Поддержка и развитие конкуренции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать современное состояние конкуренции и специфики ее государственной поддержки в РФ.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению государственной политики поддержки конкуренции;
2. Выявить специфику форм и методов государственной поддержки конкуренции в РФ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения государственной политики поддержки конкуренции;
4. Провести Обозначить тенденции развития тематики Формы и методы государственной политики поддержки конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Махияновой Э.Р..docx

— 80.87 Кб (Скачать файл)

           Такие   отрасли   социальной   сферы,    как    жилищное строительство, транспорт, бытовое обслуживание,  лечение,  отдых  и так  далее  значительно  отстают   от   своих   конкурентов   среди промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг.

           Серьезные  проблемы  в  создании  конкурентной  среды  в экономике России создает топливно-энергетический  комплекс  страны. Здесь  осложняет   положение   высокая   себестоимость   добычи   и переработки  природных   ресурсов,   значительные   расстояния   их транспортирования,  а  также  высокий  вес  физически  и   морально изношенных основных         фондов, отсутствие  научно-обоснованных стратегий развития отраслей   ТЭК.24

           Вывод: Таким образом, видно, что  для  того,  чтобы  создать  в экономике России полноценную конкурентную среду  необходимо  решить не только выше указанные, но еще и многие  другие  проблемы  и  это весьма небыстрый, но необходимый процесс. 

2.2 Политика поддержки  конкуренции в  странах с

развитой  рыночной экономикой

               Говоря об политике поддержки конкуренции в странах с  развитой рыночной экономикой, стоит заметить,  что  она  разнообразна.  Так, наиболее  жесткое антимонопольное законодательство  в США.  Здесь антимонопольное    законодательство    отвергает    любые     формы монополистической  конкуренции  и  монополизма.  Более  либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной  Европы.  Здесь антимонопольное законодательство направлено против  тех  монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том  или ином секторе экономики.25

           В   целях   предотвращения   возможного   злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:

            1)созданием,   слиянием   и   присоединением    объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

           2)слиянием и присоединением коммерческих организаций,  если сумма  их  активов  по  последнему  балансу  превышает   100   тысяч минимальных размеров оплаты труда;

           3)ликвидацией и разделением (выделением) государственных  и муниципальных  унитарных   предприятий,   размер   активов   которых превышает 50 тысяч  минимальных  размеров  оплаты  труда,  если  это приводит к  появлению  хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на соответствующем товарном рынке  будет  превышать  35  процентов.26

           В зарубежных странах, государство  поддерживает конкуренцию через  контроль и регулирование цен.  Так, в США государство регулирует только 10% цен, а в Австрии, Швейцарии - до 50%.

         Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют государственные организации, занимающиеся вопросами ценообразования. Так, во Франции существует Управление конкуренции и потребления (до 1978 г. управление цен и внутренней торговли), утверждающее тарифы, а точнее, допустимую величину увеличения тарифов и продажных цен государственных предприятий; в США - Комиссия по ценам, в Японии - бюро по ценам в аппарате Управления экономического планирования, В Швеции - Государственное управление цен и конкуренции. Органы управления осуществляют финансовое воздействие на развитие экономики через контроль над ценами.

             Следующая форма государственной поддержки конкуренции- государственное страхование займов. Оно позволяет малым фирмам снизить предпринимательский риск, что очень важно для инновационной деятельности. В США, например, Администрация малого бизнеса гарантирует до 90 % ссуды, предоставляемой коммерческими банками малым предприятиям. Аналогичная система страхования действует в Японии и в странах с развитой экономической системой. 27 

        

2.3 Перспективы и  развитие разработанности  государственной

политики, направленная на поддержку  конкуренции  

               Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой. Основой такой экономики является экономическая конкуренция. В качестве базового механизма рыночных отношений конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества.

            С точки зрения интересов общества, конкуренция является весьма ценным институтом и механизмом регулирования социальных отношений.

Для максимально  эффективной их реализации в России началось создание специальной системы правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, а также ее качество. Деятельность такого рода должна стать ключевым элементом государственного экономического регулирования рыночных отношений в на- шей стране. С этой точки зрения, она нуждается в основательном правовом оформлении, ведь действие конкуренции и использование экономических свобод требуют правовой системы, специально адаптированной для раз- вития и охраны конкуренции1.               В настоящее время Российская Федерация находится лишь в начале этого долгого и трудного пути, для облегчения которого потребуется широкий фронт экономико-правовых исследований. Для того чтобы развивать и стимулировать конкуренцию, необходимо четко представлять себе, каким критериям (требованиям) она должна соответствовать. Важнейшие из них были сформулированы в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. № 1912) и сводятся к следующему.28

           Во-первых, конкуренция предполагает действие на рынке имущественно и организационно независимых поставщиков товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними.

          Во-вторых, в условиях конкуренции необходимо существование имущественно и организационно независимых покупателей товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса.

          В-третьих, конкуренция предполагает, что поставщики и потребите- ли действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных соглашений). Противоправные сговоры необходимо пресекать на основе эффективного антимонопольного законодательства с учетом особенностей как материально-правовых, так и процессуальных (процедурных) норм.

