Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:20, статья
В современной политологии наибольшее распространение получила типология политических режимов, предложенная американским ученым Хуаном Линцем (род. 1926), который выделил пять основных типов режимов — демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем главным характеристикам: по степени политической мобилизации граждан, уровню плюрализма, степеням идеологизации и конституционности власти лидера либо правящей группы.
Политологи выделяет три состояния режима. Ранний посттоталитаризм наиболее близок к тоталитарному правлению, однако отличается от него, как правило, возникновением ограничителей на власть лидера (СССР при Н.С. Хрущеве, 1953-1964). В позднем посттоталитаризме власть все более терпимо относится к критике режима (Чехословакия, 1977-1989). При зрелом посттоталитаризме значительно преобразуются все характеристики прежней системы властвования, неизменной остается только руководящая роль партии (Венгрия, 1982-1988).
Султанистский политический режим
Султанизм, по Линцу — крайняя форма патримониального наследственно-родового господства, которая не сводится исключительно к режимам Ближнего Востока. Формула, приписываемая Людовику XIV (1638-1715) в качестве генерального принципа его политики, — «Государство — это я!», — выражение не только монархического абсолютизма, но и султанистского подхода к властвованию.
Признаками 
Султанистские режимы подвластны «султану» — здесь наименование правителя нужно понимать в переносном смысле слова.
Патриархальному (и патримониальному — как его разновидности) господству свойственно то, что наряду с системой непреложных, абсолютно священных норм, нарушение которых влечет за собой дурные магические или религиозные последствия, действует своеобразный произвол и милость господина, основанные, в принципе, на чисто «личных», а не «объективных» отношениях, и потому «иррациональные».
Султанистские режимы, как и авторитарные, существуют с античности, примеров подобного правления в истории немало.
В султанистском режиме 
личное переплетается с общественным, 
просматривается сильная 
Полное отсутствие плюрализма — едва ли не единственная схожая черта у тоталитаризма и султанизма.
Султанистские режимы лишены какой-либо идеологической основы. Некоторые высказывания лидера могут претендовать на идеологичность, однако они не формируют идеологию, как в тоталитаризме. Идеи лидера доводятся до масс после его прихода к власти или в связи с определенными действиями и никоим образом не ограничивают его владычество, ибо всегда корректируются в зависимости от ситуации. В тоталитарных режимах лидеры тоже имели возможность манипулировать идеологией для оправдания своих акций, но они пытались хотя бы вписаться в некие идеологические рамки. Султаны не ограничены ничем — ни идеологией, ни закона-ми, ни принципами, ни моралью, ни традициями даже, несмотря на заверения в уважении к ним.
Мобилизация населения в политику (одна из главных характеристик тоталитаризма) редко применяется султанистскими режимами, не имеющими соответствующих институтов и идеологии. Если мобилизация и происходит, то только в определенных ситуациях; она жестко контролируется султаном и неравномерна. Массовая поддержка основана на интересе, обещаниях награды за преданность либо на боязни расправы за неповиновение. Если султаны объявляют выборы, то результаты, в случае пассивности избирателей, непременно фальсифицированы в пользу власти.
Отсутствие мобилизации в султанизме несколько напоминает авторитаризм. Однако большинство авторитарных режимов отличается от султанистских наличием определенных структур со своими нормами, процедурами и ролями (к примеру функциональные обязанности бюрократии, «разделение труда» между армией, полицией и налоговыми органами). В султанистских режимах полномочия и функции всех структур меняются в зависимости от усмотрения султана: этот хозяин общества может приказать выполнять свою волю любому подданному даже если это не входит в его прямые обязанности.
Сравнительная таблица общих характеристик основных политических режимов
Характеристика  | 
  Демократический  | 
  Авторитарный  | 
  Тоталитарный  | 
  Посттоталитарный  | 
  Султанистский  | 
Политический плюрализм  | 
  Ответственный плюрализм  | 
  Ограниченный, безответственный плюрализм; может быть слабая оппозиция  | 
  Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть)  | 
  Нет (партия все еще формально монополизирует власть)  | 
  Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка  | 
Социальный и экономический плюрализм  | 
  Да  | 
  Может быть  | 
  Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики  | 
  Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создает «вторую культуру», «параллельное общество» или теневую экономику)  | 
  Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмешательства  | 
Идеология  | 
  Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности  | 
  Нет четко разработанной   | 
  Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию  | 
  Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический консенсус  | 
  Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии  | 
Мобилизация  | 
  Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной оппозиции  | 
  Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев  | 
  Экстенсивная мобилизация в 
  большое число созданных   | 
  Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддерживает необходимые конформизм и покорность  | 
  Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанными султаном  | 
Лидерство  | 
  Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно  | 
  Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определенными нормами  | 
  Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизматиче ско-го; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации  | 
  Высшие лидеры практически не бывают 
  харизмати-ками; их рекрутируют из официальной 
  партии, а деятельность в основном 
  ограничивается партструктурами, процедурами 
  и механизмами «внутренней   | 
  Лидерство персонифицировано; отсутствуют рационально-легальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция  | 
Ист.: Линц Х., Степан А. Проблемы демократического транзита и консолидации.- Балтимор и Лондон: Университет Джонса Хопкинса Пресс, 1996.
Недемократические политические режимы исследованные в данной работе являются весьма сходными по своим основным критериям приведённым в таблице. Отсюда следует что их вполне можно сравнивать между собой на основании материалов о каждом из них приведёнными в работе. Наиболее удобные пары для сравнения: авторитарный и тоталитарный, султанистский и посттоталитарный. Сравнение по критериям предложенным в таблице показывает что наиболее важным ценностным критерием является сравнение по принципу задействованности населения в реализации целей режима заключающееся в политической мобилизации граждан, т.к. он затрагивает большинство членов общества.
 
Список источников и литературы
Источники:
Linz J.J., Stepan A. Problems of Democratic Transitions and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. – Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1996.
ЛинцХ. Дж. Опасности президентства //Век XX и мир. Антологии. Пределы власти.- М.: Наука, 2005.С.22-32.
Линц X. Крушение демократических режимов: кризис, разрушение и восстановление равновесия.//Проблемы Восточной Европы. 1993; № 3.С.29-40.
Линц X., Степан А. «Государственность», национализм и демократизация.//Полис. 1997. № 5.С.56-69.
Литература:
Исаев Б.А. Политология. 8-изд. - СПб.: Нева, 2010.
Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты). - М.: ВШ, 2009.
Оффе К. Повороты истории. - М.: Приор, 2011.
Политология./Под ред. А.Е.Хренова.- СПб.: Питер, 2005.
Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. - СПб.: Нева, 2009.