Мусульманская семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:29, реферат

Краткое описание

Одним из важных вопросов реформирования государственного управления является оптимизация структуры органов исполнительной власти. Система и структура органов исполнительной власти на федеральном уровне за период с 1992 по 2011 г. изменялась неоднократно, с периодичностью один раз в 2–4 года. Происходит процесс интенсивного изменения системы и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, их деятельность и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между ними.
Правовой статус Президента России исследован в науке достаточно основательно. Однако на современном эта

Вложенные файлы: 1 файл

административное право.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Заслуживает внимания депутатский запрос по поводу государственно-правового статуса  института Президента Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы просили  Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статье 80 Конституции по следующим позициям: что следует понимать под термином «гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина», и какое юридическое  значение имеет этот термин; что  означает и какими статьями Конституции  регулируется порядок, посредством  которого Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти; вправе ли Президент вмешиваться  в сферу компетенции органов  законодательной, исполнительной и  судебной властей с целью обеспечения  их взаимодействия в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, и дают ли положения этой же статьи право Президенту выходить за рамки  полномочий, указанных в статьях 83 – 90, 107, 109, 114, 115, 117.

Представляют  интерес решения Конституционного Суда, принятые в связи с этим. Так, по делу о проверке конституционности  ряда постановлений он дал два  принципиальных толкования сферы и  пределов полномочий Президента, реализуемых  в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок Конституцией не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 – 89 Конституции, их общие рамки определяются, как считает Конституционный Суд, принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и положением статьи 90 о том, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Другой  важный вывод связан с пробелами, противоречиями и устаревшими положениями  в действующем законодательстве. Конституционный Суд подчеркнул, что такое состояние законодательства существенно увеличивает значимость прямого применения конституционных норм. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в статье 15. Таким образом, Конституционный Суд, высказываясь за приоритет законодательного урегулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, не исключил использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда федеральный закон «молчит».

Согласно  нынешнему законодательству статус Президента Российской Федерации определяется в тесной взаимосвязи с системой разделения властей и характеризуется  функциями и полномочиями главы  государства. Эти два понятия  очень близки друг к другу, но не тождественны. Между нормами, определяющими  функции Президента России, и нормами, определяющими его полномочия, имеются  существенные различия. Первый вид  норм формирует цели, которые в  процессе их реализации превращаются в определенный результат, а второй вид норм закрепляет за Президентом  Российской Федерации права и  обязанности, а также предопределяет его основные организационные формы  работы. В той мере, в какой  функции и полномочия присущи  исключительно главе государства (то есть не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы  государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства  или присваивать высшие воинские звания). Между функциями, полномочиями Президента России и его организационными формами деятельности существует тесная связь, так как каждая функция  должна быть обеспечена правомочиями главы российского государства  и реализована в соответствующих  формах его работы.

Представляется  целесообразным остановится на основных функциях Президента Российской Федерации, отметив, что их содержание определено в частях 2–4 статьи 80 Конституции Российской Федерации.

Наиболее  обширной является функция гаранта  Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Она ориентирует деятельность Президента на то, чтобы повсеместно и неуклонно проводились в жизнь все положения Конституции Российской Федерации и, прежде всего те, которые определяют основы конституционного строя (глава 1 Конституции Российской Федерации), чтобы везде на территории государства создавались условия для беспрепятственной реализации прав и свобод человека и гражданина, чтобы случаи их нарушения незамедлительно устранялись, права и свободы восстанавливались, а вредные последствия нарушений ликвидировались. В соответствии с этой функцией Президент защищает также права наших граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.

Следующая функция регламентирует деятельность Президента по охране основ конституционного строя, суверенитета, независимости  и государственной целостности  России. Им должны приниматься меры по решительному и бескомпромиссному  пресечению любых внутренних и внешних  угроз государству от кого бы они  ни исходили и в чем бы ни выражались.

Еще одна функция Президента Российской Федерации  – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти. Поскольку в осуществлении  общей задачи управлении обществом  участвуют все три ветви государственной  власти, необходимо наличие у них  не только взаимных «сдержек и противовесов», но также единого центра, который  бы налаживал сотрудничество, координировал  совместные усилия. Координация не должна сопровождаться подменой или  вмешательством в осуществление  полномочий тех, в отношении кого она проводиться. Роль такого центра и призван выполнять Президент  Российской Федерации. Конституция  России возлагает на него обеспечение  согласованного функционирования и  взаимодействия всех органов государственной власти. От реализации этой функции во многом зависит эффективность государственного управления в целом.

Последняя – определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. На Президента она впервые возложена Конституцией 1993 года. Основные направления политики глава государства определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Функции материализуются, находят конкретное выражение в полномочиях –  правовых возможностях Президента Российской Федерации.

При изучении полномочий Президента Российской Федерации  следует, прежде всего, обратить внимание на три важных момента. Во-первых, исчерпывающий  ли их перечень приведен в Конституции  Российской Федерации? Опыт ее применения показал, что дать его невозможно.

