Разработка системы досмотра экипажа и воздушного судна с использованием технических средств - как составной части системы безопасности а

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

1. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Разработать систему досмотра экипажа и воздушного судна с применением технических средств в аэропорту 4 класса.
2. ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Проанализировать существующие системы досмотра в аэропортах.
2. На основе анализа и исходных данных, предложить систему досмотра для аэропорта заданного класса и обосновать выбор.
3. Описать процедуру досмотра в предлагаемой системе.
4.Предложить набор технических средств, необходимых для проведения досмотра в предлагаемой системе и изложить устройство, принцип действия и порядок использования одного из них.
5. Провести расчёт экономических затрат при реализации предлагаемых в работе решений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..........7
1 Состояние АБ в ГА и её нормативно-правовая база
1.1 Нормативно-правовая база АБ в ГА………………………………..........9
1.2 Структура АБ аэропорта 4 класса и её анализ………………………….13
2 Разработка системы досмотра экипажа и судна в аэропорту 4 класса.
2.1 Нормативно-правовая база досмотра на ВТ……………………………15
2.2 Анализ систем досмотра на воздушном транспорте
2.2.1 Система досмотра экипажа на воздушном транспорте…………..18
2.2.2 Система досмотра воздушного судна……………………………..22
2.3 Предлагаемая структура досмотра экипажа и судна и порядок процедуры его проведения…………………………………………………………………...25
3 Техническое обеспечение предлагаемой системы досмотра экипажа и судна аэропорта 3 класса
3.1 Технические средства, применяемые при досмотре экипажа и судна………………………………………………………………………….......27
3.2 Устройство, принцип действия, характеристики РГ сканера, порядок его использования при досмотре экипажа и судна……………………………34
4 Расчёт экономических затрат при внедрении предлагаемой системы досмотра экипажа и судна …………..……………………………… ………..42
Заключение…………………………………………………………………….…43
Список использованных источников ……………………………………….….45
Приложение А……………………………………………………………………46
Приложение Б …………………………………………………………………...47
Приложение В……………………………………………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая за 4курс.docx

— 422.40 Кб (Скачать файл)

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ  ДОСМОТРА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА И  ВОЗДУШНОГО СУДНА АЭРОПОРТА 4 КЛАССА

3.1 Технические средства, применяемые  при досмотре членов экипажа  и воздушного судна

Из всего многообразия существующих систем персонального досмотра целесообразнее использовать рентгенографический  сканер, а в частности, СРК «СибСкан» (см. таблицу 3.1.1), так как радиоволновой сканер обладает более низкой чувствительностью и сканирует пассажира только в легкой одежде и только поверхностно.

Рентгенографический сканер – это устройство, предназначенное  для проведения индивидуального (персонального) бесконтактного досмотра, поэтому его  часто называют системой персонального  досмотра или системой рентгеновского контроля (СРК). Система рентгеновского контроля  устанавливается в зоне предполетного досмотра экипажа  с целью надежного обнаружения  скрытых в одежде, обуви, на теле и внутри тела досматриваемого любых  опасных и запрещенных к перевозке  на воздушном транспорте предметов.

Такой выбор  обосновывается:

  • Безопасные для здоровья и чрезвычайно низкие уровни  излучения позволяют гарантированно обнаруживать ампулы с наркотиком, оружие металлическое и керамическое, другие опасные предметы и предметы контрабанды, проносимые не только на теле человека, но и внутри. Это обусловлено высокой чувствительностью;
  • Удобством использования, так как пассажир не должен выкладывать предметы индивидуального пользования, ему не нужно снимать обувь, верхнюю одежду, головной убор и ремень, т. к. по изображению на мониторе можно определить расположение и идентифицировать любые предметы, в том числе и пластиковые.
  • Бесконтактный рентгеновский досмотр обеспечивает соблюдение этических аспектов досмотра некоторых категорий пассажиров, которые в силу религиозных и иных причин предпочитают не снимать обувь или не проходить тактильный досмотр.

Таблица 1. Сравнение СРК с системами  аналогичного назначения

№ п/п

Характеристика 

«СРК», Россия

«Secure Scan»,    Беларусь

«Scannex», ЮАР

«Secure-1000», США 

1.

Размер пикселя, мм

1х1 

1,57х1,57

1х1*

5х5 

2.

Время сканирования, сек.

4-5

15

12

20*

3.

Доза за досмотр, не более, мкЗв

0,35

2÷5*

5,3

0,1

4.

Квантовая  эффективность детектора, %

70

30

45

Нет инф.

5.

