Содержание
Введение                                                                                                          
3
 
Глава 1. Государственная 
политика в сфере защиты молодой семьи        
5
1.1 Основные 
направления государственной политики 
в сфере                
5
социальной 
защиты молодой семьи.
1.2 Организация 
социальной защиты молодой  семьи в 
России                  
12
 
Глава 2. Муниципальные программы в 
сфере социальной защиты             
19    
молодых семей на примере Краснодарского 
края.
2.1 Законодательная основа проведения 
жилищной политики в                 
19        Краснодарском 
крае.
2.2 Порядок предоставления ипотечного 
кредитования молодым               
21
 семьям  в Краснодарском 
крае
 
Заключение                                                                                                         
29
 
Список использованной литературы                                                               
31                                       
 
 
 
                                   
 
 
 
 
 
 
 
                                                      Введение
 
В современных условиях, большинство 
молодых семей не имеет возможности самостоятельно 
приобрести жилье. Чаще им приходится 
ютиться в квартире с родителями, либо 
арендовать. 
Основной задачей для России 
стало образование как можно большего количества 
здоровых и полноценных семей. Сложность 
развития и закрепления молодой семьи 
в настоящее время усугубляется мировым 
финансовым кризисом, который затронул 
и Россию. В этих условиях значимость социальной 
защиты и поддержки молодых семей имеет 
особую значимость и приоритет. 
В настоящее время молодые семьи – это 
динамичная и легко реагирующая на различные 
социально-экономические изменения часть 
общества. Состояние данной категории 
населения во многом отражает происходящие 
в обществе преобразования, что выражается 
в изменении особенностей формирования 
молодой семьи, ее структуры, состава, 
типов семейного уклада. 
Молодые семьи аккумулируют на себе ряд 
достаточно сложных проблем, являющихся 
следствием всесторонних перемен последних 
десятилетий. На основе различных обследований 
и экспертных оценок в настоящее время 
в Российской Федерации насчитывается 
около 10 млн. молодых семей, что составляет 
приблизительно одну пятую часть от общего 
числа семей.
 От того, какие стартовые возможности 
в современной России в условиях кризиса 
имеют молодые семьи, какие им предоставлены 
альтернативы решения проблем, во многом 
зависят состояние и развитие различных 
сфер общества через одно - два десятилетия, 
что доказывает необходимость особой 
концентрации внимания именно на состоянии 
данной категории населения и демонстрирует 
наличие ее проблем и возможных их способов 
решения. Исходя из вышеизложенного, тема 
исследования является актуальной. 
Объект исследования:  
социальные проблемы молодых семей.
Предмет исследования: 
деятельность органов государственной 
власти Краснодарского края в сфере социальной 
защиты молодых семей.
Цель исследования:  систематизация  способов 
и методов работы по решению социальных 
проблем молодых семей в современном обществе.
Задачи исследования:
1. исследование  государственной 
политики в сфере защиты молодой семьи;
2.  изучение законодательной 
основы проведения жилищной политики 
в Краснодарском крае;
3.  рассмотрение  порядка предоставления 
ипотечного кредитования молодым семьям  
в Краснодарском крае.
Методы исследования: теоретический 
анализ и синтез литературы.
Работа может быть использована в качестве 
методического использования должностными 
лицами органов местного самоуправления, 
а так же студентами, изучающими дисциплину 
«Муниципальное управление».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Государственная 
политика в сфере защиты молодой семьи
 
1.1Основные 
направления государственной политики 
в сфере социальной защиты молодой семьи
 
