Политология. Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:12, реферат

Краткое описание

Какое все же определение первоначально давалось самому понятию «политическая система»? Один из трех «отцов-основателей» системно-политологической традиции Д. Истон определяет политическую систему как «совокупные взаимодействия и поведение, посредством которых авторитарно распределяются ценности»8. Другой "отец-основатель» Г. Алмонд дает более подробную характеристику политической системы, понимая под ней «существующую во всех автономных обществах систему взаимодействий, которая осуществляет функции интеграции и адаптации (одновременно, как внутренние, так и внешние, в отношении других обществ) при помощи использования или угрозы применения легитимного физического принуждения»9.

Вложенные файлы: 1 файл

polit.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Какое все же определение первоначально  давалось самому понятию «политическая  система»? Один из трех «отцов-основателей» системно-политологической традиции Д. Истон определяет политическую систему  как «совокупные взаимодействия и поведение, посредством которых авторитарно распределяются ценности»8. Другой "отец-основатель» Г. Алмонд дает более подробную характеристику политической системы, понимая под ней «существующую во всех автономных обществах систему взаимодействий, которая осуществляет функции интеграции и адаптации (одновременно, как внутренние, так и внешние, в отношении других обществ) при помощи использования или угрозы применения легитимного физического принуждения»9.

Итак, в  политологию из естественных наук, биологии (Л. фон Берталанфи) и кибернетики (Н. Винер) вторгается системный, в основе своей «внеисторичный» (синхронный) подход. На возникновение структурно-функциональной модели политики повлияли труды социологов (Парсонс), антропологов (Радклифф-Браун, Малиновский) и экономистов (Леонтьев), многие из идей и концептов которых были адаптированы к модели политической системы, Наиболее же серьезные разработки в области теории политической системы связаны, как уже отмечалось выше, с «системной» моделью Д. Истона, «функциональной» моделью Г. Алмонда и «кибернетической» моделью К. Дойча.

 

Первой  по времени среди этих работ была системная модель политической жизни  Д. Истона, который поставил амбициозную  задачу построения «большой теории», сочетающей четкий методологический, «макросистемный» каркас с бихевиористским способом изучения политического поведения и сбора о нем эмпирических данных. В целой серии работ, написанных в 1950-60-е гг. («Политическая система» (1953), «Модель для политического исследования» (1960), «Системный анализ политической жизни» (1965)), Д. Истон пытается выстроить целостную теорию, основывающуюся на изучении «прямых» и «обратных» связей между собственно политической системой и ее внешней средой, в известном смысле заимствуя кибернетические принципы «черного ящика» и «обратной связи», и используя тем самым в ходе концептуализации системный подход и элементы общей теории систем. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь», или воздействие системы на среду (схема 4).

Схема 4.

Модель  политической системы Д. Истона*

 

 

В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Во-первых, это «вход (input)», воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему в форме требований и поддержки. Например, это может быть требование населения снизить подоходный налог при одновременной легитимной поддержке деятельности правительства в целом. Во-вторых, «конверсия» (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. В-третьих, это «выход (output)», принятие решений и их реализация в форме практических акций. И наконец, в-четвертых, результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи» (feedback loop). Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде.

* Историк: Easton D. A Framework for Political Analysis. Englуwood Cliff 1960.

Понятие и  сущность политического режима

Понятие политического  режима появилось в западной политической науке еще в XIX ве-  ке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин «режим» происходит от латинского «regimen» (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово «regime», обозначающее приблизительно то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Остановимся лишь на наиболее распространенных из них.

Два основных направления в политической науке аккумулируют в себе большинство концептуальных интерпретаций и дефиниций понятия политического режима: правовое и социологическое. В первом случае политический режим редуцируется лишь к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования государства, связанные с декларируемыми нормами конституционного права. Таким образом, понятие «политический режим» становится довольно близким по смыслу к «форме правления» государства, его конституционно-правовому режиму. На базе формально-правовых критериев выделяются режимы демократические, где право ограничивает действие правительства, и автократические, где существует произвол правителей, не соблюдающих законов. В рамках приведенного подхода весьма существенным является отношение государственных органов к провозглашенным конституционно-правовым нормам (в том числе и к основным правам и свободам граждан), а также внутренний механизм институционального взаимодействия органов государственной власти.

Другое, более  современное, социологическое направление  в интерпретации политических режимов  исходит из иных критериев в его  определении. М. Дюверже считает, что  политический режим это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой,— способы политического участия партий и групп давления. Р. Макридис исходит из функциональной концепции политической системы, в соответствии с которой «политический режим» определяет специфические пути и способы, при помощи которых идеально заданные функции системы реализуются в процессе практического функционирования государственных институтов. При этом весьма существенным является тот момент, что одна и та же политическая система может в зависимости от исторических обстоятельств функционировать в различных режимах. Советская политическая система, например, в разные периоды работала в различных режимах: от сталинского террора 30 — начала 50-х годов до либерализации в период перестройки в середине-конце 80-х годов.

 

Для характеристики взаимодействия власти и общества в американской политологии  используется понятие «политическая  система», представляющая совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению Г. Алмонда, политическая система включает помимо политических институтов социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Взаимодействие мира политики и экономической сферы, гражданского общества (социальной и духовной сфер) имеет системный характер, т. е. изменения одного из элементов непременно ведет к изменению всей целостности (общества). Это означает - мир политического можно понять лишь из взаимосвязей его с тем, что не является политикой. Как, впрочем, верно и обратное - изменения в неполитических сферах осуществляются под влиянием политики.

