Разработка технологии испытания на герметичность собранного космического аппарата на предприятии-изготовителе  

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:01, дипломная работа

Краткое описание

Гидравлические и пневматические испытания являются работами с повышенной опасностью и при нарушении требований инструкции могут привести к несчастным случаям с испытателем и окружающими его лицами.
Гидравлические и пневматические испытания должны проводиться с применением защитных устройств, при этом испытуемое изделие должно быть закреплено в бронекабине или бронебоксе, подача давления в изделие разрешается только при закрытых дверях, снабженных блокировочными устройствами.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ 3
1 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 5
1.1 АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАВЕРСЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ КА. 5
1.2 РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ТРАВЕРСЫ 6
1.3 ВЫВОДЫ ПО КОНСТРУКТОРСКОМУ РАЗДЕЛУ 12
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 13
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 13
2.2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ 13
2.3 МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ 17
2.4 МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЯ КА НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ В ВАКУУМНОЙ КАМЕРЕ 18
2.4.1 ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ, ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ПОДСТЫКОВКИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 18
2.4.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ТЕЧЕИСКАТЕЛЬ-ВАКУУМКАМЕРА» 24
2.4.3 ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 26
2.4.4 ИСПЫТАНИЯ КОНТУРА СТР 30
2.4.5 ИСПЫТАНИЯ ОТСЕКА СПЕЦИАЛЬНОЙ АППАРАТУРЫ (СА) 31
2.4.6 ИСПЫТАНИЯ ГЕРМООТСЕКА ОМ 32
2.4.7 ОКОНЧАНИЕ ИСПЫТАНИЙ 33
2.5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ И СОЗДАНИЕ ТРЕБУЕМОГО ДАВЛЕНИЯ В ОТСЕКЕ СА И ГЕРМООТСЕКЕ ОМ 35
2.5.1 УДАЛЕНИЕ ГЕЛИЯ ИЗ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ ГЕРМООТСЕКА ОМ 35
2.5.2 УДАЛЕНИЕ ГЕЛИЯ ИЗ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ ОТСЕКА СА 35
2.5.3 СОЗДАНИЕ ТРЕБУЕМОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗА В ГЕРМООТСЕКЕ ОМ 36
2.5.4 СОЗДАНИЕ ТРЕБУЕМОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗА В ОТСЕКЕ СА 38
2.6 ИСПЫТАНИЯ КЛАПАНА ДРЕНАЖНОГО И КЛАПАНОВ ЗАПРАВОЧНЫХ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ 40
2.6.1 ИСПЫТАНИЕ КЛАПАНА ДРЕНАЖНОГО НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ 40
2.6.2 ИСПЫТАНИЯ КЛАПАНА ЗАПРАВОЧНОГО НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ 43
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 45
3.1 РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ 45
4 РАЗДЕЛ ОХРАНЫ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 48
4.1 ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ 48
4.2 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ 50
4.2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 50
4.2.2 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ 53
4.2.3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ 57
4.2.4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ 58
4.2.5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 59

Вложенные файлы: 1 файл

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИСПЫТАНИЯ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ СОБРАННОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЕ.docx

— 961.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Дипломный проект

 

 

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИСПЫТАНИЯ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ СОБРАННОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

АБ – аккумуляторная батарея

АМТ – агрегат малой тяги

БКД – блок клапанов дренажа

БКП – блок клапанов пуска

БТ – бак топливный

БУК – блок управления и контроля

ВК – вакуумная камера

ВПУ – выносной прибор усилителя

ГА – гидроаккумулятор

ГАС – гелиево-азотная смесь

ГВС – гелиево-воздушная смесь

ДУ – двигательная установка

ДВ – дублирующий вентилятор

ЗБК – заправочный блок контура

ЗБК-ДП – дренажная часть заправочного блока контура П

ЗБК-ДР – дренажная часть заправочного блока контура Р

ЗБК-ЗП – заправочная часть заправочного блока контура П

ЗБК-ЗР – заправочная часть заправочного блока контура Р

ЗИ – завод изготовитель

КА – космический аппарат

КД – клапан дренажный

КДП – клапан дренажный контура П

КЗ – клапан заправочный

КТ – компонент топлива

КТК – контрольная течь капиллярная

ОМ – обеспечивающий модуль

ОВ – основной вентилятор

ПАП – пульт автономных проверок

СА – специальная аппаратура

СМ – специальный модуль

СТР – система терморегулирования

ШБ – шар-баллон

ЭЖКГАГ – электрожидкостный клапан гидроаккумулятора горючего

ЭЖКГАО – электрожидкостный клапан гидроаккумулятора окислителя

ЭЖКГ – электрожидкостный клапан горючего

ЭЖКО – электрожидкостный клапан окислителя

ЭПКН – электропневмоклапан

 

 

1 КОНСТРУКТОРСКИЙ  РАЗДЕЛ

1.1 АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ  ТРАВЕРСЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ  КА.

