Понятие и развитие совреенной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Роль правового государства и гражданского общества в современной мире чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений. Нынешний этап развития современных государств отличается особой сложностью и неопределённостью. Идет крутая ломка общественных отношений. В России демонтируется старый хозяйственный механизм и создаётся структура и инфраструктура рынка. Правовое государство в этом случае выполняет целый ряд функций, необходимость которых определяется вектором самих радикальных трансформаций.

Содержание

1. Введение 3
2. Проблема гражданского общества 5
3. Характеристика применяемого метода, характеристика анкеты, глоссарий 11
4. Анкета по проблеме алкоголизма 13
5. Заключение 16
6. Литература 18

Вложенные файлы: 1 файл

политология и социология.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политология и Социология»

по теме «Гражданское общество в современной России»

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила: студентка  заочного обучения

                                                Специальность: Экономика и управление

                                                        на предприятии АПК                   

          Шифр ЭЧ-11-4598

                                                        Скачкова Елена Николаевна

                                                        Проверила: Кобелева Екатерина Аркадьевна

 

 

 

Пермь 2014

 

Содержание

 

 

 

1. Введение

 

Роль правового государства и гражданского общества в современной мире чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений. Нынешний этап развития современных государств отличается особой сложностью и неопределённостью. Идет крутая ломка общественных отношений. В России демонтируется старый хозяйственный механизм и создаётся структура и инфраструктура рынка. Правовое государство в этом случае выполняет целый ряд функций, необходимость которых определяется вектором самих радикальных трансформаций.

В связи с этим актуальность исследования определяется тем, что в условиях современных трансформационных процессов и перехода от системы централизованного планирования и управления к рыночной экономике объективно требуются адекватные целенаправленные действия со стороны государства, выполняющего в этих условиях, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить переход к рыночной экономике.

Цель данной работы – рассмотреть сущность гражданского общества в государстве. Задачи работы:

1. Исследовать понятие гражданского общества;

2. Рассмотреть связь гражданского общества и правового государства;

3. Исследовать основные признаки гражданского общества.

Объектом изучения работы является гражданское общество в России.

Предметом стали проблемы формирования гражданского общества в России.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

Представляется, что анализ тематики гражданского общества достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Гипотеза состоит в том, что существует множество факторов, которые могут повлиять на формирование гражданского общества.

Теоретической основой исследования послужили монографии и научные статьи современных российских авторов. Отметим монографию  А. И. Коваленко «Правовое государство: концепции и реальность».

Методы исследования – анкетный опрос. Исследование представляло собой анкетный опрос и проходило в письменной форме.

 

 

2. Проблема гражданского общества

 

Без свободной личности с высоким уровнем правового самосознания и культуры нет гражданского общества. Поэтому необходимо попытаться определить те характеристики личности, особенности социального поведения индивидов, которые способствуют формированию гражданского общества. Р. Дарендорф в качестве социальной базы гражданского общества рассматривает в первую очередь тех индивидов, которые способны реально отстаивать свою свободу.

 Гражданское общество представляет собой сферу общественного взаимодействия людей по поводу их общих целей и задач. Оно возникает не в силу законов рынка и не по воле власти, а в результате общественной инициативы и самодеятельности различных групп и объединений лично свободных людей. Понятие гражданского общества подразумевает некоторую степень (потенциальной) политико-правовой и экономической свободы человека по отношению к государству. Именно в «пространстве свободы» социально активных личностей конституируется гражданское общество как определенная система экономических, политических и правовых отношений между людьми, не зависимая от государства. Таким образом, государство, не вмешиваясь в частную жизнь человека, устанавливает определенные правовые нормы и обеспечивает их соблюдение всеми своими учреждениями и законами. Оно очерчивает те пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению, не посягая при этом на права и свободы других граждан.

Идея правового государства неизменно связывается в специальной литературе с идеей гражданского общества.

Понятие гражданское общество появилось в XVII веке, сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых.

Они отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан1.

Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано лишь в «современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т.е. личной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга»2.

В качестве основополагающих принципов, на которых функционирует общество, Гегель называет личную свободу, частную собственность, «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.

