Основные психофизиологические свойства личности и их влияние на организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:30, реферат

Краткое описание

Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Другим свойством личности является активная деятельность, направленная на познавание и преобразование окружающего мира. И третье свойство личности заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение человека.
Термин «психофизиологические» означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по предмету ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.docx

— 18.61 Кб (Скачать файл)

    ОСНОВНЫЕ  ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И  ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ  ПОВЕДЕНИЕ 

    Организационное поведение – это наука о том, как люди ведут себя  в организации и каким образом их поведение влияет на  эффективность функционирования организации.

    Личность  – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих  ему активно и сознательно  действовать. Другим свойством личности является активная деятельность, направленная на познавание и преобразование окружающего  мира. И третье свойство личности заключается  в устойчивости, что позволяет  прогнозировать поведение человека.

    Термин  «психофизиологические» означает, что  соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также  и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах  человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

      Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических  черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие  человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и так далее. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

    Черты личности формируются под влиянием многих факторов. Природные свойства: Физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие.

    Социальные  факторы: Роли, статус, образование, опыт, привычки, круг общения.

    Хорошее знание и понимание руководителем  черт личности способствуют успешному  управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному  воздействию на него.

    Свойства  личности:

  1. темперамент;
  2. характер;
  3. способности;

    Темперамент – индивидуально психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведение.

    Сила, уравновешенность и подвижность  нервных процессов, характеризующие  собой типы высшей нервной деятельности людей, являются физиологической основой  их темпераментов. Темперамент и  есть проявление типа высшей нервной  деятельности в поведении, в деятельности человека. Проявление сильного уравновешенного  быстрого типа нервной деятельности –– сангвинический темперамент. Особенности нервной деятельности сильного уравновешенного медленного типа — это физиологическая основа флегматического темперамента. Сильный неуравновешенный тип нервной деятельности соответствует холерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.

    Сангвинический  темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип высшей нервной деятельности и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, работоспособность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.

    Холерический  темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный  тип высшей нервной деятельности и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща повышенная  активность с преобладанием возбуждения, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

    Флегматический  темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип высшей нервной деятельности и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Отличаются сниженной активностью, высокой выносливостью, работоспособностью, ровным поведением, выдержкой, верностью, преданностью, постоянством. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

    Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип высшей нервной деятельности и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.

    При любом типе высшей нервной деятельности, при любом темпераменте возможно развить все общественно необходимые свойства личности. Нельзя одни типы темперамента оценивать положительно, другие отрицательно. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если у холерика легче, чем у флегматика, выработать быстроту и энергию действий, то у флегматика легче, чем у холерика, выработать выдержку и хладнокровие. Живость и отзывчивость сангвиника, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика, энергия холерика, глубина и устойчивость чувств меланхолика — все это примеры ценных качеств различных темпераментов. Вместе с тем при любом темпераменте имеется опасность развития нежелательных свойств личности. В определенных условиях сангвинический темперамент может привести к склонности «разбрасываться»; флегматический — может обусловить некоторую вялость, безучастность к окружающему; холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким; при наличии черт меланхолического темперамента может выработаться наклонность целиком погружаться в собственные переживания, чрезмерная замкнутость. Осознание положительных и отрицательных сторон темперамента и выработка умения управлять ими составляют одну из важных задач воспитания.

    Особенности темперамента сказываются, как мы отмечали, и в особенностях умственной работы. Однако тот или другой темперамент, придавая своеобразие манере («стилю») умственной работы, отнюдь не предопределяет возможностей умственного развития человека. Особенности темперамента, требуя индивидуального подхода  к человеку, могут обусловить лишь пути и способы умственного развития, но не уровень достижений.

    Тип темперамента необходимо учитывать  в специальностях, где труд предъявляет  особые требования к динамическим и  эмоциональным качествам человека.

    Среди выдающихся людей в любой области  можно найти представителей разных темпераментов. Среди крупнейших русских  писателей, например, мы можем отметить у Пушкина яркие черты холерического  темперамента, у Герцена — сангвинического, у Гоголя — меланхолического, у  Крылова — флегматического.

    На  основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется  следующее психическое свойство - характер.

    Характер – совокупность существенных устойчивых психических свойств человека, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на поведение и поступки.

    Характер  в психологии рассматривается как  совокупность наиболее устойчивых психических  черт, проявляющихся во всех видах  межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности  человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы  и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).

    Становление характера человека как свойства личности происходит в условиях его  включения в различные социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения  и др.). В зависимости от того, в  каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в  одном случае могут формироваться  открытость, самостоятельность и  твердость, а в другом прямо противоположные  черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность. В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление  во многих случаях определяются направленностью  личности и своеобразием темперамента человека.

    Среди наиболее показательных черт характера, служащих основанием для их классификации, в зависимости от уровня развития его основных компонентов выделяют:

   1.по отношению: к социальным  явлениям – убежденный и беспринципный;  к деятельности – деятельный  и бездеятельный; к общению  – общительный и замкнутый;  к себе – альтруист и эгоист;

   2.по силе – сильный и слабый;

   3..по эмоциональным чертам– уравновешенный и неуравновешенный и т.д.

    Не  менее важными чертами характера, раскрывающими его особенности, также являются показатели его направленности, инициативности, творчества, ответственности, этичности и ряд других.

    Как уже отмечалось, характер человека формируется в определенной социальной среде на основе физиологической  предопределенности его психики, в  том числе и способностей.

    Способности – совокупность устойчивых свойств, которая служит условием успеха в данной деятельности, устанавливает пригодность человека к ней и обеспечивает надлежащий уровень ее исполнения.

    Среди видов способностей выделяют частные, реализуемые в одном действии, специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека, теоретические и практические, учебные  и творческие, способности к общению  и предметно - деятельностные способности.

    Оценка  психофизиологических качеств человека осуществляется в процессе психофизиологического  отбора, направленного на выявление  лиц, которые по своим психофизиологическим качествам, профессиональным способностям наиболее соответствуют требованиям  какой-либо деятельности.

    В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что психофизиологические качества человека являются во многом тем лимитирующим звеном в профессиональной деятельности, которое необходимо обязательно  учитывать.


Информация о работе Основные психофизиологические свойства личности и их влияние на организационное поведение