Траверса представляет собой сборную конструкцию. Основными частями траверсы являются балка и две подвески.

Балка – это сварная конструкция в виде коромысла, усиленного ребрами жесткости. Балка и ребра жесткости изготовлены из стали листовой горячекатаной нормальной точности и нормальной плоскостности Б-ПН-28 ГОСТ 19903-74, материал листов Ст.3сп5 ГОСТ 14637-89. Толщина листа балки 28 мм, ребер – 10 мм. Отверстия в балке подкреплены бонками из круглого стального горячекатаного проката обычной точности по ГОСТ 2590-88, марки Ст3пс категории 3 группы II (Ст3пс3-II ГОСТ 535-88). Сварка элементов к балке осуществляется по ГОСТ 14771-76 УП, проволокой св. 08 Г2С по ГОСТ 2246-70. Допускается сварка по ГОСТ 5264-80 электродом Э 42 А ГОСТ 9467-75. Контроль качества сварных соединений осуществляется по РД-34.10.130-96.

Подвески – это симметрично закрепленные по двум концам балки элементы, обеспечивающие необходимую свободную подвижность КА, и по габаритам подходящие под габариты испытываемого КА. В каждой подвеске по четыре звена элементов. Расстояние между подвесками может регулироваться в результате закрепления их в любое из трех отверстий, расположенных симметрично на обоих концах балки. Детали подвесок: 2 серьги из поковок группы IV с категорией прочности 22 (IV-КП 22 ГОСТ 8479-70) изогнутые ковкой по ГОСТ 7829-70, материал сталь 20 ГОСТ 1050-88; 2 планки и 2 подвески из листовой горячекатаной стали Б-ПН-28 ГОСТ 19903-74, материал 325-09Г2С-св12 ГОСТ 19281-89; 2 вилки из круглого стального горячекатаного проката обычной точности по ГОСТ 2590-88, марки Ст3сп5 ГОСТ 535-88; пальцы, служащие осями соединяющими элементы друг к другу, из материала Сталь 45 ГОСТ 1050-88; 2 ограничителя из материала Сталь 20 ГОСТ 1050-88, которые стопорят цапфы КА, чтобы они не выскочили из подвесок.

Предназначение траверсы заключается в закреплении КА к грузоподъемному крану. При помощи крана выполняется транспортирование КА (для данного дипломного проекта важны функции загрузки КА в вакуумную камеру и выгрузки из нее).

1.2 РАСЧЕТ  НА ПРОЧНОСТЬ ТРАВЕРСЫ

В соответствии с техническим заданием необходимо рассчитать элементы траверсы на прочность и выяснить, подходит ли траверса для подъема испытываемого КА, масса которого составляет 8000 кг.

1.2.1 Расчет балки (поз.1) в  сечении А-А и Б-Б.

Исходные данные:

Q = Q1 + Q2 = 8000 + 200 = 8200 кг,

где Q1 = 8000 кг – вес КА;

Q2 = 200 кг – вес траверсы.

P = кг – часть веса конструкции, приходящейся на подвеску.

m = 172 см; a = m/2 = 86 см; b = 2,8 см;

h = 29 см; d = 5,6 см;

d1 = 4 см; h1 = 10 см;

r1 = 0,5·d1 = 2 см; R1 = 0,5·h1 = 5 см.

  1. Оценка прочности балки в сечении А-А.

Изгибающий момент в сечении А-А:

Mизг = P·a = 4100·86 = 352600 кг·см;

Момент сопротивления поперечного сечения:

 см3;

Напряжение изгиба в сечении А-А:

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности балки из стали марки Ст3сп5 (σт = 2400 кг/см2):

(nдоп ≥ 2,5).

  1. Определение запаса прочности балки в сечении Б-Б.

Напряжение изгиба в проушине балки, сеч. Б-Б:

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности проушины:

(nдоп ≥ 2,5).

1.2.2 Расчет серьги (поз.3).

Исходные данные:

Q = 8200 кг; Д = 14 см;  Д1 = 13 см;

d =5,6 см; l = 24 см; В = 5,4 см;

b = 2,8; b1 = 5,6 см; h = 5,0 см;

R = 0,5·Д1 = 0,5·13 = 6,5 см;

r = 0,5·d = 0,5·5,6 = 2,8 см;

; α/2 = 13º48'.

