Политические партии в России на примере ЛДПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить значимость Либерально-демократической партии в политической системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты деятельности политических партий в России,
- проанализировать деятельность либерально-демократической партии.
Предметом курсовой работы является деятельность ЛДПР, объектом – либерально-демократическая партия России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты деятельности политических партий …………… 5
1.1. Политические партии: понятие, виды, функции ……………………… 5
1.2. Сущность и генезис политических партий ……………………………… 9
1.3. Классификации политических партий, основные типы партийных систем
………………………………………………………………..……….
11
2. Анализ деятельности политических партий на примере Либерально-демократической
партии ……………………………………………………
11
2.1. Становление и образование ЛДПР …………………………………... 15
2.2. ЛДПР как патриотическая партия России …………………………… 18
2.3. Практическая программа ЛДПР
……………………………………...
21
2.4. Международная деятельность партии ………………………………….. 24
Заключение ………………………………………………………………….. 26
Список используемых источников …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Полит партии.docx

— 73.85 Кб (Скачать файл)

Попытки принять специальный  закон «О политических партиях» в 1995 году успехом так и не увенчались.8 декабря 1995 года, после двухлетней ожесточенной борьбы между левыми и правыми, Государственная  Дума одобрила этот законопроект, но в  феврале 1996 он был отклонен Советом  Федерации. В августе 2000-го Владимир Путин поручил Центризбиркому создать  для подготовки нового законопроекта  рабочую группу с участием представителей Центральной избирательной комиссии, Кремля и Государственной Думы.

Согласно закону "Об общественных объединениях" 1995 года политические партии оказывались в одном ряду с прочими организациями, созданными по инициативе граждан, за исключением  религиозных, а также коммерческих организаций и создаваемых ими  некоммерческих союзов (ассоциаций).

Также закон распространяется на деятельность созданных на территории РФ структурных подразделений (организаций, отделениях или филиалов и представительств) иностранных неправительственных объединений.

Граждане имеют право  создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной  власти и органов самоуправления, а также право вступать в такие  общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим  Федеральным законом, и приобретать  права юридического лица либо функционировать  без государственной регистрации  и приобретения прав юридического лица[9].

Политические партии и  политические движения выделялись как  самостоятельные виды общественных объединений (статья 4 и 9 закона «Об  общественных объединениях»). Политические партии рассматривались как общественные объединения, которые участвовали  в политической жизни общества, в  организациях и осуществлении государственной  власти, в выборах. Но при этом закон об общественных объединениях  представлял всем общественным организациям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности право участвовать в избирательных компаниях «при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах»  (но эта оговорка не имеет практического значения – любое объединение могло включить такое положение в свой устав).

Кроме этого, существовало право  профсоюзов «участвовать в выборах  органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным  законодательством и законодательством  субъектов Российской Федерации», поэтому, как показали парламентские выборы 1993 и 1995 года, профсоюзы входили в избирательные блоки совместно с политическими партиями, а иногда даже выступали в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Поэтому принятие федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 года послужило значительным отграничением политических партий от иных видов общественных объединений[13].

Что же мы имеем на сегодняшний  день? «Размышляя о российском политическом плюрализме, можно констатировать факт, что его развитие заморожено». Тому есть несколько причин: и разочарование масс в существующих партиях, и неоформленность социальных интересов, и само построение политической системы, в рамках которой парламент лишен самостоятельности, и тот факт, что процесс принятия решений передвинут в теневые центры, что усиливает роль групп влияния, а не партий и общественных движений.

Следует отметить и то, что  «члены партий не контролируют своих  представителей, партии в своем большинстве (кроме Коммунистической Партии Российской Федерации, Либерально Демократической  Партии России и несколько других) не контролируют свои парламентские фракции». Общество не чувствует отдачи.

Так что в определенной степени можно сделать вывод  об имитации политического плюрализма. Со своей стороны власть не нуждается  в механизмах оформления интересов  отдельных социальных слоев. Скорее напротив, она заинтересована в продлении  полусонного состояния общества, в сохранении аморфности социальной ткани.

 

1.2. Сущность и генезис  политических партий 

Партия, будучи таким же посредником  в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности  этой "самой политикой" из всех общественных организаций до сих  пор служат предметом теоретической  полемики относительно ее происхождения  и роли в политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия или являются частным  случаем политических ассоциаций, формирующихся  на основе свободного выбора человека; стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека или же являются механизмами продвижения к власти лидеров - все это и сегодня является предметом горячих дискуссий[10].

Партогенез, т. е. процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец 17 - начало 18 века. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот процесс гражданская война в США, буржуазные революции во Франции и Англии показывают, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами. Партии знаменовали собой определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа. Они возникли как результат ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь "третьего сословия", всеобщего избирательному развитию представительской системы. Оно означало, что не только выполнение управленческих функций стало требовать расширения состава политической элиты, но и само ее рекрутирование превратилось в дело избирательного корпуса. Теперь те, кто хотел сохранить власть и влияние, должны были обеспечить себе массовую поддержку. Именно партии стали этими законными орудиями артикуляции интересов различных групп избирателей и отбора элиты.

Правда, первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников. Первые же партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений[3].

Таким образом, исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые  интересы: как институты, оппозизионные государству и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников. Эти черты, выражая относительную самостоятельность и независимость от государства политических позиций известных групп населения, способствовали восприятию партий как источников кризисов и раскола общества. Причиной в основном такого негативного отношения к партиям было повсеместное распространение убеждения в том, что только государство является выразителем народного суверенитета и общей воли общества.

Постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. И  в настоящее время они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.

В результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы за завоевание и использование высшей политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов[6]. Таким образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.

От всех других политических институтов, в том числе и групп интересов, партию отличают свойственные ей функции  и характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация  и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентаций, а также ряд других, менее значимых признаков.

Длительная история существования  партий выкристаллизовала и типичные для нее внутренние группы и объединения. К ним прежде всего относятся лидеры партии; партийная бюрократия; мозговой штаб, идеологи партии; партийный актив; рядовые члены партии. В том случае, если партия добивается успеха на выборах, в ее составе выделяются "члены партии- законодатели" и "члены партии - члены правительства", которые нередко становятся вторым руководящим звеном партии. Существеннейшую роль в определении судьбы и политического веса партии играют и - находящиеся в общем-то за ее рамками - "партийный электорат", "сочувствующие" партийной программе, а также "меценаты", оказывающие ее организациям определенную поддержку. Все эти группы специфически влияют на осуществление партий своих функций, способствуют усилению или падению ее авторитета, возможности воздействовать на государственные органы.

 

1.3. Классификации  политических партий, основные типы  партийных систем

Существует множество  критериев классификации политических партий, что придает определенную значимость тем или иным элементам  правового статуса политической партии. Значение классификации заключается  в том, что она помогает законодателю более точно сформулировать требования, предъявляемые к условиям и порядку  создания и прекращения политической партии, к их организационной структуре  и деятельности в различных условиях.

До недавнего времени  в России действовало более шестидесяти  партий. Они имели статус региональный и республиканский. Теперь в соответствии с законом о политических партиях  такого деления не существует: республиканские  партии должны иметь региональные представительства, отделения.

В современном мире существует множество типов партий, которые различаются по идеологии.

Первую группу составляют следующие виды партий:

Идеология, программа и  политика которых направлена на «утверждение и совершенствование различных  форм социальных отношений в рамках техническо-научного буржуазного постиндустриального общества». По способам достижения программ, целей, выделяющихся в этой группе:

- право - консервативные;

- центристские;

- либерально-реформистские.

Изначально эти партии защищали интересы банкиров, промышленников и так далее, «в настоящее время  они вынуждены защищать интересы не только высоко доходных групп, но и  трудящихся масс, наемных работников, ибо без их поддержки невозможно победить на выборах либо сохранить  позиции в системе» . Многие из них являются общественными движениями.

Вторую группу составляют партии социалистического выбора, отстаивающие интересы, главным образом, трудящихся, рабочего класса:

- коммунистические партии;

- социалистические партии;

- социал-демократические партии;

- лейбористские партии.

Основными позициями вышеперечисленных  партий являются: достижение свобод и  равноправия, создание социальных гарантий на реализацию прав и интересов, утверждение  социальной справедливости и реальной демократии. Они за ненасильственный мир. Эти партии неоднородны. Среди  них выделяются: партии правого полка, которые близки к курсу буржуазно-либеральных  партий; центристские, левоцентриские - они провозгласили своими идеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологический плюрализм, то есть множественность точек зрения, идеологий, программ и доктрин; смешивая экономику, в которой приоритет за крупным капиталом, крупными предприятиями. В основном эти партии социалистические. Они взяли марксизм за свою основу. Леворадикальные партии - Российская рабочая партия, Социалистическая партия трудящихся. Они опираются на марксискую концепцию социализма в неизменном виде без учёта реалий сегодняшнего дня[7].

Наиболее адекватным критерием  классификации партий считается  критерий среды деятельности, на основе которого выделяют:

1) моносредние партии, они ограничивают свою деятельность одной социальной средой, интересы которой они представляют в сфере политики; 2) всеобщие партии, их деятельность ориентирована на обще социальную цель и не ограничивается стремлением обрести влияние в каком-то одном слое, группе; 3) промежуточные партии, концентрирующие деятельность прежде всего в одной среде, но ориентированы на поиски влияния и поддержки в других социальных общностях.

В соответствии с характером партийных доктрин партии можно классифицировать на:

1) реакционные – цель которых является частичный или полный возврат к структурам предшествующих этапов развития общества; 

2) консервативные – стремящиеся  к стабильному сохранению основных  признаков существующей действительности;

3) революционный – стремящиеся к качественной реструктурализации общества;  

4) реформистские – ориентированные  на существенные количественные  преобразования общества, но с  сохранением его основных структур.

По критерию организационной структуры партии делятся на:

1) централизованные партии – иерархически организованные сильным руководящим центром, формирующим и проводящим в жизнь единую программу и осуществляющим формализованную дисциплину в партии;  

2) кадровые партии –  не многочисленные партии, содержащие  в своих рядах менее 10% электората; 

3) массовые партии –  имеющие в своих рядах более 10% электората;

4) партии с точными  и формально определенными принципами членства;

5) партии со свободным членством.  

Кроме этого, партии различают  еще в зависимости от партийного руководства: 

1) партии коллективного руководства;

2) партии коллективного  руководства, но с четко выраженным  верховенством лидера руководящей  группы, который концентрирует власть  в тех сферах, которые наиболее  существенны для функционирования партии в целом;

3)    партии вождистского типа, прежде всего влияние в обществе; 

4) партии харизматического  руководства, при котором власть  сосредотачивается в руках лидера  в силу его авторитета в партии либо в обществе;

5) партии консенсуального  руководства – является каналом  представительства интересов различных социальных групп.

Информация о работе Политические партии в России на примере ЛДПР