Права ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:24, реферат

Краткое описание

Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
Дети – один из самых незащищенных и в ряде случаев обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле:
100 млн. детей проживают вне семьи, существуя за счет изнурительного труда, мелкого воровства, проституции, попрошайничества;
50 млн. детей выполняют вредную и опасную для здоровья работу;

Содержание

Введение
Глава 1. Защита прав ребенка
Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь
2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья
2.2 Право на жизнь в семье
2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг
2.4 Право на свободу личности. Право на защиту
2.5 Право ребенка на имя
2.6 Право ребенка на гражданство
Глава 3. Материальные права детей Республики Беларусь
3.1 Право на материальное обеспечение. Право на бесплатный проезд
3.2 Право на жилище. Право на имущество
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

права ребёнка.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Права ребенка

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса, 12 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Политология»

очной (заочной) формы обучения

Ласковая Наталья  Алексеевна

_________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2012

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Защита прав ребенка

Глава 2. Социальные права  детей в Республики Беларусь

2.1 Право детей на жизнь,  достойные условия жизни и  охрану здоровья

2.2 Право на жизнь в  семье

2.3 Право на образование  и труд, на отдых и досуг

2.4 Право на свободу  личности. Право на защиту

2.5 Право ребенка на  имя

2.6 Право ребенка на  гражданство

Глава 3. Материальные права  детей Республики Беларусь

3.1 Право на материальное  обеспечение. Право на бесплатный  проезд

3.2 Право на жилище. Право  на имущество

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Цивилизованность человеческого  общества издавна проявлялась в  защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Дети – один из самых  незащищенных и в ряде случаев  обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле:

100 млн. детей проживают  вне семьи, существуя за счет  изнурительного труда, мелкого  воровства, проституции, попрошайничества;

50 млн. детей выполняют  вредную и опасную для здоровья  работу;

120 млн. детей в возрасте  от 6 до 11 лет лишены возможности  посещать школу; ежегодно 3,5 млн.  детей умирают от болезней, которые  поддаются лечению;

в развивающихся странах  около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

миллионы детей, включая  детей в богатых странах, подвергаются жестокому обращению, сексуальной  эксплуатации, становятся жертвами бизнеса  со стороны торговцев наркотиками.

Т.о., сама реальность является сильнейшим аргументом в пользу защиты детей. Защита прав и законных интересов  ребенка необходима в области  семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного и уголовного законодательства.

Актуальность данной темы определена тем, что концепция прав человека является одной из ведущих  идей XXI века. Интенсивное развитие применительно к нашему времени  приобретает движение за права детей

Степень разработанность  темы. Тема прав ребенка и их защиты имеет не столь давнюю историю, если сравнивать со всей протяженностью во времени дискуссии по правам человека.

Вопросы прав несовершеннолетних в Республике Беларусь получили освещение  в изданиях учебно-методической, педагогической и юридической тематики. Во многих публикациях освещаются такие проблемы как:

Права детей на жизнь;

Защита прав детей;

Ребенок и семья

Права и обязанности детей;

Правовая культура детей.

Не менее важным в развитии научных основ охраны прав ребенка  является проведение научно-практических семинаров, на которых освещаются различные  аспекты данной темы. Например, охрана прав ребенка в области осуществления  правосудия и прокурорского надзора [7, с. 26].

Наиболее известными белорусскими исследователями проблемы прав ребенка  и их охраны являются Л.И. Смагина, В.И. Пенкрат, В.В. Подгруша, А.А. Кеник.

Объект Права ребенка  в Республике Беларусь

Предмет Социальные права  детей и их защита

Целью работы является изучения видов социальных прав детей в  Республике Беларусь и форм их защиты. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Изучение нормативно-правового  обеспечения прав ребенка в Республике Беларусь;

Изучение видов социальных прав детей в Республике Беларусь;

Изучение видов материальных права детей в Республике Беларусь.

 

 

Глава 1. Защита прав ребенка

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является гарантированная  защита государством и обществом  детства, семьи и материнства. Государство  и законные представители детей  должны обеспечить физическое, нравственное и духовное здоровье ребенка, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой  цивилизации [18, с. 191]. Дети – будущее  нашей страны, и каждый ребенок  является ценностью.

Определение прав ребенка  логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере  любви и добра, в семье, среди  близких и любящих людей.

Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять  в 1924 году Женевскую декларацию прав ребёнка.

Следующим важным шагом стало  принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были провозглашены  социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Определение  термина «ребёнок» дается в Конвенции  о правах ребёнка 1989 года: «Ребёнком  является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному  ребёнку, он не достигает совершеннолетия  раннее» (ст. 1 Конценции) [13, с. 3].