Тип детектора 

Ионизационная  
камера

Сцинтиллятор  
+ фотодиод

ПЗС- 
линейка

Полупроводниковый


Примененный принцип вертикального сканирования и оригинальный детектор – многоканальная ионизационная камера (МИК) позволили  обеспечить:

  1. полное отсутствие геометрических искажений вдоль тела человека, ввиду линейного метода сканирования и незначительные геометрические искажения по горизонтали за счет большого фокусного расстояния (2000 мм);
  2. вертикальное направление сканирования и горизонтальное расположение детектора позволило избежать дополнительных искажений (артефактов), вызванных движениями досматриваемого человека во время сканирования, нет необходимости задерживать дыхание во время досмотра. Отсутствие динамической «нерезкости» по полю снимка упрощает анализ снимка и делает обнаружение спрятанных предметов более легким и быстрым;
  3. досматриваемый человек остается неподвижным (в течении не более 5 с) во время досмотра, что создает для него минимум неудобств, связанных с досмотром;
  4. большой размер изображения – максимальная высота сканирования (от подошв до «схода луча» не менее 2 м , при ширине снимка не менее 800 мм , что делает досмотр возможным практически для любого полного или высокого человека. Поскольку сканирование начинается с подошв обуви и заканчивается в момент появления равномерной засветки, то есть сразу после «схода» луча с головы обследуемого, есть возможность обнаружения запрещенных предметов даже, если они спрятаны в подошве обуви.

2 Газоанализатор

Газоанализатор – прибор для  обнаружения взрывчатых веществ  и взрывных устройств.

      Газоанализатор обычно  состоит из трех компонентов:

        • приспособление для взятия проб;
        • анализатор (детектор);
        • блок обработки данных.

Дрейф-спектрометр - это газоанализатор, в котором используется метод  ионной подвижности, предназначенный  для обнаружения взрывчатых, отравляющих  и наркотических веществ.

Газовые хроматографы как разновидность  газоаналитических приборов, учитывая их высокую стоимость и высокие  требования к квалификации операторов, используются в основном в лабораторных условиях для идентификации ВВ в обнаруженных тем или иным способом ВОП. Для оперативного поиска ВВ и ВОП во внелабораторных условиях газовые хроматографы используются довольно редко.

При досмотре ВС и на пункте досмотра экипажа предлагается использовать устройство «Пилот-М1». Оно дает возможность обнаруживать следовые количества взрывчатых веществ различного типа: тротила, динамита, гексогена, ТЭНа и различных составов на их основе включая пластические. Модель не содержит изотопного источника, который очень вреден для оператора и окружающей среды, поэтому использование «Пилот-М1» абсолютно безопасно. В процессе работы аппарат показывает отличную эргономичность и высокую селективность анализа, что в сочетании с высоким уровнем чувствительности обеспечивает еще более качественные результаты. Пороговая чувствительность детектора достигает 1014 г/см3, а время отклика к работе не более 1 секунды, это также положительно влияет на эффективность и производительность досмотра.  

3 Кинологическая  служба

До последнего времени основной объем работ по поиску ВВ и ВОП в условиях мирного времени возлагался на специально подготовленных собак так называемой минно-розыскной службы (МРС). Безусловным преимуществом собак является их способность обнаруживать пары ВВ в чрезвычайно ничтожной концентрации – до 1016 г/см3, что является пока недостижимым результатом для газоаналитических приборов – детекторов ВВ, своеобразных электронных аналогов собачьего носа. Такая чувствительность собачьего носа является его огромным достоинством и в то же время огромным недостатком. В чем достоинство – понятно: собака иногда способна уловить запах ВВ с расстояния до нескольких метров. А вот в чем недостаток? Помимо большого многообразия отвлекающих и раздражающих собаку факторов внешнего воздействия (запахи, например, нефтепродуктов и лакокрасочных материалов, запахи других животных и продуктов питания, шумы), особенно в условиях современных мегаполисов, имеются многочисленные попытки активного противодействия и со стороны организаторов и исполнителей террористических актов с использованием химических или биологических продуктов. Результатом такого воздействия может быть как маскировка запаха ВВ, так и вывод собаки из строя на то или иное время, вплоть до летального исхода. Кроме того, на работу собак большое влияние оказывают погодно-климатические условия, особенно температура и относительная влажность воздуха и локальные турбулентности.

Существуют методы, значительно  повышающие безопасность работы собак  в условиях активного противодействия  и эффективность их работы в широком  диапазоне условий поиска. Одним  из наиболее эффективных методов  является работа со специальными абсорбирующими материалами путем предварительных  отборов проб воздуха. При всем этом собака остается живым организмом со всеми его особенностями функционирования, который далеко не всегда выдает сигнал о своей неработоспособности.

В предложенной структуре досмотра предлагается использование МРС  при возникновении сложностей с  досмотром ручной клади или багажа экипажа, а также при досмотре ВС.

4 Химические  экспресс тесты

В последнее время во всем мире все большее распространение  получают достаточно дешевые и доступные  химические экспресс-тесты для оперативного выявления и идентификации ВВ во внелабораторных условиях.

Преимущество химических тестов обусловлено  задачей оперативного, в ограниченные сроки досмотра больших транспортных потоков или жилых и производственных зданий с большим количеством  помещений в условиях реальной угрозы осуществления крупных террористических актов с использованием ВВ, как это неоднократно имело место в России и ряде других государств.

