Политические отношения и процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

Политика неотделима от человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего. Особенно возрастает роль политики в переломные периоды развития человеческой цивилизации, для которых характерно нарастание активности людей в общественно-политической жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

 

Политическая модернизация в этом смысле не обязательно означает демократизацию, это может быть и  либерализация монархическою режима, и введение новых схем административного  управления, то есть все то, что повышает адаптивность политической системы  к меняющимся условиям.

 

«Транзитология» явилась наследницей и продолжательницей дела «социологии развития», теорий модернизации и политической модернизации. При этом внимание «транзитологии» концентрируется на схожих проблемах: условия и предпосылки, благоприятствующие переходу, пути и стадии перехода, движущие силы и модели демократизации. Условия и предпосылки С. Хантингтон сгруппировал по двум параметрам, экономическое развитие и культурная предрасположенность. Статистические данные показывают, что чем выше экономическое развитие страны и больше ВНП на душу населения, тем больше вероятность того, что в данной стране существует демократический режим. С другой стороны, Хантингтон отметил, что демократия и развитая рыночная экономика присущи только двум культурам - христианской и конфуцианской.

 

В современной политологической литературе выделяются следующие пути перехода к демократии:

- эволюционный (трансформация); Испания;

 

- революционный (замена или крах старого режима); Португалия;

 

- военное завоевание; Германия, Япония.

 

В политологии общепризнанной является следующая схема этапов перехода к демократии:

· кризис авторитарного режима и попытки его либерализации «сверху»;

· установление демократии;

· консолидация демократии.

Кризис авторитарного  режима может быть связан с внешнеполитическими  и внутриполитическими причинами. Среди внутриполитических причин наиболее часто встречаются следующие: проблема преемственности, потеря легитимности (не только на уровне масс, но и на уровне элит), экономическая неэффективность  и т.п. Разумеется, к кризису авторитарный режим приводит сочетание целого ряда причин, кризис носит комплексный  характер. В результате объективных  проявлений кризиса (рост недовольства населения, экономический упадок и  т.п.) часть правящей элиты берет  курс на проведение частичных реформ, что приводит к активизации общественности и формированию оппозиции.

Этап установления демократии имеет принципиальное значение для  всего процесса демократизации. От того, каким образом произойдет формирование системы конкурирующих партии и  институционализация демократических  механизмов государственной власти, будет зависеть успех или неуспех  всего процесса демократизации. Разработка и принятие новой конституции, а  также принятие избирательных законов  оказываются в этом смысле решающими  моментами.

 

Конституция должна появиться  в результате консенсуса политических сил по основным институциональным  вопросам. Главным же институциональным  вопросом во всем процессе демократизации является соотношение полномочий исполнительной и законодательной властей. Слишком  большие полномочия исполнительной власти могут привести к реставрации  авторитаризма. С другой стороны, важнейшим  вопросом этапа установления демократии является вопрос формирования сильных  и стабильных партий, имеющих серьезную опору в обществе.

Консолидация демократии - это этап, когда основные демократические  институты становятся стабильными  и приобретают характер традиционных. Для закрепления демократических достижений следует проводить реформы, которые не имеют больших затрат, дают быстрый эффект и создают больше сторонников, чем противников нового режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Типы и виды политических  отношений

 

Выделяют следующие типы политических отношений:

· отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);

· отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между  субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии.

· горизонтальные и вертикальные отношения

· внешнеполитические и внутриполитические отношения

· демократические и недемократические отношения

Политические отношения  бывают также горизонтальными и  вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.

 

В самой общей своей  форме политические процессы бывают двух типов: внешнеполитические и внутриполитические. Поскольку международные отношения - это тема отдельной отрасли политологии, постольку далее речь будет идти только о внутриполитическом процессе. Для типологии внутриполитических процессов очень большое значение имеют институциализированные формы политического участия и принятия решений, а также существующие в данной политической системе политические отношения. Различаются два крупных класса политических процессов демократические и недемократические. Демократический политический процесс характеризуется открытостью принятия политических решений, возможностью влияния различных общественных сил на выработку государственных программ действия, общественным контролем за выполнением этих программ, автономным политическим участием. Демократический политический процесс свойственен демократическим политическим режимам. При недемократическом политическом процессе принятие государственных решений находится в компетенции одной политической группировки или одного лица (партии, хунты, клана, монарха и т. п.). Сама процедура принятия политического решения скрыта от глаз общественности и является «государственной» тайной. Общество практически не имеет рычагов влияния на процесс принятия политических решений. В связи с этим при недемократическом политическом процессе участие граждан в политике выражается либо в мобилизационной форме, либо в абсентеизме. Недемократический политический процесс имеет место в авторитарных и тоталитарных политических режимах.