Известно, что целью всякой политической деятельности является власть - либо влияние  на нее, либо участие в ней. Власть выступает непосредственным содержанием  политики. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто ее осуществляет, с тем, что в совокупности составляет социальную среду, в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ресурсами, ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью.

При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь  характер прямого воздействия власти и среды друг на друга на основе выполнения политических ролей. Например, государство, как носитель и субъект власти, осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают правомерность принимаемых властью решений и выполняют их. Однако воздействие может быть косвенным и не иметь прямого характера. Например, повышение налога на прибыль создает возможность увеличить поддержку работников бюджетных сфер.

Следовательно, взаимодействие власти и гражданского общества определяет характер изменений социальной системы, ее стабильность и динамизм. Вот почему важно знать, как общество влияет на распределение власти. Не менее значимо также понимание форм и параметров воздействия власти на гражданское общество. Взаимодействие и взаимозависимость власти и общества выражаются понятием «политическая система».

 

3. Субъекты политической системы

В состав политической системы входят субъекты непосредственно политические и косвенно политические. К первым относятся: государство в лице его некоторых органов и должностных лиц (глава государства, парламент, правительство, учреждения и лица при государственных органах, осуществляющие связи с общественностью, избирательные комиссии и др.), политические партии, общественно-политические движения, политически ориентированные общественные объединения. Ко вторым относятся некоторые государственные органы, которые сами по себе не вправе участвовать в политической борьбе за власть, но включаются в реализацию общей государственной политики (суды, правоохранительные и контрольные органы).

Кроме того, к ним относятся также  неполитические общественные объединения, профсоюзы, религиозные объединения  и конфессии, объединения предпринимателей, СМИ, которые в условиях демократии играют значительную роль в представительстве интересов, защите прав членов и групп общества и, таким образом, оказывают косвенное влияние на политику. Особое место среди таких субъектов занимает местное самоуправление. Являясь разновидностью публичной власти, местное самоуправление осуществляет властные полномочия. Вместе с тем, местное самоуправление – это деятельность прежде всего населения по решению собственных текущих вопросов жизнедеятельности. В силу этого, как считают некоторые исследователи, можно говорить о местном самоуправлении как об институте гражданского общества, который способен оказывать значительное влияние на политику.

4. Функции политической системы

Анализ субъектного состава  политической системы тесно связан с выяснением ее функций. Понятие  «функции» (functio латин. – исполнение) многозначно, но в теории государства и права для характеристики политической системы можно говорить о двух основных значениях. Данное понятие, во-первых, раскрывает роль политической системы общества в организации целенаправленных, скоординированных, стандартизированных (норматизированных), легитимных действий членов общества, формировании их отношения по поводу распределения ресурсов власти. Во-вторых, функция политической системы заключается в поддержании оптимального соотношения и взаимовлияния на территории государства в целом и территории локального местного сообщества таких переменных, как: а) общество и государство; б) основных сфер жизнедеятельности общества и государства – социальной (коммунально-бытовая, здравоохранение, охрана окружающей среды), духовной (образование, мораль, религия), экономической (агентно-профессиональная, производственная деятельность).   

Понятие функции политической системы  наиболее разработано у Г.Алмонда. Он делит такие функции  на две  базовых группы: 1) функции «ввода» и 2) «вывода». Соответственно выделяются четыре функции «ввода»: а) политическая социализация и привлечение к участию; б) артикуляция интересов (их обозначение а лозунгах, привлечение внимания к ним, их объяснение); в) агрегирование интересов (соединение их в программах, провозглашение в целях движения, партийных документах); г) политическая коммуникация (обмен информацией, опытом). Наряду с ними три функции «вывода»: а) разработка норм; б) применение норм; в) контроль за соблюдением норм. Функции «ввода» осуществляют в основном негосударственные институты, а функции «вывода», наоборот, в основном государственные органы.

В обобщенном виде все функции политической системы можно представить следующим  образом:

• внесистемные, направленные на взаимодействие с другими подсистемами общества (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные);

• регуляционные, экстракционные (мобилизационные), дистрибутивные (распределительные) и реактивные (классификация Д.Истона и Дж.Пауэлла).

Среди названных функций следует  особо сказать о функции политического  целеполагания, которая выступает  как одна из определяющих. Она включает в себя разработку целей, задач, программ деятельности, прогнозирование и планирование мобилизации ресурсов, интеграции общества, регулирования режима социально-политической деятельности, распределения ценностей, легитимации публичной власти. В качестве субъектов целеполагания выступают такие элементы политической системы как органы государственной власти, политические партии и другие полугосударственные и негосударственные институты (общественные объединения, группы интересов, в том числе профсоюзы, объединения предпринимателей), а также в определенной степени религиозные объединения, СМИ, кооперативные организации и др.

Необходимо  учитывать, что функции отдельных  субъектов не совпадают по объему с функциями политической системы  в целом. В целом же, политическая система создает условия для  легитимной, законной, относительно «прозрачной» конкуренции и борьбы за власть разных субъектов, для участия граждан и объединений в представительстве своих интересов, оптимизации законодательного, избирательного, парламентского процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политология. Политическая система