Особенности развития политической мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

Начало развития политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.
С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Конституцией премьер-министром того времени П.А.Столыпиным была разработана либеральная программа, утвержденная Думой 6 марта 1907 года. Она стала основой правительственной политики не только до смерти Столыпина, но и при его преемнике В.Н.Коковцеве, т.е. до революции 1917 года. Центральное место в программе занимала аграрная реформа, по которой крестьянин мог выйти из общины и стать свободным фермером или переехать в восточные районы, где было много необжитых земель. Тот же, кто хотел остаться в общине, оставался: никаких препятствий не чинилось.

Однако существующая оценка программы П.А.Столыпина только как  аграрной реформы является весьма однобокой.

Помимо аграрного, центральное  место в программе занимали и  вопросы политического характера:

а) религиозная терпимость и свобода совести;

б) неприкосновенность личности - арест, обыск, цензура корреспонденции могли иметь место только на основании судебного постановления; в случае полицейского ареста его законность должна быть проверена судом в ближайшие 24 часа; предварительное расследование по политическим преступлениям проводится не жандармскими офицерами, а судебными следователями; адвокат допускается к подзащитному и во время предварительного следствия;

в) совершенствование системы  самоуправления - придание земствам новых функций, ограничение надзора административных органов за деятельностью органов самоуправления, введение самоуправления в Польше и Прибалтике;

г) административная реформа - создание целостной системы гражданской администрации, организация административных судов;

д) трудовое законодательство - введение различных видов страхования, узаконение экономических забастовок;

е) модернизация народного  просвещения.

В девяностые годы в исторической литературе, и особенно в публицистике, существенно преувеличивается роль П.А.Столыпина, он преподносится чуть ли не отцом русской демократии. При этом совершенно упускается из виду, что именно он руководил подавлением русской революции 1905-1907 годов, поощряя деятельность военно-полевых судов и применение смертной казни (веревки для повешения в народе метко окрестили «столыпинскими галстуками»). Правительство П.Столыпина вопреки принятой Конституции разогнало II Государственную думу и осуществило Третьеиюньский переворот 1907 года. В народе П.Столыпина ненавидели, на него неоднократно устраивались покушения, пока эсер Д.Г.Багров его смертельно не ранил (1911 г.).

Столыпинские реформы  были объективно предопределены развитием капитализма в России. В.И.Ленин по этому поводу писал: «Капиталистическое развитие в России сделало уже такой шаг вперед за последние полвека, что сохранение крепостничества в земледелии стало абсолютно невозможным, устранение его приняло формы насильственного кризиса, общенациональной революции».1

Революция 1905 года, заставившая царя издать Манифест 17 октября и пойти на принятие Конституции 1906 года, развившиеся под ее влиянием революционное движение в странах Европы, национально-освободительное движение в станах Азии, значительно расширили возможности буржуазно-демократических преобразований, развития парламентаризма, рождая и новые политические воззрения. Они касались, в первую очередь, путей развития России - эволюционного и революционного, государственного строительства - диктатуры и конституционализма, идей социалистического общества.

Под воздействием этих идей в XX веке Россия трижды предпринимала попытку установления парламентского строя, но ни одну из них нельзя однозначно оценить как успешную.

Становление парламентаризма  в период между двумя революциями (1905 и 1917 гг.) в форме работы четырех Государственных дум подрывалось его отрицанием как сверху, так и снизу. Сверху: Николай II, Г.Распутин, правые (прежде всего Совет объединенного дворянства) принципиально были против существования Государственной Думы, выступали за возврат к абсолютизму.

В народных массах (кроме 1906-1907 годов - времени «конституционных иллюзий») Дума не пользовалась авторитетом, т.к. была не способна решать их насущных задач. Уже в 1905 году массами была создана новая форма народовластия в форме Советов.

В 1917 году после февральской революции определились две модели демократизации страны. Либералы, возглавляемые кадетами, умеренные социалисты-меньшевики и эсеры ориентировались на западную модель буржуазной демократии и парламентаризма. Однако они упустили исторический шанс ее установления, промедлив с созывом Учредительного собрания. Будь оно созвано в мае-июне 1917 года (оно состоялось только 5 января 1918 года, уже после Октябрьской революции) - кто знает, может быть, и исторический выбор российского народа мог быть бы другим.

В.И.Ленин, большевики после  революции отвергли буржуазную демократию и парламентаризм, считая их низшей формой демократизма по сравнению с возродившимися в 1917 году Советами. Развернувшееся в стране массовое советское движение стало реальностью политической власти, окончательно закрепленное в Конституции 1936 года.

Однако Советы, созданные  как форма народовластия творчеством трудящихся, не сумели реализовать заложенный в них могучий демократический потенциал вследствие сложившейся в стране однопартийности и установления единоличной власти И.В.Сталина. Была ли в этом объективная историческая необходимость - предмет исследования исторической науки. Следует только заметить, что как у российских, так и зарубежных историков здесь нет однозначного ответа. Тем не менее ясно, что в 60-80-х годах господствующая в обществе командно-административная система управления народным хозяйством, отсутствие гласности, плюрализма мнений, функционирование лишь одной партии стали тормозом общественного развития, фактором подрыва авторитета социалистических идей в сознании широких народных масс.

