Лунная гонка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:24, реферат

Краткое описание

12 апреля 1961г. советский космонавт Ю. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Этому событию предшествовал запуск в Советском Союзе первого спутника Земли 4 октября 1957 года. Запад нуждался в ответной пропагандистской реакции. И вот, с весьма солидным 8-летним перерывом, весь мир узнает о высадке американских астронавтов на Луну. Вслед за первой высадкой последовали еще 5, но внезапно лунная программа в 1972г. была свернута.

Вложенные файлы: 1 файл

лунная гонка.docx

— 764.44 Кб (Скачать файл)

Высадка на Луну (комплекс Н1—Л3)

Руководством СССР была поставлена задача обеспечения  приоритета также и по первой в  мире высадке на Луну. Это предусматривалось  первым постановлением 1964 года в общем, а постановлением от начала 1967 года первая экспедиция была предписана на третий квартал 1968 года. Первые два  в 1969 году (до первой американской экспедиции), как и два последующих, испытательные  запуски новой сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1 закончились неудачей. 

Рассматривался ряд  разнообразных проектов высадки  на Луну: несколько запусков и сборка лунного корабля из отсеков на околоземной орбите, прямой полёт  на Луну (без расстыковки на окололунной  орбите) и т. д. Для «прямого» полёта ОКБ-52 Челомея предложило разработать свой корабль ЛК-700 на базе своего носителя УР-700. Этот проект как более технически-сложный и дольше реализуемый был отклонён. Ввиду бо́льших наработок и меньшего технического риска к реализации в развернувшейся лунно-посадочной программе был выбран и доведён до стадии беспилотных испытательных запусков и полётов проект КБ Королёва Н-1-Л3 с одно пусковым стартом с Земли и разделением кораблей-модулей у Луны на два — остающийся на лунной орбите и совершающий посадку с последующим взлётом и стыковкой. В ходе разработки этого проекта как вариант рассматривался, но в итоге был отклонён вариант «подсадка» с запуском всего комплекса Л3 одним пуском ракеты Н-1, но без космонавтов, которые должны были доставляться на борт Л3 отдельным пуском корабля «Союз». 

Постановлением 1964 года были назначены основные главные  конструкторы и организации, ответственные  не только за носитель Н1, но и за весь комплекс Н-1-Л3. Главными разработчиками частей, складывавших комплекс Н1-Л3, были назначены:

  • ОКБ-1 — главная организация разработки системы в целом и разработки блоков «Г» и «Д», двигателей для блока «Д», лунного орбитального и лунного посадочного кораблей;
  • ОКБ-276 (Н. Д. Кузнецов) — разработки двигателя блока «Г»;
  • ОКБ-586 (М. К. Янгель) — разработки ракетного блока «Е» лунного корабля и двигателя для этого блока;
  • ОКБ-2 (A.M. Исаев) — разработки двигательной установки (баки, пневмогидравлические системы и двигатель) блока «И» лунного орбитального корабля;
  • НИИ-944 (В. И. Кузнецов) — разработки системы управления лунного комплекса;
  • НИИАП (Н. А. Пилюгин) — разработки системы управления движением лунного посадочного и лунного орбитального кораблей;
  • НИИ-885 (М. С. Рязанский) — радиоизмерительного комплекса;
  • «Спецмаш» (В. П. Бармин) — комплекса наземного оборудования системы Л3;
  • ОКБ МЭИ (А. Ф. Богомолов) — разработки системы взаимных измерений для сближения кораблей на орбите Луны.

Проект Н1—Л3 в  своей основе повторял американский проект «Аполлон». В нём также  предусматривался вывод одним запуском на промежуточную орбиту, а затем  на траекторию полёта до Луны связки из двух кораблей-модулей, один из которых  должен был оставаться на окололунной  орбите, а другой — совершить  посадку на Луну. Далее лунный корабль  должен был взлететь с Луны и состыковаться  с орбитальным кораблём, после  чего орбитальный корабль перешёл  бы на траекторию полёта до Земли. Даже компоновка системы на этапе выведения  была аналогична американской: лунный корабль пребывал в переходнике  ниже основного корабля, как и  лунный модуль «Аполлон».