В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях  рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и  просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.

Законодательный уровень. Главным  международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка».

Программный уровень. Подкрепляющей  и конкретизирующей государственную  правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать  разработка специальных долговременных социальных программ. Программа «Дети  Беларуси».

Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет  осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут  функционировать социальные управленческие органы в интересах детей

Исполнительский уровень. Функционально  проблемами защиты детей и детства  занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации  и т.д. В некоторых городах созданы  реабилитационные комплексы для  подростков.

Просветительский уровень. Дело первоначальной важности – изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка. В достижении этой цели главная роль отводится общеобразовательной  школе [5, с. 29].

Т.о. государство в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свободы  человека, выполнения им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок.

Права ребёнка являются нормативной  формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они  упорядочивают связь ребёнка  со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности  ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства [13,с.4]. 
Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь

Кодекс о браке и  семье Республики Беларусь посвящает  несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребёнка. Права ребёнка подразделяются на 2 категории:

социальные права;

материальные права.

2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно относится к категории  неотчуждаемых. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных  государств содержат нормы, касающиеся данного права [13, с.5].

Статья 5 Конвенции о правах ребенка 1989 г. и ст. 4 Закона «О правах ребёнка» 1993 г. предусматривается, что  каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники  Конвенции обеспечивают в максимально  возможной степени выживание  и здоровое развитие ребёнка [18, с. 193].

В соответствии со статьёй 24 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на жизнь. Государство  защищает жизнь человека от любых  противоправных посягательств.

Государство защищает жизнь  ребёнка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни  и пожизненного заключения в отношении  лиц, совершивших преступление в  возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона «О правах ребёнка»).

Согласно ст. 27 Конвенции  государства-участники признают право  каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального  развития ребёнка.

В ст. 8 Закона «О правах ребёнка» также закреплено право каждого  ребёнка на уровень жизни и  условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного  развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Статьей 24 Конвенции предписано право ребёнка на пользование  наиболее совершенными услугами системы  здравоохранения и средствами лечения  болезней и восстановления здоровья. Статья 5 Закона «О правах ребёнка» определяется неотъемлемое право ребёнка на охрану и укрепление здоровья. Государство  создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья, обеспечивает здоровое развитие ребёнка, предоставляет детям  бесплатную медицинскую помощь [18, с. 194].

 

2.2 Право на жизнь в семье

Право на жизнь в семье  закреплено в ст к Конвенции о  правах ребёнка 1989 г., согласно которой  каждый ребёнок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей  и рассчитывать на их заботу [18, с. 196]. Ст. 185 Кодекса о браке и семье  Республики Беларусь закрепляет право  каждого ребёнка на жизнь в  семье. Т.е., согласно вышеназванной  статье, все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и  родственников. Семейное воспитание является наилучшей формой воспитания, которое  выработало человечество. Оно позволяет  обеспечить нормальное интеллектуальное и социальное развитие ребёнка [13, с. 6].

Право детей жить и воспитываться  в семье не может быть реализовано  лишь а исключительных случаях, когда  совместное проживание с родителями противоречит интересам ребёнка, в  частности при лишении или  ограничении родительских прав.

Право ребёнка жить и воспитываться  в семье, кроме того, включает в  себя права:

на знание своих родителей;

на заботу своих родителей;

на обеспечение его  интересов и всестороннее развитие;

на уважение его человеческого  достоинства [18, с. 196].

 

2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг

Право на образование закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 49 Конституции Республики Беларусь, в п. 1 и 2 ст. 186 Кодекса, в ст. 23 Закона «О правах ребёнка» и в ст. Закона «Об образовании в Республике Беларусь». Суть этого положения  сводится к тому, что дети имеют  право:

на равные возможности  доступа к национальной системе  образования;

на получение бесплатного  образования, в том числе на родном языке;

на получение бесплатного  среднего и профессионально-технического образования в государственных  учреждениях образования;

на выбор учреждения образования  и получения образования;

на получение профессии  в соответствии со своими склонностями и способностями.

Право на труд закреплено в  ст. 32 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 41 Конституции Республики Беларусь, в п. 3 и 4 ст. 186 Кодекса, в ст. 272-282 Трудового  Кодекса Республики Беларусь, в ст. 24 Закона «О правах ребёнка». Основные положения этих нормативных актов  сводятся к следующему:

по достижении шестнадцати  лет несовершеннолетние имеют право  на самостоятельную трудовую деятельность;

с письменного согласия родителей  или попечителя трудовой договор  может быть заключен с ребёнком, достигшим 14 лет;

Информация о работе Права ребенка