  1. Определение запаса прочности поперечины серьги.

Напряжение в поперечине серьги определяется по формуле

 

где M1 – изгибающий момент в точке А, кг·см;

W1 – момент сопротивления поперечного сечения, см3;

P1 – растягивающее усилие, кг;

F1 – площадь поперечного сечения, см2.

Изгибающий момент в точке А

 кг·см;

Растягивающее усилие

 кг;

Момент сопротивления поперечного сечения

 см3;

Площадь поперечного сечения

F1 = b1·h = 5,6·5 = 28 см2;

Напряжение в поперечине серьги:

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности поперечины серьги из стали марки 20 (σт = 2400 кг/см2):

(nдоп ≥1,5).

  1. Запас прочности боковых частей серьги.

Напряжение в боковых частях серьги

 

Изгибающий момент

 кг·см;

Растягивающее усилие

 кг;

Напряжение

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности боковых частей серьги:

(nдоп ≥1,5).

  1. Запас прочности проушины серьги.

Напряжение в проушине серьги

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности проушины:

(nдоп ≥ 2,5).

  1. Запас прочности проушины серьги при смятии.

Напряжение в отверстии серьги при смятии

 кг/см2;

Допускаемое напряжение при смятии для стали марки 20 – [σсм] = 1750 кг/см2.

Коэффициент запаса прочности проушины серьги при смятии:

(nдоп ≥ 2).

1.2.3 Расчет пальца (поз. 8).

  1. Определение прочности пальца при изгибе.

Изгибающий момент

 кг·см;

Момент сопротивления поперечного сечения пальца

W2 = 0,1·d3 = 0,1·175,6 = 17,56 см3;

Напряжение изгиба в пальце

 кг/см2;

Допускаемое напряжение при изгибе для стали марки 45 – [σизг] = 1750 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности пальца при изгибе

(nдоп ≥ 1,25).

  1. Прочность пальца при срезе.

Напряжение в пальце при срезе

 кг/см2;

Допускаемые напряжение при срезе для стали марки 45 – [τср] = 850 кг/см2.

Коэффициент запаса прочности пальца при срезе:

(nдоп ≥ 1,25).

  1. Прочность пальца при смятии.

Напряжение в пальце при смятии

(nдоп ≥ 2).

1.2.4 Расчет серьги (поз.4).

Исходные данные:

P = Q/2 = 4100 кг; Д = 9 см; Д1 = 8 см;

l = 15 см; d = 4 см; d1 = 4 см;

b = 2,5 см; В = 4 см;

R = 0,5·Д1 = 0,5·8 = 4 см;

r = 0,5·d1 =0,5·4 = 2 см;

tg(α/2) = ; α/2 = 12°48´.

  1. Прочность поперечины серьги

Изгибающий момент в точке А

 кг·см;

Растягивающее усилие

 кг;

Момент сопротивления поперечного сечения

 см3;

Площадь поперечного сечения

F1 = π·r2 = 3.14·22 = 12,56 см2;

Напряжение в поперечине серьги:

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности поперечины серьги из стали марки 20 (σт = 2400 кг/см2):

(nдоп ≥ 1,5).

  1. Прочность боковых частей.

Изгибающий момент

 кг·см;

Растягивающее усилие

 кг;

Напряжение в боковых частях серьги

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности боковых частей серьги:

(nдоп ≥ 1,5).

  1. Прочность проушины серьги.

Напряжение в проушине серьги

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности проушины:

(nдоп ≥ 2,5).

  1. Прочность серьги при смятии.

Напряжение в отверстии серьги при смятии

 кг/см2;

Допускаемое напряжение при смятии для стали 20 [σсм] = 1750 кг/см2.

Коэффициент запаса прочности проушины серьги при смятии:

(nдоп ≥ 2).

1.2.5 Расчет пальца (поз. 9).

  1. Прочность пальца при изгибе.

Изгибающий момент

 кг·см;

Момент сопротивления поперечного сечения пальца

 см3;

Напряжение изгиба в пальце серьги

 кг/см2;

Допускаемое напряжение при изгибе для стали марки 45 [σизг] = 1750 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности пальца при изгибе:

(nдоп ≥ 1,25).

  1. Прочность пальца при срезе.

Напряжение в пальце при срезе

 кг/см2;

Допускаемое напряжение при срезе для стали марки 45 [τср] = 850 кг/см2.

Коэффициент запаса прочности пальца при срезе:

(nдоп ≥ 1,25).

