Природа государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Термином «государство» мы обозначаем особый тип социальных
явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением
власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто
владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным
постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом,
государство - это не образование, находящееся над обществом и

Вложенные файлы: 1 файл

Природа государства.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

подчеркнуть ее главное измерение, состоящее в организации общества на

основе интересов обладающей гегемонией группы. С этой целью  элита

создает и воспроизводит, если остальная часть общества позволяет  это,

политико-бюрократический  аппарат, обеспечивающий ее сохранение как

целостности. В обществах, разделенных на касты, сословия или  классы,

возникают социальные конфликты, которые могут быть урегулированы

властью, возвышающейся над  частными интересами. В конечном счете

государственная власть разрешает  конфликты в интересах групп,

занимающих господствующее положение в конкретных обществах, хотя ради

этого она вынуждает их пойти на уступки массам. Таким  образом,

политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов:

она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной

системы, отодвигали бы опасность  любого столкновения социальных групп.

Эту функцию государственной  власти можно назвать посреднической,

причем данная функция  не является нейтральной, а направлена на защиту

особых интересов господствующих слоев общества. В ходе выполнения этой

функции политическая элита  вынуждена в той или иной мере ограничивать

претензии данных слоев, предлагая  и навязывая такие решения, которые  в

большинстве случаев удовлетворяют вступившие в конфликт группы. В

некоторых случаях политическая элита бывает вынуждена заставлять

господствующие группы принимать  условия соглашений, поскольку в

конкретный момент требования масс обладают значительной поддержкой.

При подобных обстоятельствах  проницательная элита, не изменяя

существенным образом  социальной системы, предупреждает  опасный для

интересов господствующих групп  кризис.

Однако элита должна выполнять  посреднические функции не только

между господствующими и  подчиненными группами; в некоторых  случаях она

вынуждается выступать в  качестве арбитра в конфликтах между  различными

частями самих правящих групп. Конфликты внутри господствующих групп

могут оказаться столь  же или даже еще более опасными для их общих

интересов, чем их конфликты  с массами. Поэтому проницательная элита

стремится восстановить единство правящих групп, используя для этого

убеждение, а в случаях  неудачи - и открытое принуждения. Элита ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за

регулирование отношений  с зарубежными государствами, за организацию

национальной обороны  и осуществление дипломатических  отношений.

Умение элиты руководить национальной обороной, регулировать

международные отношения  является столь важным, что она  может укрепить

или потерять свою власть в  зависимости от успеха или не успеха в этом

деле. Политическая элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна

бороться за сохранение суверенитета своего государства в мировом

сообществе.

Итак, выполняя свою посредническую функцию, политическая элита

регулирует потенциальные  и реальные конфликты как внутри государства,

так и вне его.

Политическая элита выполняет  функцию управления государством,

регулируя ход государственных  дел в целом. Для этого создаются  особые

органы и формируются  нормы, призванные регламентировать развитие

общества. В задачи элиты  входит не только обеспечение сохранения и

воспроизводства существующего  общественного порядка, но и контроль,

осуществляемый с большей или меньшей эффективностью и

беспристрастностью, за выполнением  определенных видов деятельности,

необходимых для общества как целого. В любом обществе имеются

проблемы, связанные с  экономикой, обороной, судопроизводством,

контролем за природными ресурсами, здравоохранением, обеспечением

продуктами питания, образованием, коммуникациями и т. д.; политические

элиты пытаются смягчить их и по возможности разрешить. Престиж  элит

тесно связан с успехом или неуспехом этих попыток. Поэтому в политической

жизни важно не то, что  говорит элита о своих действиях, а то, что она делает

на самом деле. Между  целями, о которых заявляет или  которые

действительно ставит перед  собой элита, и их реализацией  в политической

жизни, как правило, лежит  множество препятствий. При этом могут возникать

следующие типы ситуаций: полное достижение поставленных целей,

частичное их достижение, их недостижение, и, наконец, появление

непредвиденных и нежелательных  последствий.

Политическая воля элит реализуется  главным образом через

бюрократический аппарат, включающий в себя лиц, постоянно занимающихся

ведением государственных  дел. Без этого аппарата политическая воля

элиты осталась бы простым  намерением. Элита намечает главные  цели и

магистральные линии деятельности государства, а на бюрократический

аппарат возлагается их реализация; при этом если между элитой и

бюрократическим аппаратом  нет единства целей, последний может

саботировать выполнение любого общего плана.

