Ракетно-космический комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:54, реферат

Краткое описание

Современное состояние РКП во многом объясняется ее прошлым: качественное отличие результатов функционирования РКП в условиях советской хозяйственной системы заключались в том, что совершив технологический прорыв и даже значительный отрыв от соперников в сфере космоса, СССР не превратил это преимущество в прибыльный бизнес, как это сумели сделать США. Осознание этого пришло слишком поздно, тогда, когда этот новый сегмент мирового рынка уже был поделен между США, Францией и Китаем.

Вложенные файлы: 1 файл

РКП.docx

— 178.30 Кб (Скачать файл)

•  высокий уровень накладных расходов;

•  устаревшую организационную структуру отрасли.

Можно  отметить,  что  простое  увеличение  бюджетного финансирования, которое мы сейчас наблюдаем, не может радикально  улучшить  ситуацию,  так как  средства поступают  в низкотехнологичную  во многих  смыслах  сферу деятельности. Второй  экономической  проблемой  космонавтики  является  проблема  использования  результатов  космической  деятельности (ИРКД). Выражается она в крайне низком объеме востребованных услуг, предоставляемых отраслью. Проблема возникла у  нас еще на заре космической эры и с тех пор только  усугублялась.  Ее  существование  определяется  тем, что руководство космической отрасли отчитывается промежуточными результатами — запусками космических аппаратов, а за то, как эти аппараты используются, всегда отвечали другие ведомства. Но  эти другие ведомства не имели (и  не имеют) механизмов активного воздействия на потребительские качества космической аппаратуры.

Любопытно,  что  впервые  на  высоком  государственном уровне официально эта проблема была признана в  2007 г. на  заседании Президиума Госсовета  в Калуге Президентом В.В.  Путиным. Были даны и соответствующие поручения по исправлению ситуации. Ровно пять лет спустя «руководитель Федерального космического агентства В.А. Поповкин  выразил неудовлетворение результатами  внедрения продуктов космической деятельности в экономику страны». Естественный вопрос: что за 5 лет сделал Роскосмос? Планируемая разработка  Федеральной целевой программы по решению проблемы ИРКД так и не состоялась. Роскосмос  создал  «свою» фирму,  в названии  которой «зашито»  словосочетание  «результаты космической деятельности».  Деятельность  этой  фирмы  по  подписанию  соглашений  о намерениях  с администрациями регионов может быть и полезна, но решение проблемы ИРКД одна небольшая фирма обеспечить не может. Второе направление усилий Роскосмоса в части ИРКД — лоббирование нормативных актов, требующих от предприятий установки на транспортные средства аппаратуры ГЛОНАСС и введение запретительных пошлин на ввоз аппаратуры других навигационных систем. Такая политика просто консервирует низкое качество  соответствующей  аппаратуры и  услуг. Действительно, зачем тратить деньги на совершенствование аппаратуры, если ее купят в любом случае?

Будущее и перспективы развития

 Космическая деятельность РФ осуществляется в интересах решения задач безопасности страны, науки и экономики, в рамках международного научно-технического сотрудничества и коммерческих соглашений.

Реформы: главная цель реформ в РКП РФ это построение эффективной организационно-производственной структуры, адекватной оборонной доктрине РФ. 10 интегрированных структур, по 15-20 тыс. человек каждая, по планам стратегического развития отрасли объединят основные направления работ в области боевой и космической ракетной техники. Продолжается финансирование «Системы глобальной спутниковой навигации (ГЛОСАСС), будет выделено 2 млрд. руб. на наращивание орбитальной группировки системы с 14 до 18 космических аппаратов. Система пополняется аппаратами нового поколения  с повышенным ресурсом работы до 10 лет. В научных космических проектах будет наращиваться использование унифицированных космических платформ, выполняющих функции обеспечения необходимых условий работы,- целевой аппаратуры.

Структура космических  войск в процессе реформирования оптимизирована, в  ней  появились  новые  части,  которые могут  более  эффективно  решать поставленные задачи. В процессе оптимизации структуры космические войска освободились от лишней управленческой  структуры  в  виде  объединения  ракетно-космической  обороны, в которую раньше входили Главный центр контроля космического пространства, Главный центр предупреждения о ракетном нападении и соединение противоракетной обороны. Теперь эти структуры напрямую замыкаются на командующего космических войск.