  1. Прочность пальца при смятии.

Напряжение в пальце при смятии

 кг/см2;

Допускаемое напряжение при смятии для стали марки 45 [σсм] = 2100 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности пальца при смятии

(nдоп ≥ 2).

1.2.6 Проушина планки (поз. 5).

Исходные данные:

P = 4100 кг; R = 5,0 см; r = 2,2 см;

b = 2,8 см; h = 2,8 см;

d = 2·r = 4,4 см;

сталь марки 09Г2С (σт = 2900 кг/см2).

  1. Прочность проушины планки при растяжении.

Напряжение растяжения в проушине

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности:

(nдоп ≥ 4).

  1. Прочность проушины планки при изгибе.

Напряжение изгиба в проушине

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности проушины при изгибе:

(nдоп ≥ 2,5).

1.2.7 Проушина вилки (поз. 6).

Исходные данные:

Р/2 = 2050 кг; R = 3,5 см; r = 2,0 см;

d = 2·r = 4,0 см;

b = 2,0 см; h = 1,5 см;

сталь марки Ст3сп5 (σт = 2400 кг/см2).

  1. Прочность проушины вилки при растяжении.

Напряжение растяжения в проушине

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности:

(nдоп ≥ 4).

  1. Прочность проушины вилки при изгибе.

Напряжение изгиба в проушине

 кг/см2;

Коэффициент запаса прочности проушины при изгибе:

(nдоп ≥ 2,5).

1.3 ВЫВОДЫ ПО КОНСТРУКТОРСКОМУ РАЗДЕЛУ

В конструкторском разделе была проанализирована и расчитана на прочность траверса для транспортировки КА.

В результате расчета на прочность было выяснено, что траверса подходит для погрузки КА массой 8000 кг в ВК и выгрузки из нее.

По габаритам траверса подходит и для испытываемого КА и для вакуумной камеры.

 

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В технологическом разделе дипломного проекта разрабатывается технология испытания собранного КА (далее по тексту – изделие) на герметичность.

Технология испытания определяет порядок, условия и методы испытания на герметичность изделия на заводе изготовителе.

Целью испытания на герметичность является подтверждение заданной в КД степени негерметичности конструкции изделия.

Проверяемые сборки считаются герметичными, если зафиксированные в результате испытаний значения утечки контрольного газа меньше заданной в КД.

Испытаниям на герметичность подвергаются следующие сборки, находящиеся в составе изделия:

  • двигательная установка (ДУ);
  • контур СТР;
  • отсек специальной аппаратуры (СА);
  • гермоотсек ОМ.

2.2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ

  1. Испытания на герметичность проводятся методом «вакуумирования» в вакуумной камере (ВК) сравнением с контрольной течью.
  2. Сравнение с контрольной течью производится путем прямой градуировки испытательной системы «течеискатель – ВК».
  3. Объемная доля гелия в атмосфере помещения, где проводятся испытания, не должно превышать нормальную объемную долю гелия в атмосфере (5·10-4 %.) более чем в 1,5 раза.
  4. На поверхностях изделия не должно быть следов влаги, механических, физических и других видов загрязнений. Подготовку поверхностей и контроль качества очистки производится в следующем объеме:
  5. Механическая очистка поверхностей изделия пылесосом и протиркой.
  6. Химическая очистка с применением нефрасов С2-80/120, СЗ-80/120 ТУ38.401-67-108-92 и спирта «Экстра» ГОСТ Р 51652-2000.
  7. Контроль качества очистки поверхностей изделия визуальным методом и протиркой с применением спирта «Экстра» ГОСТ Р 51652-2000.
  8. Скорость изменения давления в ВК при вакуумировании и напуске воздуха не должна превышать 981 Па/с (0,01 кгс/(см2·с)). Контроль скорости изменения давления в ВК производится с помощью вакуумметра технического ВК и секундомера СОСпр2б-2 ТУ 25-1894.003-90.
  9. Скорость изменения давления в гермоотсеке ОМ и отсеке СА при заправке и стравливании не должна превышать 981 Па/с (0,01 кгс/(см2·с)). Контроль скорости изменения давления в гермоотсеке ОМ производится по манометру МН16 (см. приложение 1) и секундомеру СОСпр2б-2, в отсеке СА – по манометру МН17.
  10. Значение падения давления в гермоотсеке ОМ и отсеке СА при откачке ВК не должно превышать 5,0 кПа (0,05 кгс/см2).

Информация о работе Разработка технологии испытания на герметичность собранного космического аппарата на предприятии-изготовителе