Бюрократия обладает иерархической  структурой, в ей рамках

существует разделение труда. Члены ее имеют более или менее  высокую

квалификацию для выполнения своих функций и обладают бесспорной

административной властью, которую используют с различной

добросовестностью и эффективностью. Как правило, хотя и не всегда,

положение представителей бюрократии более стабильно, чем членов

политической элиты. Имеются  случаи, когда организованная и сильная

бюрократия в конечном итоге навязывает свою волю, частично

превращаясь тем самым  в политическую элиту. Кроме того, бюрократия

обладает выраженной склонностью  к сохранению и расширению своей

власти в государстве  и, таким образом, к выражению  своих собственных

интересов.

Бюрократия начинает сама использовать государство. В подобных

случаях она выступает как социальная группа с особыми интересами,

которые она может реализовать  при помощи осуществляемого ею

повседневного контроля за ведением государственных дел. Однако, это не

предотвращает появления  конфликтующих фракций в рамках

бюрократического аппарата. Бюрократия далека от того, чтобы быть

однородной социальной группой, поскольку интересы ее представителей,

находящихся на разных уровнях  иерархии, не всегда одинаковы. Поэтому

говорят о "высшей", "средней" и "низшей" бюрократии; эта иерархия, как

правило, соответствует делению  общества на касты, сословия и классы.

Однако конфликты в  рамках бюрократии возникают не только по причине

различия интересов ее членов, находящихся на разных уровнях. Может

случиться и так, что бюрократы, стоящие на одном уровне иерархии, имеют

различные политические и  идеологические привязанности. Например, может

возникнуть конфликт между  двумя бюрократическими группами в  одном

государстве, если каждая из них поддерживает разные фракции

политической элиты. Конфликты  внутри бюрократии отражаются на

управлении делами государства, лишая его согласованности и

последовательности.

Итак, политическая элита  выполняет две главные функции:

посредническую и функцию  управления, - причем опирается на

бюрократический аппарат, который  при определенных условиях может  стать

самостоятельным, а в крайних  случаях - присвоить себе государственную

власть.

Достигая определенного  уровня организации и реальной власти,

политическая элита и  бюрократический аппарат возвышаются  над

обществом, избегая его  контроля. При этом государственная  власть

ощущается другими членами  общества как враждебная всемогущая сила,

неотвратимо навязывающая себя и не оставляющая другого выбора, кроме

слепого подчинения или решительного сопротивления. Именно это

происходит, в частности, в авторитарных государствах любого типа, где

отсутствуют институциональные  механизмы действенного контроля над

политической элитой и  бюрократия. Однако, обретение бюрократическим

аппаратом самостоятельности  возможно и в государствах иных типов.

Так, например, в конституционно-демократических  государствах,

несмотря на наличие определенных средств контроля, политические элиты  и

служащая им бюрократия также  могут обрести самостоятельность  по

отношению к другой части  общества. В частности, это может  произойти, если

правящая партия держит в  своих руках не только исполнительную , но и

законодательную власть, лишая  оппозицию возможности реального  контроля

за политической элитой и  бюрократическим аппаратом.

В подобных случаях, несмотря на видимость демократии, на деле

осуществляется диктатура  правящей партии. Можно возразить, что, если

данная партия получила поддержку  на выборах большинства населения, она

имеет право использовать власть, не принимая во внимание мнение

меньшинства. Однако находящиеся  в подобном положении правительства

часто полагают, что поддержка  большинства на выборах дает право

действовать им заблагорассудится. При этом политические элиты

неправильно интерпретируют доверенный им мандат, переступая границы

своих функций, не принимая во внимание действительные интересы того,

кого они представляют.

Итак, власть элиты и государственно-бюрократического аппарата,

имеющая принудительный характер, может приобрести самостоятельность  и

встать над обществом, подчинив его своему диктату: при  этом возникает

явление, известное как  политическое отчуждение. Политическое отчуждение

является одной из важнейших  проблем, с которыми сталкиваются в  нашу

эпоху самые разные политические системы, следствием чего стали

неоднократные попытки если не уничтожить, то смягчить его.


Информация о работе Природа государства