паре конструктивно связанных деталей, из которых одна используется в качестве базовой. Установка остальных деталей в процессе сборки осуществляется на базовую деталь.

Сборочные отверстия, как правило, располагают в местах установки  заклёпок и болтов. Диаметр СО по заклёпочным швам принимают равным Ш2.7Н9, а по болтовым соединениям  Ш5Н9.

Точность внешних обводов при  сборке с базированием по СО небольшая и выдерживается в пределах ±1.5-2.0 мм, что допустимо только для изделий, к которым не предъявляется высоких требований по точности обводов.

 

 

 

      1. Сборка по НО

НО - направляющие отверстия предназначены  для сверления отверстий под  заклёпки в присоединяемой детали и  располагаются по шагу сверления  заклёпок. Это исключает разметку отверстий размещения заклёпок при сборке. Диаметр НО принят равным Ш2.5Н9 мм. НО обычно дают в полках стрингеров, шпангоутов, нервюр и др. В тех случаях, когда затруднён подход для сверления отверстий со стороны каркаса, НО дают в обшивке.

      1. Сборка по базовым поверхностям (ПК- поверхность каркаса)

Сборка по базовым поверхностям деталей - процесс, при котором определённость базирования деталей изделий может быть достигнута путем их сопряжения с ранее установленными деталями

Возможность базирования детали по базовым       поверхностям          деталей определяется следующими условиями:

-обеспечением заданной точности  установки очередной детали взаимным  положением ранее установленных деталей;

-отсутствием ограничения для  приложения фиксирующей нагрузки;

-достаточной  жесткостью базовых  элементов и их способностью  воспринимать фиксирующие и другие нагрузки, возникающие при сборке.

      1. Сборка по КФО(Контрольно – фиксирующие отверстия)

Базирование по КФО используется при  сборке узлов, панелей, отсеков, агрегатов вертолёта панелированной конструкции. Наиболее широко этот метод применяют в производстве средних, тяжелых и сверхтяжелых вертолётов.

Сборка осуществляется установкой и фиксацией сборочных единиц (деталей или узлов) по базам-отверстиям в узлах – фиксаторах сборочных  приспособлений. Ответные базы - отверстия выполняются в устанавливаемых сборочных единицах. Установка остальных деталей производится на ранее образовавшийся жёсткий каркас изделия.

Количество КФО выбирается из условия  допустимой деформации сборочной единицы  под действием собственного веса и возможных внешних нагрузок, возникающих в процессе сборки. Назначается  как минимум 2 отверстия КФО при  размерах шпангоута до 1500 мм и 3 – 4 отверстия  КФО - при размере более 1500мм.

      1. Сборка по ОСБ(Ось стыкового болта)

К деталям, входящим в стыковые соединения, предъявляются высокие требования, так как малейшие их неточности приводят к большим доводочным работам и нарушают всю систему взаимозаменяемости деталей и нарушают точность воспроизведения аэродинамических обводов ЛА. При базировании стыковых узлов и узлов крепления оборудования к элементам планера в качестве баз используют поверхности отверстий под стыковые болты. При сборке агрегатов ОСБ в деталях совмещают с базовыми поверхностями приспособления и соединяют детали, образующие стык с элементами каркаса собираемого изделия.

Схема базирования нижней панели мотогондолы

 

    1. Проектирование сборочного приспособления

 

Основанием для проектирования сборочного приспособления являются следующие  документы:

  1. Заказ на проектирование СП
  2. Чертежи собираемой сборочной единицы
  3. Технологический процесс сборки
  4. Технические условия на проектирование СП
  5. Альбомы чертежей стандартных элементов стапелей и сборочных приспособлений, типовые конструкции приспособлений
  6. Списки освоенных в производстве элементов СП и конструкционных материалов
  7. Директивные технологические материалы на ЛА

 

В заказе на проектирование указывают назначение проектируемой оснастки, количество собираемых изделий, а так же группу очередности этой оснастки. В заказе указывают цех – заказчик и срок изготовления СП.

 Чертежи  изделия являются основным документом  для проектирования приспособлений и стапелей. Изучая чертеж, следует обратить внимание на построение размерных цепей, величину допусков размеров и форм, на ТУ сборки. Важно обратить внимание на стыковые детали сборочной единицы, через которые происходит соединение с соседними сборочными единицами. Фиксаторы деталей стыка должны быть надежно зафиксированы в СП и увязаны согласно схеме увязки.

 Технологический  процесс сборки изделия отвечает  на следующие вопросы:

  • Какие детали и узлы входят в собираемое изделие
  • В какой последовательности базируются подсборки
  • Каким инструментом и оборудованием выполняется техпроцесс сборки
  • Каковы трудоемкость и цикл сборки изделия

 Технические  условия на проектирование СП  разрабатываются на основании  чертежей и технологий сборки. В ТУ содержатся:

- основные  сведения об элементов собираемого  изделия

- стыковые  элементы изделия, определяющие  его связь с соседними сборочными единицами

- степень  точности сборки изделия по  обводам, базовым и другим элементам,  которую надо обеспечивать в  СП

- необходимая  механизация СП и техпроцесса  сборки

- специальные  требования к вспомогательной  оснастке

- специальные  требования к условиям труда  сборщиков

 

Проектирование  узловых СП.

 К классу узловых СП приспособления  для сборки лонжеронов, нервюр, шпангоутов, зализов, створок и входящих в них подсборок. Конструктивно данные СП проектируются специальными (неразборными и сборно - разборные) или специализированными (регулируемые с накладками) для сборки однотипных сборочных единиц. При этом элементы специализированных приспособлений используются практически полностью стандартизированные.

 Проектирование узловых СП  начинается с вычерчивания технологического  чертежа сборочной единицы, на котором указываются все сборочные, установочные и габаритные размеры,  технологические отверстия и конструктивные базы. Затем с учетом технического задания на проектирование, составляют схему базирования узла, где указаны с помощью условных обозначений поверхности, линии, точки изделия, требующие фиксации с заданной точностью. При этом с целью сохранения принципа единства баз следует использовать конструкторские базы агрегата, в состав которого входит данный узел.

 СП для плоских каркасных  узлов (ПКУ) типа лонжеронов, нервюр, шпангоутов проектируют с учетом  возможности обеспечения взаимозаменяемости изделий.

 

 

  1. Техника безопасности
    1. Техника безопасности при выполнении слесарно – сборочных работ

При выполнении слесарно-сборочных работ, сверлильно-зенковальных и клепальных работ возможно действие на работающих следующих опасных и вредных

производственных факторов:

– движущиеся части машин и механизмов;

– повышенный уровень вибрации и шума;

– расположение рабочих мест на значительной высоте относительно

поверхности пола;

– пожароопасность и токсичность  применяемых веществ;

– повышенный уровень статического электричества;

– повышенное давление в рабочей зоне.

К выполнению работ, связанных с ручным, механизированным инструментом,

генерирующим локальную вибрацию, а также работ с герметиками, к проверке

Информация о работе Сборка нижней панели мотогондолы многофункционального самолета