 
Нормативной правовой основой 
государственной политики в отношении 
молодой семьи являются документы ООН, 
в которых имеются прямые и косвенные 
положения, касающиеся семьи, Конституция Российской 
Федерации, Семейный кодекс и иные документы 
по вопросам семьи, принятые на федеральном 
уровне.
Главные ориентиры государственной 
политики в отношении молодой семьи определяются 
основными направлениями государственной 
семейной политики, закрепленными Указом Президента 
Российской Федерации от 14.05.96 N 712 "Об 
основных направлениях государственной 
семейной политики". Исходя из этого 
документа субъектами государственной 
политики в отношении молодой семьи выступают 
органы законодательной и исполнительной 
власти всех уровней, работодатели, общественные 
объединения, политические партии, профессиональные 
союзы, религиозные конфессии, благотворительные 
фонды, международные организации, юридические 
и физические лица. Объектом государственной 
семейной политики является семья, в том 
числе и молодая семья. Однако ее статус 
как объекта этой политики не означает 
пассивной роли молодой семьи в решении 
разнообразных проблем. Молодая семья 
должна постепенно становиться одним 
из активных социальных субъектов процесса 
реализации мер государственной семейной 
политики.
Необходимость разработки данной 
Концепции детерминируется рядом объективных 
и субъективных факторов.
Во-первых, молодые семьи составляют 
значительную часть российских семей. 
К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов 
(около 20 миллионов граждан России). Следовательно, 
формирование государственной политики 
в отношении молодой семьи призвано охватить 
значительную часть населения страны, 
развитие которой обусловлено состоянием 
именно молодых семей. Стремительное старение 
населения и неблагоприятные демографические 
тенденции заставят общество уже в ближайшем 
будущем предъявить к сегодняшним молодым 
семьям повышенные требования: молодежь 
станет основным трудовым ресурсом страны, 
ее трудовая деятельность, в большей степени, 
чем ее родителей, станет источником средств 
для социального обеспечения детей, инвалидов 
и пожилых поколений.
Во-вторых, выделение молодых 
семей в отдельную категорию позволит 
детально изучать проблемы жизнедеятельности 
молодого поколения, будет способствовать 
более эффективному и адресному решению 
проблем жизнедеятельности молодой семьи, 
что призвано улучшить демографическую 
ситуацию в Российской Федерации. Именно 
молодежь и молодые семьи являются ведущей 
силой в реализации практически всех Приоритетных 
национальных проектов России.
В-третьих, практика показывает, 
что семьи создаются в молодые годы (ориентировочно 
средний возраст вступления в брак - 22,2 
лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых 
браков - первые). Этот возраст характеризуется 
становлением мировоззренческих позиций 
и ценностных ориентаций молодежи, в том 
числе - ориентации на устойчивую и благополучную 
семью, на ответственное родительство 
и ценности семейной жизни. Утверждение 
этих позитивных ценностей и установок 
- задача государственной молодежной семейной 
политики [8].
В-четвертых, статистика свидетельствует, 
что молодая семья менее устойчива (1/3 
всех разводов приходится на семьи, существующие 
менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем 
от года до пяти лет; вероятность развода 
лиц до 20-летнего возраста в два раза выше 
и наиболее чревата для семьи, детей, самого 
института семьи). Выделение молодых семей 
в самостоятельную социальную группу 
и формирование государственной политики 
по отношению к ним как части государственной 
семейной политики будет способствовать 
повышению устойчивости молодых семей 
за счет реализации комплекса мер такой 
политики.
В-пятых, деторождение, а следовательно, 
будущее нации в основном связано с молодой 
семьей (3/4 общего числа детей - у родителей 
моложе 30 лет). Меры, предусматриваемые 
государственной политикой в отношении 
семей в целом, в преобладающем числе ситуаций 
и в значительном объеме относятся, прежде 
всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы 
на решение проблем демографической ситуации 
в стране, что определяется стратегическим 
курсом государства, в этой части отраженным 
в Послании Президента Российской Федерации.
В-шестых, молодые семьи находятся 
в более сложном материальном положении, 
нуждаются в государственной и родительской 
поддержке, они, как правило, не имеют жилья 
и не обзавелись домашним хозяйством, 
обладают повышенными запросами духовного 
развития. В отличие от молодежи наиболее 
развитых стран, возраст вступления которой 
во взрослую жизнь объективно повышается, 
российская молодежь вынуждена вступать 
в социально-экономические отношения 
значительно раньше. В этой ситуации необходимо 
обеспечить молодой семье такие условия 
ее жизнедеятельности, при которых она, 