Во второй половине 80-х  годов политические реформы М.С.Горбачева (а не реформы Б.Н.Ельцина, как  утверждают ряд политологов постсоветского времени) сделали первые шаги к гласности, демократизации общества и возрождению парламентаризма (в третий раз), которые, в конечном счете, его и погубили: восторжествовала точка зрения Б.Н.Ельцина, что России нужна не парламентская, а президентская республика.2 Конституция РФ 1993 годы наделила Президента практически неограниченными полномочиями. Основной упор был сделан на усиление исполнительной власти с ее мощным чиновничье-бюрократическим аппаратом, а не представительной власти, действительно выражающей суверенную волю народа, что ведет к противостоянию законодательной и исполнительной власти. Государственный переворот 21 сентября - 4 октября 1993 года означал легитимизацию президентской неограниченной формы правления.

Развал системы Советов  превратил представительные органы власти в центре и на местах в  безвластные придатки исполнительных структур. Ограничение полномочий парламента сопровождалось практически полным исключением из его состава представителей основной части населения - рабочих и крестьян. В парламенте, как и в местных представительных органах, большинство составили представители вновь народившейся буржуазии, чиновники.

Был свергнут контроль выборных представителей трудящихся за системой управления (комитеты народного контроля, рабочий контроль на предприятиях и т.д.). Практически оказалась разрушенной связь между высшими и местными представительными органами. Принцип разделения властей, закрепленный Конституцией 1993 года, оказался абстрактной декларацией.

По выражению члена  Конституционного суда М.В.Баглая, "в  России сейчас нет парламентаризма  в строгом смысле этого слова".3

Дальнейшее развитие политической теории и практики в современной  России трудно поддается прогнозированию, поскольку нет достаточно ясно выраженной стержневой идеи, которая пропитывала  бы политику и делала бы ее вполне осмысленной  и приемлемой для абсолютного  большинства населения России, так  или иначе втянутого в социально-экономические  и политические реформы.

 

 

Заключение.

 

Рассмотрение истории  возникновения и развития политической мысли в России представляет собой  в настоящее время благодатное  поле деятельности для политологов  и философов, культурологов, социологов и историков,  поскольку существует ярко выраженная потребность обогатить  теорию и практику реформаторской деятельности, осуществляемой ныне в нашем обществе, ретроспективным анализом истоков  и протекания процесса развития нашей  государственности.

Сегодня в России ренессанс  классической и неоклассической  политологической мысли. Он может перерасти  в новый, постсоветский этап ее развития. Политология легализована, преподается  в университетах и академиях, других вузах страны. Наступают времена, когда положительный результат  современного развития станет реальностью.

Безусловно, актуальным ныне становится известное изречение  о том, что все происходящее сейчас может быть критически и масштабно  осмыслено значительно позже, когда  перед изучающими современную историю  исследователями возникнет полная картина происшедшего, будут видны  реальные результаты, которые можно  будет критически оценить.

Для современных же исследователей, как, впрочем, и для всех интересующихся отечественной политической историей, уже сейчас доступен тот оригинальный по своей сути пласт, который составляет политическая мысль прошлого и настоящего России, который ранее незаслуженно мало изучался. Исторический опыт, который  может быть получен в результате анализа истории становления  и развития общественно-политической мысли в России, призван оказать  неоценимые услуги тем, кто заинтересованно  относится к судьбе государства, политической практике его укрепления и модернизации в настоящем и  будущем.

 

Список использованной литературы

 

  1. Авцинова Г.И. Мыслители России о феномене радикализма //Социально-политический журнал, 2007,  № 1.
  2. Аникин А.В. Путь изысканий. - М., 2010.
  3. Арендт Х. Традиция и современность (к истории политических идей) // Советское государство и право, 2009,  № 2.
  4. Беленький В.Х. Борьба вокруг русской идеи. // Социально-политический журнал, 2008,  № 1.
  5. Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. - М.: Наука, 1994.
  6. Бердяев Н. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М., 2011.
  7. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов // Вопросы философии, 2008,  № 7.
  8. Воронин И. Крестьянский социализм Герцена и славянофильства // Диалог, 1998,  № 1.
  9. История политических учений / Под ред. С.Ф.Кечекьяна. - М., 2009.
  10. Козлов В.А. Российская история. Обзор идей и концепций. // Свободная мысль, 2007,  № 3-4.
  11. Лосский И. История русской философии. - М., 2011.
  12. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 2008.
  13. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идеи // О России и русской философской культуре. - М., 2010.
  14. Пивоваров Ю.С. Две политические субкультуры пореформенной России: проблемы взаимодействия // Ретроспективная политология. - М., 2011.

1 Ленин В .И. Полное собрание сочинений. т. 16. с. 403 

2 Власть и оппозиция. – М. Хронос, 1995. – с. 343

3 Незавсимая газета от 26 декабря 1995 г.

 


Информация о работе Особенности развития политической мысли в России