Политические режимы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Содержание

1. Политический режим: понятие и классификация 3

2. Характеристика основных типов политических режимов 6

2.1 Демократический государственно-политический режим 6

2.2 Авторитарный государственно-политический режим 10

2.3 Тоталитарный государственно-политический режим 14

Список использованных источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

КР_политология вариант 11.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Политический режим: понятие и классификация 3

2. Характеристика основных типов политических режимов 6

2.1 Демократический государственно-политический режим 6

2.2 Авторитарный государственно-политический режим 10

2.3 Тоталитарный государственно-политический режим 14

Список использованных источников 17

 

Тема 11

Политические режимы современности

1. Политический режим: понятие и классификация

Основные  категории: политический режим, тоталитарный режим (тоталитаризм), авторитарный режим (авторитаризм), демократический режим (демократия).

Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Термин «политический  режим» появляется в научном обороте  в 60-е гг. XX века, категория, «политический  режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера  должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы  государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии  того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию  политического (государственного) режима.

Для характеристики формы государства имеет большое значение политический режим в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), а также в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы  государства отражаются внеправовые  или правовые способы осуществления  власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений  об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств  и методов практического осуществления  правящими кругами, главным образом  высшими должностными лицами, государственной  властной воли.

Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность  политической власти; управляемость  субъектов политики, приемлемую для  власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной  власти, реализацию интересов властвующей  элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений  с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом  легитимности.

Понятие «политический  режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

  • Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
  • Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
  • Характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность государственного аппарата;
  • Место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • Тип политического поведения; характер политического лидерства;
  • Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • Политическое и юридическое положения и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
  • Меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

 

 

2. Характеристика основных типов политических режимов

2.1 Демократический  государственно-политический режим

Демократический политический режим – это такой режим, при котором источником власти является народ1.1

Он основывается на демократических  методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.

Характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей;

2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами";

3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами;

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его;

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Существуют условия формирования и функционирования демократического политического режима такие, как:

1) Политические, которые характеризуются развитостью гражданского общества, стабильностью политической власти, существованием и функционированием политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы, наличием политического плюрализма;

2) Экономические условия предполагают наличие: высокого уровня индустриального и экономического развития в целом, высокой степени урбанизации, развитости массовых коммуникаций, а также существование рыночной конкурентной экономики и, наконец, плюрализм форм собственности;

3) Внешнеполитические условия обусловлены: прямым военным, политическим, экономическим, культурно-информационным воздействием, влиянием примера демократических государств, а также стабильными дружественными отношениями с другими государствами и отсутствием военной угрозы.

4) Социальные условия заключаются в относительно высоком уровне благосостояния граждан, в сглаживание социального неравенства, в рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), в социальном плюрализме и в наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.

5) Культурные условия предполагают: грамотность населения (его образованность в целом), гражданскую политическую культуру и демократические традиции.

6)  Религиозные условия предполагают наличие религии с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).

Также существуют гарантии функционирования демократического режима. Такие гарантии, как:

  • Система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.
  • Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.
  • Своевременное полное политическое информирование граждан.
  • Ограничение срока пребывания в представительных органах власти.
  • Упрощение отзыва депутатов и смены чиновников.

Хотелось бы отметить, что без демократического политического  режима в государстве невозможно полное и всестороннее соблюдение прав и свобод человека. Именно на это в демократическом обществе направленно функционирование всех элементов политической системы.

Демократического общества не может быть без законодательства, устанавливающего гарантии соблюдения общепринятых прав человека, без наличия  эффективных механизмов их защиты, в том числе без нормально  функционирующей подлинно независимой  судебной системы, без равенства  всех граждан перед законом и  судом, независимо от имущественного и  социального положения. Любое по-настоящему демократическое общество стремиться построить правовое государство.

Истинно демократическое  государство ограниченно в возможности  вмешательства в частную жизнь  граждан, деятельность их объединений. Гражданам должна быть предоставлена  большая степень свободы в  выборе форм и механизмов осуществления  своих гражданских прав (более  того это касается экономических, культурных, а также социальных прав). Необходимым  признаком демократического политического  режима является развитое гражданское  общество2.2.

Однако демократический режим имеет некоторые проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

 

2.2 Авторитарный государственно-политический режим

Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья - в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией. Многие ученые считают авторитарный режим промежуточным между демократией и тоталитаризмом3.3.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения  и насилия армии. В отличие  от демократического режима власти, где  репрессивный аппарат действует  в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и  порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного  участия в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические  институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство - это я», высказанном Людовиком XIV.

Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические  связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Авторитарный режим  обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой  конкуренции политических субъектов. Монополия на власть - принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Информация о работе Политические режимы современности