Основными частями  ракетно-космической системы для  высадки на Луну по проекту Н-1—Л3 были лунный орбитальный корабль  «Союз-7К-ЛОК», лунный посадочный корабль  ЛК и сверхтяжёлая ракета-носитель Н1.[9]

Лунный орбитальный  корабль был очень схож и значительно  унифицирован с околоземным орбитальным  кораблём «Союз-7К-ЛОК», также состоял из спускаемого аппарата, бытового отсека, на котором был расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатом системы стыковки, приборно-агрегатного и энергетического отсеков, в которых размещались ракетный блок «И» и агрегаты системы энергоснабжения на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавта в лунный корабль через открытый космос (после надевания лунного скафандра «Кречет»).

Экипаж корабля  «Союз-7К-ЛОК» состоял из двух человек. Один из них должен был перейти  через открытый космос в лунный корабль  и совершить посадку на Луну, а  второй — ждать возвращения своего товарища на окололунной орбите.

Корабль «Союз-7К-ЛОК» был установлен для беспилотных  лётных испытаний на носитель Н-1 при  четвертом (и последнем) его запуске  в ноябре 1972 г., но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.

Лунный корабль  ЛК состоял из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями  ориентации с пассивным агрегатом  стыковки, приборного отсека, лунного  посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного  блока Е. Электроснабжение ЛК осуществлялось химическими аккумуляторами, установленными снаружи на раме ЛПА и в приборном  отсек. Система управления строилась на базе бортовой цифровой вычислительной машины и имела ручную систему управления, позволявшую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунный посадочный модуль имел четыре ноги - опоры с сотовыми поглотителями излишней вертикальной скорости посадки.

Лунный корабль  ЛК Т2К трижды успешно испытывался  на околоземной орбите в беспилотном  режиме под названиями «Космос-379», «Космос-398» и «Космос-434» соответственно в ноябре 1970 г и феврале, августе 1971 г. 
 
 
 
 
 

План-график полётов  кораблей Л3 (от начала 1967 года):

Миссия Цель Дата
макеты при испытаниях Н1 сентябрь 1967
резерв  
беспилотные ЛОК  и ЛК декабрь 1967
беспилотные ЛОК  и ЛК февраль 1968
пилотируемый ЛОК  и беспилотный ЛК апрель 1968
пилотируемый ЛОК  и беспилотный ЛК с посадкой на Луну в качестве резервного ЛК-Р июнь 1968
пилотируемый ЛОК  и беспилотный ЛК август 1968
10Л пилотируемые ЛОК  и ЛК с первой в мире высадкой космонавта на Луну сентябрь 1968
11Л пилотируемый ЛОК  и беспилотный ЛК с посадкой на Луну в качестве резервного ЛК-Р  
12Л пилотируемые ЛОК  и ЛК с высадкой космонавта на Луну  
13Л резерв  
 

Ракета Н-1 в основном была спроектирована раньше, чем лунный комплекс Л3. При проектировании его  кораблей-модулей — орбитального и посадочного — разработчики имели очень жёсткие ограничения  по грузоподъёмности носителя. В результате этого комплекс Л3 технически сильно уступал американскому комплексу  «Аполлон», что в некоторой мере компенсировалось организационными мероприятиями. Советские корабли-модули были заметно  меньше и легче американских. Экипаж состоял не из троих, а только из двоих космонавтов, причём на Луну должен был высаживаться не двое, а только один космонавт. При каждом рейсе могло быть привезено только несколько килограммов лунного грунта. Набор фото- и киноаппаратуры и комплект научных инструментов был крайне скромным. Вместе с лунно-посадочным кораблём-модулем не мог быть доставлен лунный транспортный аппарат. Переходить из орбитального корабля в лунный и обратно космонавт должен был через открытый космос, так как лунный и орбитальный корабли были обеспечены упрощенным стыковочным узлом без внутреннего переходного люка. Советские корабли не имели полноценной бортовой ЭВМ. Те мне менее, все этапы полёты у них были почти полностью автоматизированы, в то время как на «Аполлонах» многие операции были предусмотрены только в ручном режиме. Кроме того, в более поздних проектах советских экспедиций на поверхность Луны предусматривалось (для повышения надёжности), что для каждой экспедиции сначала на поверхность Луны в автоматическом режиме доставляется беспилотный корабль ЛК-Р, который становится резервным для следующего вскоре пилотируемого ЛК. Также предполагалось, что космонавт будет пользоваться на Луне отдельно доставляемым заранее луноходом, дооборудованным для ручного управления. На луноход также возлагалась задача транспортирования космонавта до резервного лунного корабля в случае, если взлёт основного корабля будет невозможен из-за технической неисправности.