          И, наконец, в-четвертых, в условиях действительной конкуренции отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, мате-

риалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений и другим производственным ресурсам.29

            Однако реализация всех этих требований к добросовестной и эффективной конкуренции встречает в России существенные препятствия и поэтому протекает весьма вяло, о чем свидетельствуют и независимые международные оценки индекса экономической свободы в России.

            Для изменения ситуации в лучшую сторону в самое ближайшее время

необходимо:

1)выработать, нормативно закрепить и провести в жизнь активную и стимулирующую конкурентную политику государства;

2)осуществить реформирование в сторону либерализации рынков электроэнергетики, железнодорожного и водного транспорта, гражданской авиации и связи;

3)усовершенствовать и создать эффективный правовой судебно-административный механизм охраны и защиты конкуренции.30

            Конкуренция, как объект государственной конкурентной политики,

нуждается в тщательном изучении. Сама конкурентная политика также должна стать предметом пристального внимания ученых и практиков. При этом главным недостатком современной конкурентной политики в России (если исходить из того, что такая политика вообще существует) является ее бессистемность и оторванность от контекста, ценностей и целей общей экономической политики государства. Кроме того, нет ясности и относительно правовых оснований, границ и инструментов осуществления такой государственной политики. С учетом вступления России в ВТО, предстоит также определить роль и место набирающего силу и эффективность отечественного антимонопольного органа в разработке и реализации как государственной конкурентной политики, так и общей экономической политики в целом, а также антимонопольного законодательства.

           С точки зрения объекта правовой защиты, конкуренция также имеет свои особенности, которые необходимо учесть как в процессе проведения государственной конкурентной политики, так и при совершенствовании российского конкурентного права. В этом смысле конкуренция должна соответствовать требованиям добросовестности и свободы. Добросовестность и свободу экономической конкуренции обеспечивают активная и адекватная государственная конкурентная политика и конкурентное (антитрестовское, антимонопольное) право.31

            В России первый антимонопольный закон появился в 1991 г., послужив основой для издания других нормативных правовых актов в сфере конкуренции. Будучи одним из самых стабильных законов, этот акт неоднократно претерпевал существенные изменения и дополнения. С 1995 г. в нашей стране законодательно урегулирована деятельность субъектов естественных монополий. Процесс формирования и развития законодательства о конкуренции будет продолжаться и далее. Постепенно нарабатывается административная и судебная практика применения этого законодательства. В вузах ведется обучение будущих юристов и экономистов, способных реализовать потенциал в сфере антимонопольной защиты общества. Все это диктует необходимость всестороннего изучения, активной пропаганды и дальнейшего совершенствования конкурентного права Российской Федерации.

          Существенным шагом в направлении такого совершенствования стал

Федеральный закон «О защите конкуренции», вступивший в силу в октябре 2006 г.32

          Еще одной настоятельной необходимостью в сфере развития конкурентного права России является изучение и обдуманное применение зарубежного опыта в этой сфере. В настоящее время законы о защите конкуренции приняты более чем в 90 государствах — членах ООН. Поэтому этот опыт обладает значительной ценностью и его необходимо учитывать при формировании конкурентной политики Российского государства, выполняющего свою конституционную функцию обеспечения добросовестной конкуренции.

            При этом сравнительный анализ для антимонопольного законодательства России актуален вдвойне, поскольку в настоящее время в нашей стране ощущается недостаток современных фундаментальных сравнительно-правовых исследований по проблеме регулирования конкуренции.

          Все эти проблемы свидетельствуют о необходимости:

1)проведения комплексных экономико-правовых исследований в области конкуренции;

2)разработки научно-обоснованной концепции государственной конку-

рентной политики;

3)выработки предложений по совершенствованию норм российского конкурентного права с учетом зарубежного опыта и современных тенденций развития этой отрасли правового регулирования в зарубежных странах.33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

           В заключении, подводя итог всему  сказанному, хотелось бы отметить, что государственная политика  поддержки конкуренции – это  комплекс государственно-правовых  мер направленных на ограничение  пресечение монополистической деятельности  на товарных рынках и рынках  финансовых услуг.

           Государственная конкурентная политика призвана способствовать развитию конкуренции на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивать равные конкурентные условия.

            Создание  конкурентной  экономики   открывает страну для интеграции в мировое сообщество,  открывает  каналы  для притока иностранных инвестиций, для  экспорта  и  импорта  товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей. Опыт  развитых  стран  мира  только  лишний раз подтверждает    это. 

            За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

           Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению и пооддержке внутренней конкуренции со стораны государства.  Даже в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

            Стоит  заметить,   что   Россия   обладает   достаточным научно-производственным  и  кадровым  потенциалом,  богатейшими природными  ресурсами   (в   четыре   раза   богаче   США),   чтобы разработать  систему  обеспечения   конкурентоспособности   страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно  уходить  с  характерного  для россиян 127 места в  мире  по  конкурентоспособности.  Если  же  в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной       конкуренции,  для  повышения  конкурентоспособности России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее  снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного  уровня  населения,  так как именно  уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.

Информация о работе Поддержка и развитие конкуренции в РФ