Двокатуры РФ, США, Франции, Германии. Их сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:48, доклад

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проанализировать генезис адвокатуры, как института, проследить динамику развитие законодательства об адвокатуре в России, США, Франции, Германии;
рассмотреть современную организацию структуры адвокатуры Российской Федерации, США, Франции, Германии.

Вложенные файлы: 1 файл

Адвокатуры.doc

— 348.03 Кб (Скачать файл)

  

      Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом демократического развития общества в целом.

      Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования.

      31 мая 2002 г. был принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

      Принятию закона предшествовали бурные дискуссии и споры о его содержании. Одни эксперты связывали с принятием Закона «Об адвокатуре» решение всех накопившихся проблем. Так, Г. Резник отмечал, что закон об адвокатуре должен покончить с вакханалией в адвокатском сообществе . Другие эксперты отмечали, что проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания , что, проект закона об адвокатуре ущемляет права граждан России .

      Одним из самых дискуссионных был вопрос коммерциализации адвокатуры. Одни специалисты подчеркивали, что коммерциализация адвокатуры - благо для ее развития, другие, что это «вирус».

      Наконец, еще один дискуссионный вопрос - необходимость появления новых форм адвокатуры: государственной адвокатуры, муниципальной адвокатуры и др.

      Цель данной работы - исследовать современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать генезис адвокатуры, как института, проследить динамику развитие законодательства об адвокатуре в России, США, Франции, Германии;
  • рассмотреть современную организацию структуры адвокатуры Российской Федерации, США, Франции, Германии.
 
 

Краткая характеристика адвокатуры в России.

      Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в коллегии адвокатов и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.)

      Это - независимый, самоуправляемый социально-правовой институт. Он действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

      Функционирование адвокатуры является основным способом Обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, ч. 1, которая гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

      В Федеральном Законе «Об адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, на хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды.

      Самостоятельность адвокатуры РФ так же можно проследить в том факте, что объединения адвокатов создаются ещё и для защиты собственных корпоративных интересов адвокатуры. Полагают, что лучше самих адвокатов, т.е. тех, кто обладает необходимым опытом и знаниями, никто не сможет правильно формировать адвокатский корпус, а в случае необходимости - контролировать и направлять такую деликатную сферу деятельности, как оценка качества оказания юридической помощи. В указанном смысле адвокатские объединения отчасти напоминают профессиональные союзы. Давнишние хорошие традиции, определенная стабильность существуют в коллегиях адвокатов только на пользу адвокатуре, да и обществу.

      К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона - обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п. Это значит, что адвокат не слуга клиента, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии - не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний).

      Ограничены функции Минюста по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определяется ими самими. Минюст не заслушивает отчеты Председателей коллегий адвокатов и т.д. То есть в результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура постепенно обретает независимость, а принцип самоуправления в адвокатских коллективах обретает реальное содержание. Эти достижения носят характер практических завоеваний адвокатуры. Юридическое оформление они получили в Федеральном Законе «Об адвокатуре в Российской Федерации». 
 

Адвокатура Германии

      В начале стоит отметить тот факт, что адвокатская деятельность на территории Германии регулируется с помощью специального законодательства.  Здесь имеется ввиду Федеральный Закон об адвокатуре и положение об оплате услуг адвокатов. Этот закон был принят 1 августа 1959 года, а положение 26 июля 1957 года.  Сегодня эти два документа имеют силу на всей территории Германии. 

      Адвокатура в германии, как и в России, является независимой организацией в системе правосудия. Однако в отличии от адвокатуры РФ адвокаты Германии являются практически частными предпринимателями, имеющими собственные конторы, нанимающими служащих. Они отличаются от других бизнесменов и схожи с российскими адвокатами лишь тем, что не наделены правом рекламировать свою профессиональную деятельность, а также не платят так называемого ремесленного налога.

      Основным нормативным актом, который закрепляет правовой статус адвокатур в Германии, является Федеральное положение об адвокатуре 1959 г., которое с незначительными изменениями действует и сегодня. В России же таким нормативным документом является Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

      В России чтобы приобрести статус адвоката кандидатам предъявляются следующие требования:

  • достижение совершеннолетнего возраста, хотя, на мой взгляд, это чисто теоретическое правило, т.к. учитывая некоторые другие требования это практически не реально.
  • наличие высшего юридического образования любого уровня, полученного в государственном или негосударственном ВУЗе, имеющем аккредитацию по этой специальности (тоже, на мой взгляд, чисто формальное требование из-за обязательного наличия аккредитации по данной специальности у любого ВУЗа имеющем юридическую кафедру).
  • гражданство Российской Федерации или иного государства, если кандидат имеет статус адвоката в этом государстве.
  • наличие стажа работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее двух лет, либо стажировка у адвоката не менее года.
  • наличие у кандидата дееспособности.
  • успешная сдача квалификационного экзамена в квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ, а так же наличие документа, удостоверяющего успешную сдачу этого экзамена (свидетельства).
  • отсутствие судимости за совершение умышленных преступлений.