Последний пуск ракеты Н-1 состоялся 23 ноября 1972 г. — меньше чем за месяц до последнего полёта на Луну по программе «Аполлон». После  чего было решено, что перспектива  побывать на Луне намного позже того, как американцы завершили свою лунную программу, не оправдывает затраченных  на неё сил и средств. В мае 1974 г. дальнейшие работы с носителем  Н-1 — а вместе с ними и вся  программа Н-1—Л3 — были окончательно закрыты. 
 
 

Результаты  программы

Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных  и технических просчётов и  неудач, включая конкуренцию и  распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий (в 1966 году умер Королёв, в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров, наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин).

Провал советской  лунной программы главным образом  отразился на карьере В. П. Мишина, которого 22 мая 1974 г. сняли с должности Главного конструктора ЦКБЭМ. В тот же день было подписано правительственное постановление о преобразовании ЦКБЭМ в НПО «Энергия» и о назначении В. П. Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, — закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты Н1, издав при этом приказ о её полном уничтожении.

В целом же историки отечественной космонавтики ныне считают, что крах советской лунной программы  с участием ракеты Н1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии. 

Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены  и стали достоянием гласности  только в 1990 году. До этого времени  СССР официально отрицал существование  этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами.

Так или иначе, несмотря на отставание в пилотируемых лунных программах и в качестве некоторой  компенсации, в СССР параллельно  им были развёрнуты также программы  автоматических лунных межпланетных станций  и самоходных аппаратов. За несколько  дней до американской высадки «Аполлона-11»  двумя советскими автоматическими  межпланетными станциями («Луна-15»  и предыдущая) были предприняты попытки по первой в мире доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся неудачными. СССР смог получить первые образцы лунного грунта через год — с помощью АМС «Луна-16» в 1970 году, после чего доставка небольших порций грунта (в сумме составивших несколько сотен граммов) была повторена ещё два раза. Также несколько позже (в 1970 и 1973 гг.) на Луну доставлялись и успешно работали в течение нескольких недель первые в мире телеуправляемые с Земли советские лунные самоходные аппараты «Луноходы». 
 
 
 
 

Лунный  заговор

Аргументы сторонников

«Лу́нный за́говор» — теория заговора, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» (1969—1972) высадка людей на Луну не производилась, фотографии, киносъёмки и другие документальные материалы лунных экспедиций были сфальсифицированы правительством США.

(В 1970 г. вышла книга математика Дж. Крайни , в которой он поставил факт высадки под сомнение. В своей книге Билл Кейсинг сформулировал основные аргументы теории лунного заговора:

  • Уровень технологического развития НАСА не позволял отправить человека на Луну.
  • Отсутствие звёзд на фотографиях с поверхности Луны
  • Фотоплёнка космонавтов должна была расплавиться от полуденной температуры на Луне.
  • Различные оптические аномалии на фотографиях
  • Развевающийся флаг в вакууме
  • Ровная поверхность вместо кратеров, которые должны были образоваться в результате посадки лунных модулей от их двигателей.)

Сторонники теории «лунного заговора» утверждают, в  частности, что на фотографиях и  в кинофильмах о посадках на Луну есть противоречия, а некоторые даже, что осуществление таких полётов  в те годы было «технически невозможным». Теория заявляет, что США пошли  на фальсификацию по соображениям поднятия своего престижа из-за отставания от СССР в космических достижениях в  начале 1960-х годов, а также для  отвлечения граждан Америки от военных  преступлений США.

Информация о работе Лунная гонка