Мировоззренческая основа идеологии Белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:05, реферат

Краткое описание

Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей2.

Содержание

1. Мировоззрение и идеология

2. Общечеловеческие ценности

3. Национально-государственное самосознание и патриотизм

4. Религиозный аспект идеологии белорусского государства

Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА1.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА

 

ИДЕОЛОГИИ

 

 

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

Мировоззренческая основа идеологии  белорусского государства

 

1.      Мировоззрение  и идеология

 

2.      Общечеловеческие  ценности

 

3.      Национально-государственное  самосознание и патриотизм

 

4.      Религиозный  аспект идеологии белорусского  государства 

Мировоззрение и идеология

 

Применительно к отечественной  традиции принципиальное значение приобретает  осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического  процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и  политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил  П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время  и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов  и ориентиров, новой системы ценностей2.

 

Подобно тому, как мировоззрение  представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах  социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих  и политических идеалах, ценностях  и обусловленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

 

Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и  ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать  социально-политические процессы и  явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология  является необходимым компонентом  политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей  по политическим устремлениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы  политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры3.

Общечеловеческие ценности

 

Cовременная Беларусь представляет собой трансформирующееся или транзитивное общество, в котором пока еще не сформирована аксиологически ориентированная государственность, целостная система мировоззренческих ценностей, приемлемых для людей, познавших горечь и разочарование крушения кумиров и иллюзий, тяжелое испытание Чернобыльской трагедией и человеческого бытия "на изломе", в эпоху "великих перемен". С одной стороны, возникают новые, демократические модели мировосприятия, с другой стороны, пока еще сохраняются мировоззренческие стереотипы коммунистических идеологем. Парадоксы и разочарования новых идеалов и ценностей сочетаются с непреодолимым желанием отказа от модели «жить по-старому». Но из этого не следует, что мы должны отказаться от рационального осмысления происходящего, от веры в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личностного и социального сознания на разумных началах, ибо разум, а значит мораль, совесть, справедливость являются значимыми для нас до тех пор, пока они определяют нашу личную и социальную позицию и поведение, ибо то, что создано разумом, может быть достойно использовано лишь в том случае, если в этом использовании разум же участвует.

 

Необходимость поиска новых  мировоззренческих структур отношения  к миру стала лейтмотивом XX Всемирного конгресса (10-16 августа 1998 г. Бостон, США) выступила идея обращения к человеческому  разуму, его защиты, а через обращение  к разуму — примирению человечества, его воспитанию. Просветительская тема конгресса "Пайдея: Философия в воспитании человечества" подчеркивала необходимость рационального осмысления происходящего в мире, поиска путей сосуществования в рамках альтернативных взглядов и подходов, решения глобальных проблем, воспитания человечества и особенно молодого поколения в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур и терпимости по отношению друг к другу, открытой коммуникации, веры в рациональное начало, плюрализма мнений, гибкой, а не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов. Первый в XXI столетии XXI Всемирный философский конгресс «Философия лицом к мировым проблемам» (август 2003) также призывает человечество к рациональному переосмыслению происходящих в мире процессов и к согласию.

 

Права человека являются главной  общечеловеческой ценностью гражданского общества. Права человека – политические, гражданские, социальные, экономические  и культурные – впервые были закреплены в виде Всеобщей декларации прав человека в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Право человека является основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права делают нас людьми. В современный период права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Права человека – это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности.

 

В Конституции Республики Беларусь записано (ст. 2), что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью  и целью общества и государства». Другим принципиальным положением Конституции  в области прав человека является признание равенства всех перед  законом и право каждого без  всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. Права и свободы человека и  гражданина закреплены в Конституции  и в Разделе II «Личность, общество, государство».

 

Закрепление прав и свобод человека произошло в таких законах, как: Закон о правах ребенка; Закон  о свободе вероисповедания и  религиозных организациях; Закон  о национальных меньшинствах; Закон  об общественных организациях и др. Человек, его права и свободы  в нашей стране конституционно провозглашены  в качестве «высшей ценности», которую  государство обязано признавать, соблюдать и защищать. С целью  определения основных направлений  действий государства по обеспечению  прав и свобод граждан Республики Беларусь, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального  государства в Беларуси принята  Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан на 2001 – 2005 годы. Эта программа определяет основные цели государства по созданию гарантий обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь, содержит необходимые меры правового, социально-экономического и организационного характера, направленные на дальнейшее укрепление и защиту прав и свобод граждан Беларуси.