У основоположников марксизма речь шла о построении коммунистического общества без государства. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда. Поэтому с точки зрения применительно к будущему отношения между государством и гражданским обществом теряли всякий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений и правовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свободы вы не вправе поднять вопросы о свободах3.

Существует такое мнение, которое отождествляет гражданское общество с человеческим обществом вообще. Несомненно, что общество возникло уже в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но, как отмечает Л.С. Мамут, это не дает основания смешивать категорию «общество», как человеческую общность вообще, с категорией «гражданское общество», возникшей на определенном этапе развития человеческого общества, прежде всего западной цивилизации4. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.

Проблема определения понятия «гражданское общество» является объектом обсуждения в политологии, философии, социологии, юриспруденции, а также в рамках других наук.

Как отмечает К. Гаджиев, понятие «гражданское общество» отражено в идеях «полиса» Аристотеля, «societas civilis» Цицерона, где «гражданское общество» и государство представлялись как тождественные и взаимосвязанные термины5.

По мнению Алексаняна А.С., теория «Общественного договора» Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и других философов, «которые стремились к созданию гражданского состояния, в своем историческом динамизме привела к созданию теории не только гражданского общества, но и индустриального и постиндустриального обществ, массового общества, теории традиционного и глобального общества, открытого и закрытого, посткоммунистического и информационного обществ и т.д.»6.

Многие исследователи, анализируя сущность гражданского общества, вводят в употребление новые концепции. Например, как отмечает А. Кочетков, в 80-90 годах прошлого столетия З. Захарев, М. Кризан, Дз. Кии, Д. Плевник вводят понятие «социалистическое гражданское общество», а Ф. Шмиттер - «национальное и транснациональное гражданское общество», А. Одинцова - «абсолютное, относительное и реальное гражданское общество», Е. Шацкий, А. Галкин и Ю. Красин - «моральное гражданское общество», Г. Вайнштейн и О. Орлова - «демократическое гражданское общество», В. Зотов - «всеобщее правовое гражданское общество»7 и т.д.

Следует отметить, что в литературе имеет место много неопределенностей и разногласий не только об определении понятия «гражданское общество», но и о его сущности. В частности, не ясны те основные компоненты, посредством которых определяется понятие «гражданское общество». Выделяются различные компоненты, которые, по мнению того или иного исследователя, по содержанию наиболее характерны для гражданского общества. Например, в одном политологическом словаре отмечается, что сущность гражданского общества заключается в негосударственном и неполитическом характере, а также в противоречивости и альтернативности политическому государству8. В другом политологическом словаре понятие «гражданское общество» определяется посредством понятий «демократия», «самоуправление» и «неполитическое отношение»9.

Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

- права и свободы человека;

- равенство всех перед законом;

- принцип разделения властей;

- разрешение конфликтов через справедливый суд.

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов гражданского общества.

В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Рассмотрим подробнее основные признаки гражданского общества.

В.И. Жуков, прежде всего, выделяет наличие в обществе свободных владельцев средств производства10. Смысл данного признака гражданского общества заключен в слове «свободный», имеется в виду – от диктата, от вмешательства в производственные дела государственных органов, политической власти.

Опыт XX века показывает, что чрезмерное освобождение владельцев средств производства от влияния политических структур усиливает анархию и произвол в экономике, приводит ее к кризисам типа «Великой депрессии» в США в 1929-1933 годов, или отечественного экономического кризиса 90-х годов. Преобладание же политической сферы приводит человечество к еще более тяжелым кризисам, какими стали первая и вторая мировые войны. Поэтому сегодня в развитых капиталистических странах устраивается и старательно поддерживается равновесие во влиянии экономики и политики друг на друга11.

Основной проблемой формирования гражданского общества в нашей стране является ускоренное создание и развитие института частных – коллективных и индивидуальных – владельцев средств производства. Именно они – достаточно развитые и организованные, пользующиеся мировым позитивным опытом и собственными прогрессивными традициями – смогут сделать то, что в индустриально развитых странах уже сделано: добиться паритета с политическими структурами – в качестве первого шага к выводу страны из того кризиса, в котором она оказалась12.

Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

Информация о работе Понятие и развитие совреенной России