Политическая культура личности и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

-Политическая культура: понятие, структура, функции
- Содержание политической культуры
-Политическая культура и характер власти в обществе

Содержание

Введение.

Основная часть:
-Политическая культура: понятие, структура, функции
- Содержание политической культуры
-Политическая культура и характер власти в обществе
3. Заключение.
4. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология. Политическая культура.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

Ценности и примеры  прогрессирования, складывающиеся в  политической культуре общества в изменяющихся условиях, могут стать выражением нового содержания». Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные социально-психологические феномены, которые или входят в структуру политической культуры, или соответствующим образом отражаются и преломляются в ней. К ним относятся: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и другие факторы.

Политическая традиция — важнейший элемент хранения, воспроизводства, передачи и закрепления  социально-политического опыта и  политических ценностей, способ реализации устойчивых политических Отношений. Целесообразные формы и способы политической деятельности, правила, образцы политического  взаимодействия людей, реальные политические отношения, регулярно повторяясь, приобретают  традиционный характер. Традиции любой политической культуры — это, прежде всего процессы трансляции от поколения к поколению устоявшихся «образцов» поведения, представлений, идей и одновременно сами эти образцы, представления, идеи.

Фиксация политически  значимых представлений и действий в виде массовых привычек, обычаев, составляющих содержание традиций, сопровождается нередко закреплением случайного, ненужного, ошибочного. Традиции, т.о., несут в  себе не только ценный опыт, но и то, что не соответствует изменившимся условиям, что отжило.

Наряду с сохраняющимися ценностями для всех времен и поколений  существуют и изжившие себя традиции, воспроизводящие устаревшие формы. Оставаясь в силу известной инерции, отставания и консервативности обыденного сознания, такие традиции превращаются в тормоз общественного прогресса. Традиции выступают той своеобразной силой, которая обладает способностью организовывать сознание и деятельность различных субъектов политики. Организующая роль традиций обусловлена также социально-психологическим фактором. В них люди видят концентрированную мудрость многих поколений, коллективный практический опыт. Поэтому независимо от того, насколько ценны традиции в конкретных условиях, им доверяют как образцам, обладающим социальной надежностью. Их авторитет и устойчивость придают традициям силу стабилизирующего фактора политической жизни.

Политические обряды наряду с обычаями и политическими  праздниками выступают формами  реализации традиций политической культуры. Их цель состоит в том, чтобы при  помощи символов и символических  действий выразить, передать, закрепить  традиционные для субъектов политики идеи, идеалы, нормы, вызвать у участников действий определенные чувства, настроения, переживания, создать соответствующую  морально-психологическую атмосферу  и наглядно-образными средствами отметить важные события политической жизни.

 К ним относится,  например, обрядовое оформление  событий национального и государственного  значения (манифестации, возложение  венков, несение почетного караула,  исполнение гимнов, склонение знамени,  преклонение колена перед знаменем, чествование политических лидеров  и т.д.). Весьма важными средствами политической культуры являются ритуалы, устанавливающие определенные правила поведения, системы политических символов, способствующие четкой ориентации политических действий больших групп людей. Политический символ — это знак, выполняющий коммуникативную и интегративную функции между индивидами и властью. По сути, политическая культура — это система организованных символов. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги) и др. Политические ритуалы как разновидность обрядов представляют собой исторически сложившиеся или специально установленные канонизированные нормы символических действий, реализация которых почти не допускает каких-либо отклонений и проявлений самодеятельности.

 

 

 

 