Национально-государственное  самосознание и патриотизм

 

Фундаментальными приоритетами и консолидирующей идеей белорусского общества, в рамках которых объединяются разнообразные многовариантные  подходы и фиксируются значимые для открытого общества ценности, являются, несомненно, национальные интересы, предполагающие обеспечение национальной безопасности Беларуси; экономические  приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, социально-ориентированной, рационально-целесообразной, рыночной экономики; основные приоритеты в социальной сфере, предусматривающие реализацию принципов социальной справедливости, обеспечение условий для реализации творческих способностей людей, социальной защиты интеллектуальной элиты Беларуси, сохранения научных школ и направлений.

 

Необходимо учитывать  и культурно-духовный статус белорусского народа, который определяет нравственные начала и нормы социальной жизни  и поведения человека в обществе. Здесь важно осмысление геополитического положения Беларуси, располагающейся  на стыке двух культур, двух цивилизаций  — Востока и Запада. Восточные славяне, находясь на перекрестке мировых цивилизаций, подобно другим "контактным" государствам и обществам, занимавшим такое же положение (Древний Рим, Византия, Эллинский Восток и т. д.), находились в состоянии "дрейфующего общества", постоянного "раскачивания" между двумя космосами — Востоком и Западом, и несли болезненное и порою трагическое бремя его маятникового движения. Но отсюда и в высшей степени необходимые для сохранения современной цивилизации фундаментальные черты, например, белорусского народа — его толерантность, гибкость, уступчивость, открытость, жертвенность, доброта, совестливость, или широта, открытость, антиномичность, свойственные «русской душе».

 

Возможно, на современном  этапе цивилизационного развития с  его тенденцией к единству мирового процесса, признанием культурного плюрализма и необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит и отрицанием европоцентризма, именно славянский мир  сможет сыграть ведущую роль творческого  посредника между Востоком и Западом, и тем самым послужит их интеграции, пониманию, а не противостоянию и  желанию подчинить друг друга. Находясь же на перекрестке цивилизаций и в силу своего геополитического статуса, став местом встречи Востока и Запада уже внутри славянства Беларусь в этом процессе мирового единения может сыграть заметную роль.

 

В своей национальной культуре белорусский народ, как и другие, выражают свою индивидуальность, придавая отдельным элементам культуры общенациональный тон. С точки зрения общей теории систем, лишь достаточно сложная система, обладающая значительным числом элементов, жизнеспособна и перспективна в  своем развитии. Поэтому развитие национальных культур, а на ее основе высшей национальной идеи и самостоятельного развития способствуют динамичному  развитию мировой культуры и цивилизации  в целом. Это не противоречит идее глобализации жизненного мира и современной  истории, ставшей одной из центральных  тем 90-х годов. Глобализация представляет собой сложный и многомерный  процесс, проявляющийся в экономической, политической, информационной и культурной универсализации, когда территориальность  исчезает как организующий принцип  социальной и культурной жизни. Заметим, что в данном случае скорее следует  говорить об осмыслении диалектики локального социально-культурного своеобразия  и всемирного единства, а не об обосновании  некоего «особого пути», отделяющего  славянский мир от остального.

 

Фундаментальную роль в становлении  белорусской государственности  играют культурные традиции, которые  актуализируют национальную историческую память, гарантирующую преемственность  общечеловеческого и культурного  прогресса, приобщение к культурно-исторической жизни народа, формирование чувства укорененности в своей отчизне, патриотизма и ответственности за нее, заботы о своем "доме". Белорусский человек, как и русский, глубоко общественное существо, предпочитающее решать свои проблемы «всем миром».

 

Белорусская культура, подобно  русской, формировалась как культура синтетическая, как культура, которая  достаточно легко ассимилировала в  себе влияния других культур. В силу своего географического положения, она в значительной степени толерантна и восприимчива к чужой, иной позиции, а, следовательно, динамична и мобильна в своих содержательных аспектах. Беларусь, как и Россия, всегда выступала  как неповторимое единство двух начал  — активного и пассивного в  силу своей устремленности духовными  интенциями на Запад, и укорененности  материальных оснований в общинных укладах Востока.

