Полеты человека в космос в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:34, реферат

Последние два десятилетия стали бурным этапом развития космонавтики. Автоматические космические аппараты (КА), работающие на орбитах Земли, в ближнем и дальнем космосе совершают поистине революционные научные открытия, обеспечивают людей связью, метео- и навигационной информацией, данными военного характера, материалами съемок земной поверхности.
Впервые на околоземной орбите создана и функционирует Международная космическая станция (МКС), на которой проводятся уникальные эксперименты и отрабатываются новые технологии.

космос.docx

Полеты человека в космос в XXI веке.

Последние два десятилетия  стали бурным этапом развития космонавтики. Автоматические космические аппараты (КА), работающие на орбитах Земли, в ближнем и дальнем космосе совершают поистине революционные научные открытия, обеспечивают людей связью, метео- и навигационной информацией, данными военного характера, материалами съемок земной поверхности.

Впервые на околоземной орбите создана и функционирует Международная космическая станция (МКС), на которой проводятся уникальные эксперименты и отрабатываются новые технологии.
Однако на фоне выдающихся успехов беспилотных КА в адрес пилотируемой космонавтики высказывается всё больше критических замечаний. Её называют малоэффективным, затратным и даже тупиковым направлением космической деятельности. В разной форме подобные высказывания звучат в том числе из уст известных учёных и космонавтов.

Значит ли это, что в  ближайшей перспективе пилотируемые программы начнут сворачиваться и перестанут финансироваться? К счастью нет!

На самом деле космические  агентства разных стран всё активнее участвуют в пилотируемых программах и свою будущую космическую деятельность непременно связывают с полётами человека в космос. Осуществление самостоятельных пилотируемых программ стало признаком высокой развитости национальной космонавтики государств, символом их высочайших достижений в науке и технике. При этом наряду с вопросами престижа, всё больше внимания обращается на практическую значимость присутствия человека в космосе.

Можно назвать целый ряд  направлений деятельности и задач, при решении которых в космосе без человека не обойтись. К ним относятся, в частности, сборка крупногабаритных конструкций; техническое обслуживание и ремонт искусственных спутников Земли (ИСЗ); сборка и техническая эксплуатация посещаемых орбитальных заводов, производящих уникальные материалы; некоторые виды работ в интересах национальной безопасности; выполнение уникальных научных экспериментов; создание, эксплуатация и использование планетных баз; управление орбитальными самолётами; экспериментальная отработка оборудования для автоматических КА.

Один из академиков РАН, известнейший в мире астрофизик, недавно высказывался так: «Человечество вступает сейчас «в эпоху Магеллана», учёные делают во Вселенной открытия, которые перевернут наши представления о мироздании и о материи. Но делаются эти открытия без участия космонавтов. Открытия эти делают мощные космические телескопы».

Действительно, к примеру, орбитальный телескоп «Хаббл» сделал множество революционных открытий, в корне изменивших знания человека о Космосе, позволил проверить ряд фундаментальных физических теорий. Однако не следует забывать, что он не сделал бы ни одного открытия без участия астронавтов. На орбиту телескоп был выведен в неисправном состоянии. В течение длительного полёта его важнейшие астрономические инструменты и бортовые системы многократно отказывали. Пять раз астронавты совершали полёты к телескопу на шаттлах для проведения на нем ремонтно-профилактических работ и модернизации. Именно они обеспечивали высокую эффективность его функционирования в течение 19 лет, а в 2009 г. продлили жизнь телескопа ещё на пять, установив на нём самые современные приборы. Астронавты устранили на телескопе 22 отказа, выполнили в интересах его обслуживания 17 выходов в открытый космос, затратив на них около 160 часов.

В 1982 г. автору этих строк  посчастливилось встретиться в  ЦПК им. Ю. А. Гагарина с одним из пионеров космонавтики Г. Обертом, сопровождать его при осмотре технической базы и рассказывать о методах подготовки космонавтов.

Увидев в гидролаборатории ЦПК тренировку экипажей орбитальной космической станции (ОКС) «Салют-7» по выполнению монтажных работ в открытом космосе, он сказал, что всегда высоко оценивал роль космонавтов при сборке крупногабаритных конструкций, монтаже больших космических телескопов, юстировке их зеркал, выполнении различных ремонтных работ. Будущее космонавтики Оберт связывал с пилотируемыми полётами, с непосредственным участием человека в исследовании и освоении Солнечной системы.

Стоит серьёзно относиться к взглядам и прогнозам маститого  ученого, который ещё 1923 г. первым в мире обосновал возможность полёта человека в космос при существующем «состоянии науки и техники» и предложил множество технических решений для его осуществления.

Преимущество космонавта в его универсальности и интеллекте. Он может выполнять множество  разных действий, а автоматы-роботы - строго определенную работу. По уровню интеллекта роботы ещё долго будут уступать человеку. Хочется верить, что, по крайней мере, в XXI веке человек не допустит иного. В противном случае роботы будут управлять людьми.

Эксперименты, проводимые в  космосе на автоматических КА (проекты «Orbital Express*, «ConeXpress» , «МГТЕх»), позволяют рассчитывать в обозримой перспективе на выполнение «автоматами» лишь небольшого числа операций, традиционно возлагаемых на космонавтов, — инспекций КА, их заправки топливом, замене отдельных внешних элементов КА. Автоматическим КА недоступны прецизионные операции по настройке, регулировке и ремонту электронного, оптического и электромеханического оборудования, не говоря уже об устранении нештатных ситуаций. Подобные работы требуют осмысленного выбора, а это лучше делают люди. Разум человека увеличивает общую надёжность космического аппарата.

Автомат или человек в  космосе — спор давний и, видимо, безосновательный. В истории науки и техники он возникал почти всегда, когда люди открывали новые сферы деятельности. В конце концов, в жизни находилось место как одному, так и другому.

По этому поводу, в частности, академик О. Г. Газенко писал: «И то и  другое имеет свои границы компетенции, а значит, и право на участие  в этом важном деле».

Опыт использования в  космосе орбитальных станций  «Мир», МКС, телескопа «Хаббл», показал, что при решении задач сборки крупногабаритных конструкций, поддержания работоспособности сложных научно-технических комплексов, их модернизации в процессе длительной эксплуатации альтернативы человеку нет.

Учитывая мировые традиции развития космонавтики, предлагаемые передовыми державами новые стратегии освоения космического пространства, можно утверждать, что присутствие человека в космосе в ближайшие 30—40 лет увеличится заметно, а к концу столетия существенно.

Информация о работе Полеты человека в космос в XXI веке