      В этом пункте существуют некоторые сходства и различия между требованиями, предъявляемыми нашим кандидатам и кандидатам в Германии. В отношении образования в Германии к адвокатской деятельности допускается лишь то лицо, которое согласно Закону о судьях признаётся пригодным к выполнению судейских обязанностей. Это значит, что претендент на должность адвоката должен прослушать на юридическом факультете восьмисеместровый курс юридических наук. После прохождения такого рода обучения кандидат сдаёт государственный экзамен. После этого кандидат должен пройти практику. Однако в отличие от Российской системы он обязан пройти практику во всех учреждениях судебной системы: суде, прокуратуре, нотариате, адвокатуре. Он проходит её как стажер-служащий на протяжении 3,5-4 года. Заработную плату в этот период он получает из фонда земских органов управления. Но здесь существует одно исключение. Дело в том, что юрист, который имеет  степень доктора права Германии автоматически становиться адвокатом и судьей без экзамена и стажировки. По истечению практики ему необходимо сдать ещё один государственный экзамен и лишь после этого он выбирает, кем быть: судьей, адвокатом или консультантом фирмы по юридическим вопросам. Лицо, отвечающее указанным требованиям, обращается с заявлением в управление юстиции административно-территориальной единицы где она постоянно проживает. В процессе принятия решения управление юстиции принимает к сведению мнение правления той палаты адвокатов, на территории которой это лицо намеревается практиковать.

      Закон предусматривает случаи, когда лицу, которое обратилось с ходатайством, может быть отказано в разрешении заниматься адвокатской практикой. Такими случаями являются: если претендент по решению суда он был лишён права занимать должности в государственном аппарате; если он был исключён из адвокатуры на основании решения суда, и со дня вынесения этого решения не прошло восьми лет; если претендент на основании судебного решения смещён с должности судьи в связи с нарушением конституционных принципов или в дисциплинарном порядке уволен со службы в органах правосудия; если совершил проступок, в силу которого он не может заниматься адвокатской деятельностью; если претендент вследствие физических или умственных недостатков не в состоянии надлежащим образом выполнять функции адвоката; если он занимается деятельностью, несовместимой с профессией адвоката.

      В РФ же ст. 9 ФЗ « Об Адвокатуре» предусматривает такие пункты препятствующие лицу получить статус адвоката:

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

П. 5 ст. 9 ФЗ «Об Адвокатуре» говорит о том, что адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого либо дополнительного разрешения, тогда как в Германии лицу, которое получило свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью, обычно, разрешается практиковать лишь в определённом суде обычного судопроизводства.

        Все адвокаты, которые допущены к работе в округе компетенции верховного суда административно-территориальной единицы, образовывают палату адвокатов (РФ существует аналогичная немецкой палата субъекта Федерации, которая является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ) при этом особую палату образовывают адвокаты, допущенные к работе в Федеральном суде.

      Каждая местная палата возглавляется правлением, в состав которого входит семь членов. Членом правления может быть избранный адвокат, которому исполнилось 35 лет и который имеет 5-летний стаж беспрерывной работы в адвокатурах. Члены правления палаты избираются на четыре года, причём каждые два года его состав обновляется наполовину. Палата адвокатов, которая действует при Федеральном суде, имеет структуру, аналогичную структуре местных палат, с той лишь разницей, что отчёт о своей деятельности палата адвокатов подаёт не управлению, а федеральному министру юстиции.

      Высшим же органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. При этом в случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции). В перерывах между съездами основным постоянно-действующим органом управления палатой субъекта РФ является совет адвокатской палаты. В совет входят не более пятнадцати человек из состава членов адвокатской палаты. Избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года. Совет подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть. Аналогично германской системе организации в России существует Федеральная палата адвокатов, задачами которой являются представительство адвокатского сообщества на федеральном уровне, разработка общей политики в сфере адвокатуры, осуществляет методическую деятельность, информационную и дисциплинарную практику и т.д.

Информация о работе Двокатуры РФ, США, Франции, Германии. Их сравнительная характеристика