К ритуализированным  актам относятся, например, вручение верительных грамот, церемонии вступления в должность политических лидеров, принесение присяги и т.д. Система  используемых в обрядах символов создает устойчивое отношение к  политическим ценностям, опосредуя  через них действие общественного  мнения на индивидов. При этом все  участники обрядов выступают  в роли не зрителей, а действующих  лиц ритуализированных церемоний. При анализе политической культуры целесообразно учитывать политический менталитет ее носителей. Ментальность представляет собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психологических установок и представлений, выражающих особое, своеобразное видение (осознание) принадлежащими к ней людьми окружающих реалий и ориентирующих социальное поведение индивида; единая, синкретическая форма осознания социальной и политической системы, которая формируется в результате воздействия всех жизненных факторов на массив коллективного сознания и выражает актуальные для данного сообщества ценности.  Ментальность выражает характер, стиль, способ группового мышления, восприятия социальной жизни, влияет на состояние умонастроений и устойчивых ориентации членов социума, характер их отношений, поведение и деятельности. Ментальное осознание не имеет четко выраженных границ: на него могут влиять элементы обыденного, мифологического или религиозного сознания, осмысливающего политические реалии в форме стереотипов, локально-актуальных ценностей. В зависимости от сложившегося менталитета класс, народ, нация и иные общности и группы обладают определенной восприимчивостью к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических ценностей и т.д. Менталитет обладает способностью оказывать относительно автономное воздействие на социальное поведение соответствующих групп, их представителей. Доминирующий в обществе менталитет обеспечивает политическую преемственность, социальное единство на основе утвердившихся традиций, ценностей и идеалов. В переходных обществах менталитет неустойчив: старые ценностные ориентации разрушаются, новые находятся в стадии становления либо иллюзорны. По мере развития общества и его структур, влияния международных факторов в менталитете происходят соответствующие изменения. Для анализа политической культуры целесообразно использовать понятие национального характера. Несмотря на императивно-публицистическую нагрузку, несколько затрудняющую его нейтральное применение, данное понятие помогает синтетично охватить три исследовательские сферы: историко-культурную традицию, общественно-политическую практику и индивидуальный образ мышления. В известном смысле национальный характер можно трактовать как наиболее распространенный в данном народе тип личности или, в более динамичном понимании, наиболее распространенный тип поведения.

 

 Через свободную аналогию с характером индивида национальный характер можно рассматривать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и традиций, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Изучение национального характера и традиций, несомненно, является существенной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа.

 

3. Политическая  культура и характер власти  в обществе

В соответствии с  классификацией общественных явлений  по характеру власти оно может  трактоваться как демократическое, авторитарное, тоталитарное или переходное между этими основными состояниями. Соответственно, и политическая культура может классифицироваться как авторитарная, тоталитарная, демократическая или  переходная между ними. Основы такого подхода были заложены еще Платоном и Аристотелем, выделившими основные формы политического правления: монархию и тиранию, аристократию и  олигархию, демократию, охлократию и  республику. Для демократической политической культуры характерны ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык. Основным «носителем» демократической политической культуры является средний класс. Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления и контроляза политической жизнью и участия в ней. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп.

К основным ценностям  относятся: «единая идеология», «политический  порядок», «поддержка государственной  политики», «политическое единство». Политический язык стандартизирован. Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы, полный контроль за деятельностью средств массовой информации и коммуникации, наличие разветвленной системы слежения и контроля за идеологией, публичными выступления и частными беседами о политике. Политический язык формализован и идеологически жестко определен. Историческими примерами такой культуры выступали политическая культура фашизма, сталинизма и др. Существуют и переходные модели политической культуры.

Одна из распространенных — переходная политическая культура: от авторитарной к демократической. На наш взгляд, российскую политическую культуру можно отнести именно к переходному типу культуры. Возможна также типологизация политической культуры общества как «либерально-демократической», «авторитарно-тоталитарной» и других «смешанных» разновидностей политической культуры. Рассматриваемый подход решает те задачи, на решение которых он, собственно, и нацелен. При его использовании определяется уровень «демократизации» соответствующей политической культуры. В то же время он не предполагает анализ цивилизационных и национальных особенностей политической культуры.

Другим его «узким местом» является то, что «переходные» модели политической культуры заведомо выставляются «низшими» по сравнению  с «демократической» политической культурой. И если это верно с точки зрения «идеальных моделей политической культуры», то на практике может означать недооценку авторитарно-мобилизующих моделей политической культуры, которые обеспечивают единство общества и власти, а также высокие темпы развития производства. Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры. Она проявляется в национально-специфических фор мах. Ни одна политическая система ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в самой этой стране, на ее почве в качестве результата развития собственной политической культуры. С точки зрения отношения к преобразованиям можно выделить два типа культуры: замкнутый, нацеленный на воссоздание по образцу, установленному традициями, и открытый, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые элементы.

Можно типологизировать политические культуры как рыночные и статистические. Первые рассматриваются в качестве разновидности свободного обмена политико-культурной деятельности граждан, вторые — характеризуются главенствующей ролью государственных институтов и организации политической жизни, а также определения условий политического участия индивида.

