Политическая элита современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

В условиях трансформации общественных отношений и формирования рыночной экономики принципиально важное значение приобретает разработка проблем политической элиты, представляющих большой научно-познавательный интерес и серьезную практическую значимость.
В отечественной социологии постепенно утверждается мнение, что судьбы демократических преобразований и становления гражданского общества во многом определяются высоким качеством политических руководителей. Это предполагает раскрытие природы, сущности, закономерностей развития и отличительных черт политической элиты вообще и современной отечественной элиты в частности; ее структуры и функций применительно к российской действительности; особенностей формирования элитного слоя на этапе осуществления радикальных демократических реформ.

Содержание

Содержание
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Сущность и природа политической элиты. ……………………………….4
3. Типологическое многообразие, классификация политической элиты…9
4. Современная политическая элита России………………………………..14
5. Вывод………………………………………………………………………..21
6. Список используемой литературы…………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

      Во-первых, носители элитарного политического  сознания еще не способны предложить обществу привлекательную, доступную  и вдохновляющую идею вывода страны на путь процветания. Их творческий прорыв пока ограничивается лозунгами «рынок решает все», «государственность и патриотизм», «стабильность и порядок». В массовом сознании сложился довольно устойчивый стереотип, согласно которому власти всех уровней при принятии решений мало учитывают потребности простого человека, что элита пока не нашла устойчивых каналов защиты интересов трудящихся. Данный фактор в современной обстановке становится серьезным источником социальной напряженности.

      Во-вторых, выход на современный политический олимп многих деятелей с амбициозным  мышлением, прагматиков с непомерными  склонностями к личному обогащению и не способных к политической толерантности. Такие люди, проявляя завидную гибкость и находчивость, умело лавируют в лабиринтах власти, идут на все, чтобы добиться своих глобальных меркантильных целей. Разве не понятно после этого, почему так трудно преодолеть коррупцию, поставить прочные заслоны перед организованной преступностью и мафиозными структурами.

      В-третьих, на высших управленческих позициях практически  нет женщин. Среди руководителей  уровня федерального министра их только двое. Среди глав 89 администраций субъектов Федерации и их заместителей женщин насчитывается не более 20. Немного их и среди депутатов. Может ли такая кадровая ситуация сформировать новый дух элиты, обеспечить необходимый ее профессионализм? Способствует ли такое качество укреплению авторитета нового высшего руководства страны и ее регионов? Конечно, нет.

      В-четвертых, отсутствие должной внутриэлитной  консолидации и взаимопонимания, организационной  согласованности в управленческой и политической деятельности. Причем истоки этого явления достаточно глубоки и во многом объективны. Это и отсутствие цивилизованной многопартийности и оптимального разделения власти; и неразвитость элитного социального корпоративизма; и политико-мировоззренческая разновекторность интересов; и существенная разница концептуальных подходов к политике реформ (государственники, монетаристы, западники, прагматики); и «неуправляемость» региональных элит.

      В-пятых, слабое понимание того, что оценка политических, деловых и нравственных качеств любого представителя современного высшего государственного руководства невозможна без диалектической увязки этих качеств с личностными измерениями его духовности и культуры. Еще Конфуций говорил, что государство не может опираться на безликий и всеохватывающий закон, а тем более на произвол тирана. Оно должно опираться не только на мудрость добродетельного правителя, но и на его талантливых и достойных помощников. Настоящий государственный деятель даже низового уровня — это прежде всего интеллигентный, цивилизованный человек.

      Без культуры, эрудиции, соответствующей  эстетической подготовки, без глубокого  усвоения народных традиций и обычаев  — это не профессионал, а ремесленник. Вот тут нужны самокритичность, умение пользоваться правом и силой, желание познавать. Именно с недостатками культуры во многом связаны такие пороки руководства, как бюрократизм, чинопочитание, безразличие к страданию человека. Культура, образованность, интеллигентность — глубинные составляющие плодотворной политико-управленческой деятельности, своего рода призма, сквозь которую в сознании человека преломляются реальный мир и его противоречия.

      Только  с профессионально подготовленными  и высоконравственными и культурными  кадрами новая элита может  стать источником динамичной политики и созидания, быть элитой не демагогии и безответственности, а элитой качества и заслуг, не элитой интриг и нетерпимости, а элитой чести, достоинства и социального спокойствия. И это не только формула. Здоровая и ответственная элита — насущная потребность современного этапа развития российской действительности, неотъемлемое условие ее стабильности и перспективности.

 

       5. Вывод. 

      Таким образом, можно сделать вывод, что явление элит характерно для политического опыта всех стран и политических систем. Определенным способом оно отражает свойства всей политической практики и ее связь с другими сферами общественной жизни. Особенность политических элит состоит в том, что, будучи выражением политического отчуждения, они склонны углублять и укреплять отчуждение.

      Но  одновременно нельзя не отметить и позитивную роль потенциальных элит в политической практике. Их существование обеспечивает соответствующее влияние различных общественных секторов на течение политических процессов, равно как и возможность формировать сравнительно прочные и ответственные руководящие команды.[8]

      Иначе говоря, в состав элит входят лишь избранные, но те, кто к ней принадлежит, действительно  влияют на ход событий, на характер и результаты общественных процессов. Политическая элита – та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти. Как бы то ни было следует осознать, что политические элиты – это реальный факт.

 

       6. Список используемой литературы: 

      
  1. Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.- 480 с.
  2. Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. Чл. –корр. РАН Ж. Т. Тощенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 495 с.
  3. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.- 560 с.: ил.
  4. Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000.- 416 с.
  5. Политическая социология. Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 640 с.
  6. Крыштановская О.В., Хуторянский Ю.В. Элита и возраст: путь на верх. // Социологические исследования.- 2002.- № 4.- С.49-60.

Информация о работе Политическая элита современной России