Организация и структура государственных органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение деятельности аппарата государственной власти.
Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:
- изучить теоретические и методологические аспекты формирования и функционирования аппарата государственной власти и управления;
- рассмотреть структуру органов государственной власти;
- рассмотреть проблемы и наметить пути совершенствования аппарата государственной власти.

Содержание

Введение …………………………………………………………...… 3
Глава 1. Теоретические основы аппарата органов государственной власти …………………………………………………………………………... 5
1.1. Сущность и принципы аппарата органов государственной власти …………………………………………………... 5
1.2. Структура органов государственной власти …………… 7
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования аппарата государственной власти Российской Федерации …………………………... 13
2.1. Проблемы аппарата государственной власти ………… 13
2.2. Пути совершенствования аппарата государственной власти в России …………………………………………………………... 14
Заключение …………………………………………………………. 18
Список используемой литературы ………………………………... 20

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное Собрание состоит  из двух палат - Совета Федерации и  Государственной Думы. Депутаты Госдумы  избираются населением, а членами  Совета Федерации (в соответствии с  новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

К ведению Совета Федерации  относится:

1) утверждение изменения  границ между субъектами Российской  Федерации;

2) утверждение Указа Президента  о введении военного и чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  Сил; 

4) назначение выборов  Президента;

5) отрешение Президента  от должности;

6) назначение на должность  судей Конституционного Суда, Верховного  Суда, Высшего Арбитражного Суда;

7) назначение и освобождение  от должности Генерального прокурора.

Среди полномочий Государственной  Думы, закрепленных в Конституции, можно  выделить:

1) дачу согласия Президенту  на назначение Председателя Правительства;

2) решение вопроса о  доверии Правительству;

3) назначение на должность  и освобождение от должности  Председателя Центрального банка;

4) объявление амнистии;

5) выдвижение обвинения  против Президента для отрешения  его от должности.

Обе эти палаты имеют право контролировать деятельность правительства. Для этого создана Счетная палата Федерального Собрания. Госдума заслушивает отчет правительства об исполнении федерального бюджета и отчеты министров по актуальным вопросам.

В современной экономической  жизни России, в ее развитии все  большую роль играют субъекты Федерации. Каждая область находится в составе Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации. Вхождение области в состав Российской Федерации на правах ее субъекта фиксируется и в Уставе области.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, система  органов государственной власти субъектов Федерации может включать в себя как высшие региональные органы власти (законодательные и исполнительные), так и соответствующие территориальные  органы, в том числе органы административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством субъекта. При этом местные органы государственной власти не могут быть образованы на уровне муниципальных образований, где публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления1.

Законодательная власть представлена в субъектах  РФ Законодательным собранием области, которое вправе законодательствовать по всем вопросам, отнесенным к компетенции  субъекта РФ и требующим законодательного урегулирования. Исполнительная власть – Главой администрации области, высшим должностным лицом исполнительной власти; заместителями Губернатора области, структурными подразделениями: управлениями, комитетами, отделами. Органы исполнительной власти наделены общей компетенцией, то есть вправе решать любые вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности в пределах полномочий области. Судебная власть в области представлена федеральными судами и Уставным судом области.

государственный власть федеральный субъект

 

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования аппарата государственной  власти Российской Федерации.

2.1 Проблемы аппарата государственной  власти.

Следует признать, что, несмотря на непродолжительный  исторический опыт президентской практики в России, эффективность функционирования Президента Российской Федерации как института главы Российского государства во многом определяется способностями, желаниями, а то и физическими возможностями конкретного государственного деятеля.

Что же касается других институтов президентской власти, институтов парламента, институтов исполнительной и судебной власти, то процесс правового закрепления их государственно-властной практики еще впереди.

Для управления страной, особенно в сложные периоды, при радикальных преобразованиях, и вообще для нормального течения государственных дел требуется, чтобы были единые цели у законодательной и исполнительной властей, общий стратегический курс, тесная координация их работы, даже объединение их усилий.

При определении  целей реформ необходимо решить, можно ли осуществить перераспределение полномочий, не затрагивая текст Конституции, т.е. сделать плавный переход к новому состоянию институтов государственной власти либо на основе разработки необходимых законов и подписания политических соглашений между главными субъектами государственной власти, либо на основе серьезного совершенствования самого Основного Закона, федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации в части регулирования управленческих отношений обладает значительным потенциалом детализации. Из этого тезиса выводится презумпция "неприкосновенности" Конституции РФ на ближайшую историческую перспективу. Это возможно, но сохраняет неразрешенными те неточности в регулировании системы исполнительной власти в России, которые стали почти общепризнанными2. Подобная неприкосновенность предполагает выработку общего понимания управленческой модели3.

Главной проблемой  является то, что пока не получили своего развития такие новые, современные и, возможно, перспективные направления научного поиска института государственной службы, как:

    • критерии, показатели и методы оценки эффективности государственной службы;
    • новые методы управления государственной службой;
    • оптимизация численности государственной службы;
    • направления повышения доверия населения к институту государственной службы.