 

Характер политического  процесса зависит от преобладающего в нем характера политических отношений.

Обычно выделяют следующие виды политических процессов:

1. Базовые и периферийные.

Базовые это процессы политического  участия и государственного управления (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс).

 

Периферийные политические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей.

2. По времени.

3. Явные или скрытые.

4. С различным циклом  протекания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стадии политического процесса

 

Основываясь на вышесказанном, можно выделить стадии политического  процесса или режимы его протекания. Эти стадии следующие:

Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологией и эта победившая элита создает качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти.

Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.

Вторая стадия - функционирование.

Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная  и легитимная политическая элита  уверенно удерживает в своих руках  политическую власть. Конституция государства  одобряется и поддерживается большинством населения.

Третья стадия - развитие.

Эта стадия характеризуется  частичными изменениями в государственных  органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни.

На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая  создает "теневой кабинет" и  борется за влияние на народные массы, на электорат.

Четвертая стадия - разложение, упадок.

На определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация. Элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что  в состоянии сформировать иные, новые  формы организации политической жизни. Эта иная по направленности динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему  институту власти. В результате правящая элита и связанные с нею  политические институты теряют свою легитимность. Этим завершается один цикл политического процесса.

Однако политическая система  в своем развитии не обязательно  проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей политической власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.

Политическая модернизация - совокупность приемов и средств  совершенствования политической системы  государства, повышения ее эффективности.

История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления:

· либеральный;

· консервативный.

Основным условием успешного  осуществления политической модернизации является рост экономики страны.

Американский политолог  Р. Даль в качестве основных условий  политической модернизации выделил следующее:

· последовательность правящей элиты в осуществлении политических реформ;

· установление сильной исполнительной власти, способной провести социально-экономические преобразования в стране;

· достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных изменений  в политической системе и государстве;

· установление определенных отношений равенства-неравенства;

· субкультурное разнообразие;

· наличие интенсивной  иностранной помощи или международного контроля; · демократические убеждения  правящей политической элиты и политических лидеров.

Во всяком политическом процессе существенное значение имеет то, какими приемами и средствами достигается  политический результат, какова политическая технология.

Политическая технология - это совокупность используемых средств  и приемов достижения результата политического процесса.

Технология каждого политического  процесса зависит от многих факторов: политической среды, объекта и субъектов, политических ресурсов, характера и  масштабов политического процесса.

 

 

 

 

 

 

5. Политические решения и этапы их принятия

Важным условием успешной реализации политических технологий является процесс принятия государственных  политических решений, политическое управление.

Политическое управление - это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.

Политическое решение - это  сознательный выбор одного из не менее  двух возможных вариантов политических действий.

Обычно выделяют следующие  этапы принятия политических решений:

1. этап. Определение проблем,  которые надо решить, или целей, которые надо достичь.

2. этап . Подготовка и анализ различных вариантов решения.

3. этап. Принятие решения,  выбор оптимального плана действий.

4. этап. Реализация политического  решения. 

5. этап. Коррекция, внесение  изменений в план действий  по выполнению политического  решения.

6. этап. Подведение итогов, анализ выполнения политического решения.

Таким образом, политический процесс - сложный и многогранный процесс, динамика политических отношений, деятельность субъектов политики. Основу политической деятельности составляет политическая культура, рассмотрению сущности которой посвящен второй вопрос лекции.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, отметим еще  раз, что политический процесс - это:

ход развития политических явлений, совокупность действий различных  политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления  определенных политических целей;

форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени;

один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.;

обозначение конкретного  с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирование общества, формирования политической партии, движения, избирательной компании и др.).

В целом политический процесс  выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни, определяется исполнение субъектами власти своих  специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. Это определяет специфику категории политического  процесса. Она выражается в том, что  политический процесс сориентирован  на отображение реальности, которая  выстроена не в соответствии с  теоретическими представлениями лидеров  и предписаниями науки, а является совокупным результатом переплетения различных типов политического  поведения групп и граждан  и деятельности институтов власти; реальности, в которой взаимодействуют  различные субкультуры, взаимоисключающие  традиции и многие другие факторы, непрерывно вносящие в течение событий нечто  новое и нестандартное. В политическом процессе действуют живые люди со всеми своими стереотипами и предрассудками, люди, то включающиеся в отношения  с государством, а то, не понятно почему, игнорирующие свои политически значимые интересы. Поэтому политический процесс не несет в себе какую-либо предопределенность в развитии политических событий.

Информация о работе Политические отношения и процессы