Состав космических войск  России 2010

 С целью  наращивания возможностей наземного  автоматизированного комплекса  управления космическими аппаратами в 2009 г. на территории Калининградской области был создан новый отдельный измерительный пункт, развернутый в рамках формирования нового облика космических войск. С вводом в строй нового отдельного измерительного пункта в самой западной точке страны была повышена эффективность и  устойчивость  качественного сопровождения и управления орбитальной группировкой космических аппаратов военного и двойного назначения с территории России от Камчатки до Калининграда.

«Процесс  приведения  организационно-штатной  структуры  космических войск к установленным  параметрам в минувшем году полностью завершен. Структура оптимизирована и работает более эффективно».Командующий ракетных войск О.Н. Остапенко, 14 января 2010 г.

Перспективы развития космической деятельности РФ на период до 2015 года связаны с реализацией Федеральной космической программы РФ на 2006-2015 гг. В результате ее выполнения будут реализованы 11 национальных и 5 международных проектов. ГЧП - проекты буквально напрашиваются к внедрению  в сферах увеличения количества КА глобальной навигационной спутников системы «Системы глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС, создание по программе КОСПАС-САРСАТ космического комплекса с малоразмерным космическим аппаратом «Стерх», модернизация элементов инфраструктуры космодрома Байконур, создание 2 качественно новых комплексов, модернизация   и совершенствование технологических объектов наземного автоматизированного комплекса у правления космическими аппаратами.  

Заключение

Весьма  вероятно, что многим предлагаемые мероприятия  покажутся  чрезмерно  радикальными и  трудно  осуществимыми. Это действительно так, но сложность ситуации в отечественной космонавтике  и ее  нарастающее ухудшение требуют незамедлительных  и решительных мер. Скорость  положительных изменений должна  превышать скорость ухудшения положения в космической отрасли.

Общая обрисовка  ситуации

Положительные  стороны  и  возможности  отечественной космонавтики. В России имеются все объективные предпосылки для активной космической деятельности и значительному расширению сферы использования ее результатов:

•  природные ресурсы,  объем и разнообразие  которых больше, чем в любом ином государстве;

•  объективная необходимость использования  космических средств, связанная с огромной территорией России;

•  самый большой по времени опыт космической деятельности, причем здесь следует учитывать и обширный негативный опыт;

•  космическая инфраструктура,  способная обеспечить реализацию любых разумных задач;

•  ракетно-космическая  промышленность,  по  физическим объемам производства  занимающая первое место в мире;

•  специалисты, способные решать любые современные задачи космонавтики;

•  значительная общественная поддержка работ по решению задач в космической сфере.

В целом, рассматривая  стратегические проблемы космической отрасли России, ее сильные стороны и возможности, можно  сделать  вывод о  том, что Россия пока  еще может сохранить свое положение среди лидеров мировой космонавтики. В то же время серьезность проблем предпосылает необходимость незамедлительного проведения радикальных, но продуманных мероприятий.

Зачем России новый космодром?