2.2 Пути совершенствования аппарата  государственной власти в России.

Значительную  часть этой работы следует осуществить, прежде всего, путем принятия вытекающих из Конституции федеральных законов, и в первую очередь федеральных конституционных законов, а также путем внесения изменений и дополнений в Федеральные конституционные законы о Правительстве Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации. Для становления органов государственной власти необходим закон о федеральных органах исполнительной власти.

Для развития системы  органов государственной власти большое значение имеет закон  о высшем органе законодательной  власти - Федеральном Собрании Российской Федерации. Инициативные законопроекты, разработанные в разное время депутатами Государственной Думы, научными организациями, не дали окончательного результата. Акт отсутствует по настоящее время. Тем не менее, определенные сдвиги имеются. Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана рабочая группа для разработки проекта Федерального закона о Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации. В результате был разработан соответствующий законопроект, основной идеей которого является детализация и развитие положений Конституции Российской Федерации о парламенте, обеспечение необходимого объема правового регулирования парламентской деятельности. Одна из задач данного законопроекта - дать необходимый импульс парламентским процедурам, которые сегодня сосредоточены в регламентах палат. Проблема же состоит в том, что участники законодательного процесса, не являющиеся членами палат парламента, высказывают сомнения относительно распространения регламентных норм на их действия. Для решения этого вопроса в законопроекте часто и достаточно обширно очерчен круг лиц, на которых он распространяет свое действие: Совет Федерации, Государственная Дума; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; органы государства, которые формируют парламент; органы, подлежащие парламентскому контролю; органы и должностные лица, деятельность которых может подвергаться парламентским расследованиям; внутренние органы парламента, их должностные лица, аппарат палат парламента, сотрудники аппарата, министерства и ведомства, обеспечивающие деятельность парламента, а также другие государственные органы и должностные лица, связанные с деятельностью парламента. Новеллой законопроекта является особый статус парламентской службы и парламентских служащих.

Несомненно, с  помощью принятия пакета упомянутых законов можно серьезно скорректировать  полномочия и взаимоотношения органов  государственной власти. Но они не могут касаться многих определяющих моментов их взаимоотношений, поскольку  основные первичные правовые нормы в этой области (как материальные, так и процессуальные) достаточно жестко зафиксированы в Конституции4.

В институциональном  плане исключительно важно развитие конституционно-правовой системы России. Это обусловило линию на модернизацию системы исполнительной власти, потребность в проведении реформы системы управления в стране. При ответственном подходе к этой проблеме надлежит разработать и утвердить комплексную программу модернизации системы государственного управления в России. Структурно она может состоять из следующих компонентов:

    • определение объективных оснований и субъективной природы российской модели государственного управления, без чего нельзя ничего ни использовать, ни имплантировать из зарубежного и собственного исторического опыта;
    • обоснование, исходя из этого, ресурсно-обеспеченных целей государственного управления, которые не только создали бы желаемое будущее, но и исходили бы из реальных и наличных ресурсов, ведущих к реализации целей;
    • установление адекватных природе и целям функций государственной власти и построение под властную триаду целостной организационной структуры государственного управления;
    • формирование процессуальных, регламентных и технологических элементов, придающих государственному управлению общественную направленность и научную достоверность.

Это должна быть именно программа модернизации субъекта государственного управления, всей системы  органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти. В рамках этой программы  надлежит:

    • проанализировать различные аспекты функционирования исполнительной власти: структурные, процессуальные, информационные, кадровые, материально-финансовые и т.д.;
    • учесть взаимодействие исполнительной власти и общественных, предпринимательских, профсоюзных и иных структур гражданского общества;
    • определить соотношение государственной системы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Актуальность  компонентов программы модернизации системы государственного управления должна определяться с точки зрения социальной эффективности деятельности исполнительной власти, ее реального и позитивного влияния на общественные процессы, общественное сознание, поведение и деятельность людей.

Какой из этих факторов и переменных актуализируется в  российской управленческой и правовой системе, будет зависеть от успешности социально-экономического и политического развития страны.

Заключение.

Любое государство  осуществляет свою разнообразную деятельность через государственные органы, каждый из которых является частью государственного аппарата.

Аппарат государства - это не механическое соединение его  органов, а упорядоченная, организованная, целостная система. Смысл этой упорядоченности  заключается прежде всего в том, что каждый орган государства  выполняет вполне определенные управленческие функции, имеет свое поле ответственности.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие  в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

В правовом государстве  реализуется принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие  к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая  друг друга.

Федеративное  устройство государства предполагает выделение государственных органов  РФ и государственных органов  субъектов Федерации. Государственные  органы могут делиться на избираемые гражданами и формируемые другими  государственными органами (прокуратура, суды), они бывают единоличными и коллегиальными.

Таким образом, современная  государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая  находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск  новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.

Правовое регулирование  государственно-служебных процессов  в настоящее время отстаёт  от темпов развития тенденций и закономерностей  в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

Информация о работе Организация и структура государственных органов власти