Во-вторых, в Конституции Российской Федерации  полномочия Президента определены фрагментарно, отсутствует их развернутое изложение. Согласно сложившейся практике, эти  полномочия конкретизируются в федеральных  конституционных и федеральных  законах.

В-третьих, актуальное теоретическое и практическое значение имеет группирование полномочий Президента Российской Федерации. Оно  позволяет систематизировать и, таким образом, более наглядно представить  весь их объем.

За критерий классификации можно взять, например, субъектов права, взаимодействующих  с Президентом в процессе выполнения им своих полномочий.

По данному  критерию полномочия Президента Российской Федерации можно свести в шесть  групп. Первую составляют полномочия по отношению к населению страны, гражданам, избирателям. Президент  Российской Федерации, прежде всего, решает вопросы гражданства. Конституцией России установлено единое российское гражданство, возможность гражданства субъектов Российской Федерации не предусмотрена. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ним Президент Российской Федерации осуществляет прием в гражданство и выход из него.

К правомочиям  Президента относится также предоставление политического убежища. Всеобщая декларация прав человека провозглашает: каждый человек, преследуемый за убеждения, может иметь  убежище в других странах и  пользоваться им. Указом Президента от 21 июля 1997 года №746 утверждено Положение  «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». Оно предоставляется гражданам  и лицам без гражданства по их письменному ходатайству с  учетом государственных интересов  Российской Федерации на основании  общепризнанных принципов и норм международного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, оно предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования  или реальной угрозы стать жертвой  преследования в стране своей  гражданской принадлежности или  в стране своего обычного местожительства  за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Полномочием Президента Российской Федерации, обращенным ко всем избирателям, является назначение референдума – проведение всенародного тайного голосования граждан  Российской Федерации для выяснения  их мнения по важнейшим проблемам  государственной жизни. Порядок  проведения референдумов регулируется Федеральным конституционным законом  от 28 июня 2004 года №5-ФКЗ «О референдуме  в Российской Федерации». Уточним  лишь, что Президент Российской Федерации  только назначает всероссийские  референдумы, сам же он не вправе предложить проведение референдума, поскольку референдумы инициируются лицами, указанными в выше упомянутом Законе.

К ведению  Президента отнесены вопросы награждения  государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных  званий. Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года №442 утверждено Положение «О государственных наградах Российской Федерации». 30 декабря 1995 года принят Указ Президента Российской Федерации  №1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении  положений о почетных званиях  и описания нагрудного знака к  почетным званиям Российской Федерации».

К полномочиям  Президента относится также принятие актов о помиловании осужденных приговором суда. Помилование применяется  к отдельным лицам, и его надо отличать от амнистии, акт об объявлении которой принимает Государственная  Дума Российской Федерации (пункт «е»  части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации).

В рамках первой группы полномочий Президент  Российской Федерации рассматривает  адресованные ему обращения граждан, которые, согласно статье 33 Конституции  Российской Федерации, они вправе направлять в любые государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения являются важной формой связи  Президента, других государственных  органов и органов местного самоуправления с населением. Обращения бывают трех видов: предложения, заявления и  жалобы.

Вторую  группу составляют полномочия по отношению  к Российскому государству в  целом, обеспечивающие его нормальную безопасную жизнедеятельность, ясные  перспективы развития. Президент  ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики (пункт  «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации). Конкретная содержательность посланий не отдана целиком на усмотрение самого Президента России.

Президент России издает также отдельные акты, в которых определяет политику по конкретным вопросам жизнедеятельности  государства. Например, Указом от 12 декабря 1997 года №1300 утверждена Концепция национальной безопасности. С последней тесно связано военное строительство. Президент, согласно пункту «з» статьи 83 Конституции Российской Федерации, утверждает военную доктрину.

Являясь по должности Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации, Президент осуществляет общее руководство  их использованием в качестве сил  обеспечения безопасности, а также  принимает оперативные решения  по обеспечению безопасности в пределах компетенции, определенной законом. Соответствующие  полномочия Президента Российской Федерации  обстоятельно определены Законом Российской Федерации от 05 марта 1992 года №2446–1 «О безопасности» (статья 11), Федеральным  законом от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об  обороне» (статья 4), Федеральным законом  от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной  подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (статья 4).

Третью  группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению  к отдельным ветвям государственной  власти.

Так Президент, в соответствии с Конституцией России и федеральным законом, назначает  выборы в Государственную Думу, а  в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, распускает ее.

Полномочия  Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям власти концентрируются, главным образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных  органов государственной власти. Президент Российской Федерации располагает рядом конституционных полномочий по воздействию на их состав: 1) единолично назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, а после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; 2) назначает в порядке, установленном федеральным законом, судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации); 3) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; 4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; 5) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации и ставит перед ней же вопрос об освобождении его от должности; 6) по предложению министра внутренних дел Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Мусульманская семья