История мировой политической мысли: этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских теорий.
Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие их идеи имеют непреходящее значение.

Содержание

Введение
1.История мировой политической мысли: этапы развития
2. Концепция патриархального государства и государства как носителя «общего блага»
3. Первые концепции идеальных моделей государственного управления
4. Политическая мысль античного мира:
а) политические аспекты учения Конфуция;
б) политика во взглядах Лао- цзы и даосизме;
в) политико-правовые составляющие школы легизма в Древнем Китае;
г) «Архашастра» как труд о политике;
д) политические теории Платона;
е) политические концепции Аристотеля;
ж) Цицерон и политическая мысль республиканского Рима
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология готовая.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

      Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия). Главенствующее место в политическом сознании занимали мифы о божественном происхождении общественных порядков. Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политическую мысль. В VIII - VI вв. до н.э. начался отход от религиозно-мифологических представлений к рационалистической трактовке социально-политических явлений. Политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.

Собственно политические теории возникают в VI-IV вв. до н. э. в рамках китайской общественной мысли, а у истоков стояли известные китайские философы Лао-цзы (579-499 гг. до н.э.) , Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Мо-цзы (480 - 400 гг. до н.э.).

Политическая мысль античности развивалась в принципиально  иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда не только обусловило рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но создало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть. Эта борьба нашла отражение в борьбе различных течений философской и политической мысли Древней Греции. Высшим достижением греческой политической мысли явились политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

 

А) Политические аспекты учения Конфуция

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (" сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правительству, в послушании и почтительности ко всем "старшим". Политическая этика Конфуция вцелом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Конфуцианство (а с IV в.н.э. - неокунфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Корее, Вьетнаме и других странах.

  

  Б) Политика во взглядах Лао-цзы и даосизме.

        Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. В основе учения лежит понятие "дао" (буквально -путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы - это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао - источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь. Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям. В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. "Кто много накапливает, - учил Лао-цзы, - тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи" Хороший купец, имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято". Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится."Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует". "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний.

 Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кончая различными заговорщицкими организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.

 

В) Политико-правовые составляющие школы легизма в Древнем Китае

  В противовес конфуцианству в Древнем Китае было разработано учение легизма. Отцом его стал Шан Ян (390—338 гг. до н. э.). В основе учения легистов лежит тезис о порочной природе человека. Школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). В противовес конфуцианству легисты утверждали, что обеспечить реальный общественный порядок можно только при помощи системы законов и жестких наказаний. Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов: правитель должен знать их, а подданные — строго исполнять. Во главе образцового государства должен стоять умный и хитрый правитель, который не должен быть связан законами, а управлять при помощи устрашающих и карательных методов.

 

Г) «Архашастра»как труд о политике.

     В период становления государства в Древней Индии политическую и идеологическую силу имела религия брахманизма. Свое закрепление брахманизм получил в Ведах (с санскрита — «знание», «ведение»). Веды являлись религиозными сборниками, писаниями, закреплявшими основные положения брахманской религии. Особое место в политических учениях Древней Индии занимает трактат Артхашастра — трактат о политике, составленный советником царя Каутильей.

Трактат основан  на трех Ведах: учении о праве, в котором исследовались вопросы законного и незаконного; учении о хозяйстве, в котором изучались проблемы пользы и вреда; учении о государственном управлении, в котором анализировались вопросы верной и неверной политики. В Артхашастре центральной выступает идея о сильной, централизованной власти, сосредоточенной в руках царя, который должен блюсти благо всего государства. В управлении государством основным считался принцип практической пользы (артха), а также прагматизм правителя. Приоритет светского над религиозным выражался при установлении иерархии источников (форм) права. Среди четырех форм законодательства — царского указа, священного закона, судебного решения и обычая — высшей силой обладал царский указ. Артхашастра Каутильи сыграла важнейшую роль в становлении государственной идеологии и правового устройства индийского общества.   Реалии общественной жизни вызвали к жизни в VI в. до н. э. религию отрицания брахманизма — буддизм. С критикой ряда положений брахманизма выступил принц Сидхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным.

 

Д) Политические теории Платона

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений. Воззрения Платона изменялись на протяжении его долгого творческого пути.  Платон был объективным идеалистом. Общество он понимал как отражение вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства. Так, в "Государстве" его идеальное общество состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.

Государство регулирует всю  жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная  добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление философов-мудрецов: именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о пяти видах государственного устройства: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю, дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это тимократия. Такое государство будет вечно воевать. Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства - в результате скопления значительного богатства у частных лиц - приводит к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. У неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. То, что в порочном государственном  строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии - военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу и злоупотреблению последним. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как "ставленник народа". Тирания наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол, насилие.

 

Е) Политические концепции Аристотеля

Дальнейшее развитие и  углубление античной политической мысли  после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: "Платон мне друг, но больший друг - истина". Аристотель - один из самых универсальных мыслителей в истории. Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитие представлений о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно  таким естественно возникшим  первичным общениям как семья  и селение. Но государство - высшая форма  общения, обнимающая собой все остальные  общения. Аристотель проводит классификацию существующих форм государственного правления на правильные и неправильные. В основе этой классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильной он считает такую форму государственного устройства, при которой преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие, Неправильной - такую форму, при которой преследуются частные цели. Между этими двумя группами он устанавливает определенную взаимосвязь. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонения от монархии - тирания, от аристократии - олигархия, от политии - демократия.

Однако, если Платон искал идеальное устройство, то Аристотель в качестве наилучшей предпочитает рекомендовать одну из существующих форм. В качестве такой формы он рассматривает политию. В политии, по его мнению, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.

 

Ж) Цицерон и политическая мысль республиканского Рима

     Наглядным примером раннего формирования юридической традиции может служить политическая и правовая мысль Древнего Рима, где особенно выделяется учение ЦИЦЕРОНА (106 - 43 гг. до н.э.) Особый интерес представляют, в частности, его идеи о формах государства, о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической, демократической власти, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Отстаивая примат легально существующих республиканских учреждений над всеми другими политическими силами и группами, выступая ярым поборником идеи всеобщего согласия и блага государства, Цицерон на протяжении всей своей практической деятельности вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры. У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. В отличие от Платона и Аристотеля, считавших естественное право и государство неотделимыми, Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писанного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идей "правового государства". Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия. Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Информация о работе История мировой политической мысли: этапы развития