Деятельность Ж.Ж.Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 00:30, реферат

Краткое описание

Руссо Жан-Жак — французский философ и писатель, теоретик народного суверенитета. Родился в Женеве в семье часовщика. Творческие дарования Руссо раскрылись вопреки неблагоприятным условиям его жизни: мать умерла, дав ему жизнь; в десятилетнем возрасте отец перепоручил его заботам пастора; с шестнадцати лет в поисках своего места в жизни Руссо часто переезжал с места на место, менял работу; пережил много унижений, обостривших его чувство социальной справедливости. Однако редкое трудолюбие и талант были постоянными спутниками его самообразования. В 1741 г., перебравшись в Париж, сближается с просветителями Дидро и Д'Аламбером, которые привлекают его к работе над знаменитой «Энциклопедией». Литературная известность придет к Руссо лишь в 1750 г., после публикации работы «Рассуждение о науках и искусствах», за которую он получит первую премию Дижонской Академии.1

Вложенные файлы: 1 файл

кате распечат социология.docx

— 14.83 Кб (Скачать файл)

Руссо Жан-Жак — французский философ и писатель, теоретик народного суверенитета. Родился в Женеве в семье часовщика. Творческие дарования Руссо раскрылись вопреки неблагоприятным условиям его жизни: мать умерла, дав ему жизнь; в десятилетнем возрасте отец перепоручил его заботам пастора; с шестнадцати лет в поисках своего места в жизни Руссо часто переезжал с места на место, менял работу; пережил много унижений, обостривших его чувство социальной справедливости. Однако редкое трудолюбие и талант были постоянными спутниками его самообразования. В 1741 г., перебравшись в Париж, сближается с просветителями Дидро и Д'Аламбером, которые привлекают его к работе над знаменитой «Энциклопедией». Литературная известность придет к Руссо лишь в 1750 г., после публикации работы «Рассуждение о науках и искусствах», за которую он получит первую премию Дижонской Академии.1

Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Суждение о вечном мире», «Об общественном договоре, или Принципы политического права».

1. Вопрос неравенства людей.

Первоначальное естественное состояние людей - справедливое состояние. Это была эпоха равенства, свободы, братства, не было имущественного расслоения, государственного аппарата насилия и частной собственности. Хотя неравенство в естественном состоянии и была, но обусловлена исключительно физическими и природными свойствами людей. С "природного" состояния люди постепенно перешли в "общественное" состояние. С накоплением богатства доминирующей стала частная собственность, а следовательно, возникли социально-имущественное неравенство и угнетение одних индивидов другими. Излишки продуктов накапливались, появился обмен, торговля, росла цивилизация.

Организованность общества, делает вывод Ж.-Ж. Руссо, - основная причина неравенства.

Цель государства, по мнению Ж.-Ж. Руссо, - обеспечить право каждому индивидууму пользоваться принадлежащей ему собственностью.

2. Характеристика гражданского состояния человечества.

В фазу гражданского состояния люди вступили, по мнению философа, с возникновением государства. Она характеризуется как эпоха несправедливости и угнетения. Поэтому идеал будущего Же.-Ж. Руссо видит в восстановлении естественного состояния, но при условии сохранения всех положительных достижений общества.

Такое справедливое общество мыслитель представлял как организованное сосуществование независимых, свободных, равноправных людей, которые имеют общую волю, которая реализуется как народный суверенитет. Другими словами, власть принадлежит народу как корпоративному органу - участнику общественного договора.

3. Народный суверенитет.

По мнению Ж.-Ж. Руссо, суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Назначение правительства воплощать в жизнь законы и поддерживать надлежащий правопорядок. В случае невыполнение делегированных полномочий правительство волею народа устранялся.

Таким образом, в концепции Ж.-Ж. Руссо не было места любой форме представительного правления, то есть законодательном орган в форме народного представительства. Законодательную власть, как суверенную государственную власть, может и должен осуществлять сам народ-суверен непосредственно. Следовательно, единственно справедливым управлением Ж.-Ж. Руссо признавал прямую демократию, где сувереном и руководителем государства является народ. Он сформулировал основные черты и признаки народного суверенитета - неделимость и неотчуждаемость.

4. Формы правления.

в Зависимости от того, кому народ поручает исполнительные функции в государстве, философ различал такие формы правления: а) демократию; б) аристократию; в)монархию.

Ж.-Ж. Руссо считал "нормальным" политическим строем только республику, под которой понимал любое государство, которое управляется законами, независимо от формы правления. Демократическая форма правления присуща небольшим государствам; аристократическая - средним; монархическая - большим.

5. Правовая концепция.

Разрабатывая концепцию права Ж.-Ж. Руссо последовательно проводил идею свободы. Он рассматривал ее как естественную сущность человека, поскольку, благодаря свободе, человек отличается от животного, потому что естественная свобода заключается в независимости. От природы человеку присуще добро, она не имеет собственности, ни от кого и ни от чего не зависит, а значит и свободной.

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо определенной степени идеализирует первообщинные родовые отношения. В таком обществе господствовало право равенства свободных, независимых индивидов - естественное право, которое предшествовало государству. Установленные государством законы стали на защиту присвоенного отдельными индивидами имущества, а организация правительственной власти создала предпосылки для новых порабощениям. Так образовалась "причудливая равенство прав", а на самом деле - деспотизм и произвол. Неравенство, что возникла в период перехода от первобытной природы до государственного общества, была скрыта декларацией о равенстве перед законом.

 


Информация о работе Деятельность Ж.Ж.Руссо