Политические учения Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:29, реферат

Краткое описание

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…3



1. Политическая мысль Древнего Востока……………………………………………...4



1.1. Индия……………………………………………………………………………….…4



1.2. Древний Китай………………………………………………………………………..7



2. Политические учения Древней Греции ……………………………………….….…11



2.1. Демокрит…………………………………………………………………………….11



2.2. Сократ и Платон…………………………………………………………………….12



2.3. Аристотель…………………………………………………………………………..15



3. Взгляды на политику Сенеки и Цицерона…………………………………………..18



Заключение………………………………………………………………………………19



Список использованной литературы…………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Политология.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

  Вывод: современный мир перенял от Древней  Греции феномен общественной власти, а от Древнего Рима - принцип разделения власти. Огромную роль в политической жизни Древнего Рима сыграл Цицерон, который сумел охарактеризовать понятие "государство", что в последствии прибавило ему массу сторонников. 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

  Политология, как наука, образовалась не так давно. Она берет свои истоки с древности, но до 19 в. она была частью философии, а также тесно связана с религией. Религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью человека в овладении миром - духовным и практическим.

  Впервые слово "полития" использовал Аристотель. Уже в древние времена появляются политические учения и представления о государстве и власти. История политических учений - это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.

  Уже в древних государствах Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя. Т.к.в древние времена политика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель- улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм, учения Платона). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности. Другие же учения (Аристотель, Конфуций) выражают интересы большей части населения, улучшения уровня жизни, сглаживают социальное неравенство. Необходимо отметить, что именно Древние времена возникла одна из мировых религий - буддизм. Тем не менее, каждое учение служило основой для дальнейшего развития политической мысли и рождалось в конкретных условиях жизни данной страны. 

  Основные  понятия.

  Монархия (греч. monarchia - единовластие) - одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках  одного лица - монарха - верховной власти, которая передается по наследству. Различают абсолютную (неограниченную) и конституционную монархии.

  При абсолютной монархии всевластие главы  государства не ограничено конституцией. Исполнительные органы государственной  власти полностью подотчетны, подконтрольны монарху. Такая форма правления почти исчезла с арены современной политической жизни.

  При конституционной монархии власть главы  государства определена конституцией, другими законодательными актами. Власть монарха не распространяется на законодательную  и исполнительную ветви государственной власти. Законодательная власть находится у парламента, а исполнительная - у правительства, которое образуется на основе парламентского большинства, а следовательно, ответственно перед органом, его избравшим, то есть парламентом, а не монархом. Монарх подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Поэтому все издаваемые им распоряжения подтверждаются главой исполнительной власти и только после этого приобретают силу закона.

  Аристократия (греч. aristokratia от aristos - лучший и kratos - власть) - форма правления в государстве  и социальный строй, осуществляющий в нем власть. В античности правление  аристократии считалось наилучшим, как власть достойных, компетентных людей (ученых, философов, знати), в отличие от тирании, охлократии (власти толпы), тимократии (власти корыстных людей). В новое время сторонником аристократии являлся, например, Г. Гроций. В других концепциях (Болингброк, Э. Беок. И. Бентам) аристократия выступает в качестве элемента "смешанной формы правления", конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным - монархическим, демократическим структурам в государстве, а также гарантом от узурпации власти. В Англии носителем принципа аристократии считалась палата лордов - верхняя палата британского парламента. В истории аристократическая республика существовала, к примеру, в античной Спарте, в средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде, в Голландии нового времени. В государствах с монархическим строем аристократия носила черты латентной или открытой политической оппозиции верховной власти, являясь таким образом ограничителем ее безраздельного господства.

  Олигархия - политическая олигархия означает политический режим, где вся полнота  власти принадлежит определенной обособленной элите (военным, латифундистам и пр.). Вместе с тем употребляются понятия "финансовая олигархия", "промышленная олигархия", указывающие на общественную сферу и социальный слой, осуществляющий здесь безраздельное господство. Политическую олигархию следует отличать от аристократии и политической элиты. Наличие в государстве политической олигархии указывает на корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение.

  Тимократия (греч. timos - цены, честь; kratos -власть) - форма олигархии в Древней Греции, правление при котором власть принадлежит привилегированному большинству с высоким имущественным цензом. Тимократия означала практику разделения народа в зависимости от имущественного ценза, когда определялись размеры денежных платежей, воинская повинность, а также возможность содержать необходимое количество конец и т.д., что существенно влияло на определенные права.

  Термин  тимократия встречается у Платона ("Государство", 8, 545) и Аристотеля ("Этика", 8-12). По Аристотелю, тимократия - это государственное устройство, при котором граждане обладают определенными политическими правами в зависимости от размеров их имущества. По Платону, тимократия (тимархия)- это господство благородных и честолюбивых воинов, что берется за честь и основу. Тимократия рассматривается как близкая к "наилучшему государству". Платон подчеркивает и недостатки тимократии, которые он видит в неком элементе нестабильности.

  Тирания - форма государственной власти, устанавливаемая насильственным путем т основанная на единоличном правлении. Особенностью является то, что она возникает в переходной период борьбы народа (демоса) с родовой знатью (аристократией) и опирается на народ для борьбы с аристократической оппозицией. Социальный смысл оправдания власти тиранов специалисты устанавливают в проведении непопулярных реформ, направленных объективно на улучшение положения демоса, развития новой социальной иерархии, формировании сильной государственности.

  Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

  Экономической основой демократии выступает рынок, позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей  деятельности, свободным от диктата  политической власти. На базе отношений  собственности создается гражданское общество - непосредственное условие демократии, ее социальное начало, при котором юридический закон является основным регулятором общественной и индивидуальной жизни, обязательным для всех и выполняемым всеми. Путь демократизации - это процесс осознания и реализации на практике сути и принципов демократии, их ограниченного временем и пространством механизма действенности; свободное, компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво, законно, культурно добивающихся становления и развития демократических основ общественной и политической жизни общества и государства. Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают демократии гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократии прямую, непосредственную и опосредованную, представительную. К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, а непосредственной - референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и другие. 

  Полития - первое название "политики", данное Аристотелем.

   
ЛИТЕРАТУРА. 
 

1. Человек и  общество: Краткий энциклопедический  словарь - справочник (политология)/ отв.ред.Борцов Ю.С., науч.ред.Кортец  И.Д. Ростов-на Дону: из-во "Феникс", 1997 - 608с.

2. Мальцев В.А.  Основы политологии: учебник для  вузов. - М.:ИТРК РСПП, 1997

3. Зеркин Д.П.  Основы политологии, Ростов-на-Дону, 1997

4. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н. История политических  учений, М, 1994

5. Коротец И.Д.  Теория политологии, 1998

6. Отв. ред.: Нерсесянц В.С., Редкол.: Грацианский П.С., Мамут Л.С., Мартышин О.В.
История политических и правовых учений. Древний мир, 1985 г.

7. Аристотель. Политика// Политология: хрестоматия/ Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М:Гардарики, 2000. С. 106-125.

8. Мухаев Р.Т.  Политология: Учебник для вузов.  М: Приор, 2001. С. 28-33.


Информация о работе Политические учения Древнего мира