Нужно подчеркнуть, что выпускались  химические экспресс тесты до последнего времени в виде набора спреев или  капельниц с реагентами-идентификаторами ВВ и комплектом пробоотборников в виде фильтровальной бумаги или бумаги, тканых или нетканых материалов с липким слоем. В различные наборы входит от 2 до 4 реагентов-идентификаторов ВВ последовательного применения для выявления следующих групп ВВ:

1-я группа – полинитроароматические соединения (тринитротолуол или ТНТ, пикриновая кислота, тетрил и ряд других;

2-я группа – сложные эфиры  и нитроамины (ТЭН или РЕNT, гексоген, октоген и нитроглицерин);

3-я группа – аммиачно-селитренные  ВВ и/или черный порох.

Химические экспресс тесты предлагается использовать при досмотре ВС. Это  недорогой и доступный способ идентификации ВВ. Являясь контактным средством поиска, такие тесты  позволяют выявить ВВ в таких ситуациях, когда попытки поиска ВВ по их парам в воздухе могут ни к чему не привести. Некоторые из таких случаев можно привести в качестве примера. При температуре ниже +10 ° С или относительной влажности воздуха более 90% парообразование в ВВ, в том числе и в таких высоколетучих, как ТНТ (TNT), нитроглицерин (динамиты, динамоны) и ЭГДН (этиленгликольдинитрат), падает до минимума или практически прекращается. Естественно, что обнаружение ВВ и ВОП в таких условиях с помощью собак и дрейф-спектрометров становится практически невозможным без использования специальных тактических приемов и технических средств.

Предлагается использовать комплект «Лакмус-4», содержащий 3 реагента-идентификатора ВВ для первых 3-х групп ВВ (без группы хлоратов). Каждый реагент-идентификатор ВВ нанесен предварительно в промышленных условиях в дозированном количестве на собственный пробоотборник из пористого материала, каждый из которых в свою очередь размещен в отдельном плоском герметичном контейнере. Такая схема исполнения экспресс-тестов обеспечивает гарантированное дозированное последовательное воздействие реагентов-идентификаторов ВВ на пробу исследуемого вещества и отсутствие его размывов. В комплект входит от 10 до 50 наборов из 3-х реагентов-идентификаторов ВВ, что является еще одним преимуществом комплекта. Экспресс-тестами можно обеспечить соответственно от 10 до 50 человек для обеспечения возможности их одновременной параллельной работы в отличие от спреев, рассчитанных на проведение при благоприятных условиях хранения и эксплуатации до 50 тестов, естественно путем последовательного применения и только одним человеком.

3.2. Устройство, принцип действия, характеристики  интроскопа, порядок его использования при досмотре экипажа и судна

Рентгеновские установки досмотра – это специальная  аппаратура, предназначенная для  досмотра методом рентгеновского просвечивания  объектов  контроля с целью выявления  в них и их содержимом любых  видов предметов запрещённых к перевозке и их признаков.

По конструкции  и назначению РУД можно разделить  на:

  • флюорографические установки «прямого» изображения;
  • переносные малогабаритные рентгенотелевизионные установки (РТУ) сканирующего типа;
  • стационарные рентгенотелевизионные установки (РТУ) сканирующего типа для досмотра багажа и почтовых отправлений;
  • мобильные или передвижные системы встроенным  базовым элементом которых они являются (Rapiscan, Fi- Scan, Hi- Scan, Microdoza).

Конструктивные  особенности и устройство рентгено-телевизионных установок сканирующего типа показаны на схеме (рис.1).               Рис.1.

На схеме  показаны три основные функциональные системы рентгеновских аппаратов  сканирующего типа: система управления, рентгеновская система и система  получения изображения.

Основным  элементом системы управления является микропроцессорный программированный  блок управления. Он получает управляющие  сигналы от соответствующих управляющих  кнопок пульта управления оператора, от световых датчиков зоны включения и  выключения рентгеновского излучения, регистратора скорости движения конвейера, а также подаёт команды на конвейерную  ленту, рентгеновский генератор, монитор  и модуль детекторной линейки.

Основными элементами рентгеновской  системы интроскопа являются рентгеновский генератор; ленточный транспортер (конвейерная система); веерный рентгеновский луч; коллиматор, формирующий веерный луч.

  • Ленточный транспортер перемещает досматриваемый объект в горизонтальной плоскости с постоянной скоростью относительно веерного луча. Скорость перемещения (порядка 0.2 м/с) поддерживается постоянной с помощью электронной следящей системы.
  • Веерный рентгеновский луч формируется коллиматором, который исключает распространение излучения вне пределов плоского сектора.
  • Рентгеновский генератор работает только в течение времени перемещения досматриваемого объекта в инспекционном туннеле. Такой режим позволяет значительно сократить общее время существования рентгеновского излучения, т. е. повышает радиационную безопасность.

Информация о работе Разработка системы досмотра экипажа и воздушного судна с использованием технических средств - как составной части системы безопасности а