Примерно 40% всех космических  аппаратов бывшего СССР и России отправлялись в космос с Байконур. Но после распада Советского Союза Байконур оказался на территории иностранного государства — Казахстана. Это привело к огромному росту расходов на содержание космодрома (115 млн. долларов или порядка 3 млрд. руб. арендной платы в год), в то время как эти средства могли бы быть направлены непосредственно на развитие космической отрасли. Но, главное, мы оказались вынуждены развивать отечественную космонавтику, опираясь на базу, находящуюся в собственности у хоть и хорошего, но соседа. Целесообразнее, очевидно,  вкладывать  средства  в развитие космической инфраструктуры на своей территории, а не за рубежом. Расположение полигона Капустин Яр в густонаселённом районе, тем более в чернозёмной зоне, делает невозможным его модернизацию под перспективные космические программы. Остаётся Плесецк — на сегодня единственный полигон, который обеспечивает независимый от других стран доступ России в космос, но, повторяю, это военный космодром,  хоть и используемый в беспилотной космонавтике, на нём отсутствует необходимая инфраструктура  для пилотируемых запусков. Сейчас в мире уже действует более 20 космодромов. Спрос на космические технологии и услуги постоянно растёт. Китай завершает строительство пятого космодрома, у Америки — их восемь. У России же на своей территории по сути только один Плесецк. И в 2007  г. было принято решение о  строительстве космодрома Восточный. Начальный участок траектории полёта ракет-носителей не будет проходить над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств. Районы возможного падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены  в малонаселённых областях  территории России или в нейтральных водах.  Конечно, увеличится расстояние доставки необходимых модулей и агрегатов  с предприятий космической отрасли, расположенных в Москве, Самаре, Красноярском крае, но расположение космодрома вблизи железнодорожных, автомобильных магистралей и аэродромов отчасти компенсирует этот недостаток. И наконец, главное. Не секрет, что для всего спектра задач, возлагаемых на космодром, очень большое значение имеет его географическая широта: чем южнее (то есть ближе к экватору) он расположен, тем экономически выгоднее становятся пуски для большинства космических аппаратов. Затраты энергии по выводу на орбиту космического комплекса, к примеру, с экваториального космодрома уменьшаются настолько, что грузоподъёмность ракеты-носителя возрастает на 30–70%: даже ракета среднего класса может справиться с работой более мощной ракеты тяжёлого класса. Мы находимся от экватора далеко, поэтому для нас значение имеет каждый градус места запуска. Восточный по своей широте (51° с.ш.) близок к Байконуру (45°) и на 13° (!) ближе к экватору, чем Плесецк (64° с.ш.). Конечно, есть отдельные задачи и программы, для реализации которых выгоднее осуществлять запуски с Плесецка, но это частные задачи. Но  для осуществления максимально широкого  спектра  задач необходим  космодром  в южных широтах. Мест, подходящих  для развертывания космодрома, южней Восточного в России просто нет. Ввод в действие космодрома Восточный обеспечит России независимость научно-космической деятельности по всему спектру решаемых  задач. Его  создание повысит устойчивость функционирования и живучесть отечественной наземной космической инфраструктуры.

К этому нужно добавить, что, пока современный мир не избавился  ни от геополитических противоречий, ни от различного вида угроз, новый  космодром как объект двойного назначения — это существенный вклад в  укрепление системы безопасности страны.

Для запусков с космодрома Восточный будет создан космический  ракетный комплекс (КРК) нового поколения. самарский ракетно-космический центр «ЦсКБ-Прогресс» является головным исполнителем по данному проекту, предприятия-соисполнители Федерального космического агентства — ОАО «РКК «Энергия» (Королёв, Московская область) и ОАО «ГРЦ Макеева»  (Миасс, Челябинская область). В «ЦСКБ-Прогресс» проектируется ракета «Русь-М» —самая экологичная ракета из всех ранее созданных. В РКК «Энергия» идут работы по созданию пилотируемого космического аппарата (ПКА) на шесть членов экипажа. Один из возможных вариантов — ПКА многоразового использования. Космодром Восточный создаёт предпосылки расширения исследований  космоса  автоматическими  аппаратами, пилотируемыми космическими кораблями и космическими станциями, в том числе за пределами околоземного пространства. Ведущие  космические державы,  включая  Россию,  сегодня обсуждают  амбициозные планы, предусматривающие создание баз на Луне и высадку на Марсе к  концу  третьего  десятилетия XXI  в. Новый ракетно-космический комплекс  сделает  возможными  исследования  дальнего  космоса автоматическими  аппаратами,  а также пилотируемые  полёты  к Луне и Марсу.

Если космонавтика сегодняшнего дня решает задачи обеспечения спутниковой  связи, высокоточной навигации, дистанционного  зондирования Земли, научных исследований и обороны, то завтра этот круг задач может быть расширен до межпланетных экспедиций — не просто экспедиций-посещений, а длительного пребывания человека на других планетах  с целью их научного изучения и, может быть, организации космических производств. Новый космодром обеспечит обслуживание фактически всех перспективных космических проектов. В международной кооперации Россия должна быть достойно представлена: не космическим извозчиком для других стран, а носителем инновационных космических технологий и инициатором передовых научных исследований. С созданием нового космодрома мы связываем надежды на масштабное технологическое перевооружение и дальнейшее развитие всей российской космической отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ракетно-космический комплекс