опираясь на собственный потенциал, получая 
стратегическую поддержку со стороны 
государства и общества, станет способной 
самостоятельно реализовывать все свои 
социальные функции и репродуктивные 
установки. Новые условия потребуют от 
каждого молодого человека и его семьи 
мобильности, поиска новых нестандартных 
индивидуальных вариантов построения 
своей жизни. Сочетание первичной государственной 
поддержки молодых семей с развитием их 
самостоятельности в решении проблем 
жизнедеятельности должно стать основой 
общества будущего. Эта поддержка предусматривает, 
прежде всего, формирование и реализацию 
государственной политики в отношении молодой семьи.
Вместе с тем результаты анализа 
государственной семейной политики в 
СССР и Российской Федерации показали, 
что имеет место недооценка правоспособности молодой семьи, 
важности правового регулирования ее 
отношений с государством и другими социальными 
институтами. Семья, в том числе молодая, 
как правило, не привлекалась к активному 
участию в реализации мер государства 
и общества в рамках социальной политики. 
Семейная политика во многих аспектах 
отождествлялась с социальной защитой и 
регулированием брачно-семейных отношений. 
В системе взаимоотношений "семья - 
государство" имела место недооценка 
социального статуса и социально-ролевых 
функций семьи, и, прежде всего, молодой семьи. 
Государственная поддержка молодой 
семьи не выступала в качестве самостоятельного 
направления социальной политики, в рамках 
которой необходимо учитывать и решать 
многие вопросы, связанные с обеспечением 
жизнедеятельности молодой семьи как субъекта 
и объекта общественного развития. В то 
же время политика государства в отношении молодой семьи все 
еще четко не сформулирована (ее предмет 
концептуально не разработан) и сводится, 
в основном, к государственным мерам, связанным 
с социальной защитой материнства и детства, 
и нормативному регулированию семейно-брачных 
отношений. Решения, принимаемые на государственном 
уровне, как правило, адресованы не молодой семье как 
институту, а отдельным ее членам. Отмечается 
факты противоречивости и нарушения координации 
государственной семейной политики на 
федеральном и региональном уровнях [11].
"Стратегия государственной 
молодежной политики", фиксируя ряд 
этих и других особенностей становления 
и развития молодых поколений и их влияния 
на развитие Российской Федерации, прямо 
отмечает издержки и просчеты семейной 
политики, оплачиваемые всем российским 
обществом, оценивает их как резко отрицательные, 
с которыми невозможно смириться.
Целью государственной политики 
в отношении молодой семьи является становление 
и развитие благополучной молодой семьи 
и улучшение качества ее жизни; обеспечение 
выполнения молодой семьей социально-демографических 
функций, в т.ч. стимулирование рождаемости 
детей и их воспитания.
Задачами государственной молодежной 
семейной политики являются:
законодательное предоставление 
молодой семье самостоятельного социального 
статуса объекта государственной семейной 
политики и практическая реализация потенциала 
этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;
обеспечение государством соблюдения 
прав молодой семьи в решении социальных 
проблем;
совершенствование системы 
государственных социальных гарантий 
для обеспечения достижения уровня благосостояния 
молодых семей;
укрепление института российской 
семьи на основе народных традиционных 
социокультурных ценностей, духовности 
и национального образа жизни;
формирование позитивного "просемейного" 
общественного мнения, пропаганда семейного 
образа жизни, повышение престижа социально 
благополучной семьи;
обеспечение сохранения семейной 
среды как среды личностного саморазвития 
и самореализации супругов, воспроизводства, 
воспитания и развития детей - полноценных 
граждан российского общества;
учет интересов молодой семьи 
в процессе духовно-нравственного, экономического 
и социокультурного развития общества 
при разработке и реализации разнообразных 
федеральных и региональных программ, 
в деятельности органов власти и управления 
различных уровней;
оказание содействия молодой 
семье в подготовке и реализации ее воспитательной 
функции по социализации супругов и детей, 
в развитии культуры семьи, в том числе 
родовой культуры;
поддержка развития молодой 
семьи как субъекта собственности и предпринимательства, 
направленных на формирование новых источников 
доходов, обеспечивающих достижение экономического 
благополучия молодой семьи;
обеспечение возможности молодой 
семье самостоятельно достичь уровня 
доходов, достаточного для ее стабильного 
функционирования и полноценного выполнения 
социальных функций и репродуктивных 
установок;
оказание молодым семьям необходимой 
информационной поддержки в ее становлении 
и стабильной жизнедеятельности;
развитие и поддержка общественных 
организаций молодых семей.