 

Было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых  в обществе ценностей, убеждений  и символов, ограничивать ее лишь «позитивными»  установками в отношении политической системы. Концентрирование внимания исключительно  на разделяемых всеми убеждениях и установках чревато игнорированием политических установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, их представителям, выступающим  за изменение существующего положения  вещей. Многие национальные политические культуры заключают в себе более или менее автономные структурированные образования, обозначаемые «субкультурами».

О политической субкультуре  можно говорить тогда, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от национальной политической культуры. Политические субкультуры формируются  на разных базах. Можно выделить национально-этнические политические субкультуры, которые  характерны для районов компактного  проживания этнических меньшинств. Не менее важно выделять и религиозно-политические субкультуры. Целесообразно также анализировать политические субкультуры рабочих, крестьян, среднего класса, предпринимателей, интеллигенции, элит, лидеров и т.д. Рассматривая проблему субъектов или носителей политической культуры, необходимо наряду с официальной или господствующей политической культурой выделять культуру политической оппозиции. Нельзя вполне охарактеризовать политическую культуру, не учитывая отношения людей к участию в политике. Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, на развитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности была действительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. В главном их можно свести к политическому знанию, соответствующей мотивации политического поведения и деятельности, а также к создаваемым и определяемым государством и обществом возможностям, обстоятельствам и условиям действия личности в политической сфере. В этой связи особое значение приобретает способность личности уяснить для себя сущность политических проблем (общих и конкретных, актуальных для данного периода); ее умение использовать основные формы участия в политической жизни общества. Мера политической активности, глубина политического участия или отчуждения в обществе во многом зависит от уровня развития политической культуры людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Гуманизм, нравственность в политике - стержневая идея политической культуры, источник ее формирования и  развития, а демократизация - ее реальное основание, так как в конечном итоге она служит утверждению  принципов реального гуманизма, составляющих критерий социальной эффективности  общества.

Эти выводы имеют  принципиальное значение для формирования новых подходов к типологии политической культуры. Поскольку в обществе политическая культура выступает, прежде всего, как  культура политической власти на всех уровнях, уровень реальной демократии, гуманности человеческих отношений, нравственности политической культуры, власти - главные  критерии политических культур.

Существует много  типологических схем политической культуры, построенных на различных подходах к ней. На пересечении характеристик  субъекта и объекта политической культуры вырисовывается личный профиль  политических ориентаций опрашиваемого  человека.

Теоретики школы  Амионда и Вербы убеждены в том, что империческое исследование этих профилей, психологически соответствующих разным политическим системам, дает основания для типологии национальных политических культур, для их сравнительного анализа. Опыт типологии политических культур конкретизирует ее теория. Политическую культуру можно классифицировать по формационному и классовому признакам, по идеологическим основаниям, по отношению к социальному процессу, к демократии с точки зрения международных отношений.

С точки зрения масштабов  и характера влияния политической культуры на общество в целом или  на политическую власть ее можно квалифицировать  как господствующую и маргинальную, ортодоксальную и альтернативную. Типологию  политической культуры можно построить  также по ее субъектам, исходя не только из их социального статуса, но и из их демократических характеристик: пола, возраста, образования, доходов, религиозности. Подлинный облик  национальной политической культуре придает  ее конкретизация на примере реального  общества.

Думается, что в  условиях демократического процесса развития складывается новый тип политической культуры, представляющий синтез исторического  опыта развития политических отношений. Он формируется на месте декларировавшейся "демократической", "единой и  единственной" политической культуры социализма, а на деле - авторитарной, статической и внутренне разнородной, фрагментарной, корпоративной, хотя и  являющейся предметом нормативного описания.

Сегодня в нашей  стране существует ряд конкурирующих  политических субкультур. В ходе их взаимодействия в условиях демократического обновления общества и включения  его в русло развития мировой  цивилизации должна сформироваться политическая культура нового типа, основанная на демократической культуре достоинства. Вместе с тем политическая борьба в условиях демократии неизбежна. Но ее надо вести в рамках законности, сопоставления позиций, мирного разрешения возникающих конфликтов, взаимодействия различных политических сил.

Информация о работе Политическая культура личности и общества