 

В белорусской культуре имеются  реальные предпосылки для осуществления  гармоничного единства восточной и  западной традиций по отношению к  природе. В контексте современной экологической проблематики, связанной с постчернобыльским существованием наших народов, осуществляется пересмотр существующих ценностей и идет поиск новых мировоззренческих ориентации, и в частности, отказ от использования силы по отношению к природе, характерной для западноевропейской цивилизации в отличие от восточной культуры, где воплощались идеи гармонии человека и природы, бережного к ней отношения. Такие представления о гармоничном взаимоотношении человека и природы, отказ от использования силы по отношению к природе, человеку и обществу в целом, формирование толерантности и взаимопонимания, поиск консенсуса между человеком и остальным миром, которые утверждаются в силу чернобыльской трагедии в современной культуре, могут стать ведущими аксиологическими основаниями будущего цивилизационного развития. Уникальная и неповторимая национальная культура, опирающаяся на национальные духовные принципы, способна стимулировать духовно-возвышающие человека ценности.

 

В становлении государственности  важное место занимают приоритеты социально-политической консолидации общества, основывающиеся на реализации демократических принципов  разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; соблюдении прав и политических свобод человека; адаптации демократических традиций мировой социально-политической практики; гарантированном участии граждан  в управлении и реальном влиянии  на принятие решений в политической и социально-экономической сферах, преодолении отчуждения власти от народа; сохранении традиционных демократических ценностей; стремлении к созданию правового государства, политического плюрализма, создании демократических стабильных режимов; ориентации на интеграцию Беларуси и России, стран СНГ.

 

Продолжение демократизации белорусского общества и достижение политической консолидации и стабильности предполагает постепенный переход  к подлинному народовластию; гарантию свободного политического выбора, создание и развитие частной собственности; численное наращивание среднего класса; совершенствование государственно-правовых механизмов, гарантирующих устойчивость политического развития общества и баланс интересов социальных групп.

 

Для формирования устойчивой и ценностно ориентированной  государственности важен высокий  приоритет научной рациональности и «просвещенной творческой элиты» в экономике, политике, культуре, образовании  при обосновании социально-политических и экономических моделей развития общества, отказ от догматизма и  апологетики, слепого копирования  западных образцов и создания социальных мифов. Современная наука, и в  частности такая ее междисциплинарная  область наследования, как синергетика, рассматривает различные системы  — природные, социальные, экономические  и другие как сложные саморазвивающиеся  и самоорганизующиеся.

 

Поскольку общество является именно такой сложноразвивающейся  системой, то при управлении социальными  процессами с этой точки зрения необходимо учитывать, что: переход от прошлого к будущему совершается здесь  через достаточное проявление случайности  и переход от неустойчивости (хаоса) к устойчивости (порядку); малейшие (слабые) изменения структурных элементов  общества моментально отрезонируют в других частях; необходимо всестороннее «проигрывание» возможных вариантов развития социальных систем и анализ причин их неустойчивости; необходимо отказаться от позиции беспрекословной «манипуляции и жесткого контроля над социальными процессами; при исследовании социальных процессов необходим анализ возникающих вопросов и возможных ответов на них — что произойдет, если..., какой ценой будет установлен порядок из хаоса..., какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если... При оперировании сложными социальными процессами особое значение имеет не сила, не силовое давление, а гибкая, правильная топологическая конфигурация, учет кооперативных эффектов, происходящих в обществе.

 

Из этого следует, что  без государственного управления и  регулирования сложными социальными  процессами (экономическими, политическими) невозможно устойчивое динамическое состояние  общества, необходим конструктивный синтез компонентов планирования с  наличием демократических свобод, «степени свободы», «веера возможных выборов» развития различных сфер культуры и  экономики, их многовариантного развития, а не однозначно заданного вектора. Согласно синергетике*, будущее состояние  системы открыто, оно детерминировано  настоящим, и вместе с тем будущее  присутствует в действительности. Динамика социальных процессов определяется не только прошлым состоянием системы, но и будущим. «Память о будущем», воспоминания о будущем заложены в свойствах самой среды. Наши установки сейчас нас ориентируют, образцы процессов задаются до самих  процессов. Детерминация будущим может  сыграть решающую роль («Прошлое еще  впереди» — пронзительно прочувствовала и отметила М. Цветаева).

Информация о работе Мировоззренческая основа идеологии Белорусского государства