Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

22 июля 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Со-ветский Союз. Тысячи самолетов вторглись в воздушное пространство СССР, сбрасывая смертоносный груз на города и села, аэродромы и железные узлы. Внезапное нападение немецких войск поставило Красную Армию в тяжелое положение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

В течение первого периода Великой  Отечественной войны, продолжавшегося  с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года, гражданские  авиаторы с честью решили поставленные перед ними задачи. Летный  состав фронтовых особых авиагрупп ГВФ выполнил 477 678 самолето-вылетов, перевез 583525 человек, в том числе 50717 раненых, и 46028 тонн грузов.

Тяжелая фронтовая обстановка коренным образом изменила условия и характер действий летного состава ГВФ. Если в предвоенные годы многие пилоты летали преимущественно днем, а ночные рейсы выполнялись по специально оборудованным трассам, то уже в первом периоде войны гражданские авиаторы совершили около 43 тыс. ночных вылетов. Преобладающими стали полеты на предельно малой высоте, освоенные в довоенное время лишь экипажами самолетов сельскохозяйственной авиации. Значительно изменился и подход к понятию “нелетная погода”. Главным критерием, определяющим принятие решения на вылет, стала боевая необходимость.

Принятые командным и политическим составом особых авиагрупп ГВФ меры по обучению подчиненных умелым действиям  в боевых условиях, воспитанию готовности во что бы то ни стало выполнить  приказ позволили экипажам решать сложные задачи с относительно небольшими, а по мере накопления опыта и все меньшими потерями. Так, первые месяцы Великой Отечественной войны потеря одного транспортного самолета приходилась на 246 самолето-вылетов, то через полтора года, к концу первого периода войны — на 627 .

Осенью 1942 года для повышения оперативности  и улучшения управления фронтовыми частями особые авиагруппы ГВФ были переформированы в отдельные авиаполки. Ранее авиагруппы ГВФ имели по 5, 6 авиаэскадрилий, насчитывавших до 20 самолетов.

Всего было сформировано девять отдельных  авиаполков ГВФ. На базе Московской авиагруппы особого назначения создана 1-я транспортная авиадивизия ГВФ, а особая авиагруппа связи была переформирована в 3-ю отдельную авиадивизию связи ГВФ. Во фронтовых частях гражданского воздушного флота насчитывалось в то время около 850 самолетов.

Тесно взаимодействовали гражданские  авиаторы со своими друзьями по крылатому  строю - авиаторами фронтовых частей Военно-Воздушных Сил. В приказе  по 8-й воздушной армии от 17 декабря 1942 года отмечалось, что когда в период ледохода на Волге переправы оказались не в состоянии обеспечить доставку на правый берег реки боеприпасов, горючего и авиатехимущества, что создало угрозу срыва боевых действий нашей авиации, переброска этих материальных средств была поручена экипажам ГВФ. Летный состав фронтовых авиачастей ГВФ привлекался и для ведения воздушной разведки.

Разгромив противника под Сталинградом, Красная Армия развернула наступление на широком фронте от Ленинграда до Северного Кавказа. Освобождение Северного Кавказа началось в январе 1943 года, когда перешли в наступление войска Закавказского фронта. В горных районах существенную помощь наступавшим советским войскам оказывали экипажи 8-го (командир Г. С. Чачанидзе) и 9-го (командир И. Я. Сегедин) отдельных авиаполков ГВФ, проявляя летное мастерство, мужество и находчивость.

В  напряженные дни боев возрастало количество заявлений от авиаторов просьбой о приеме их в партию. Принятые в ряды ленинской партии, эти отважные воины с честью держали свое слово, служили примером в ратном труде.

О боевой зрелости гражданских авиаторов  свидетельствовали проявляемые ими инициатива, творческий подход к выполнению заданий командования, стремление до предела использовать возможности авиационной техники. Так, в ходе боев за освобождение от немецко-фашистских захватчиков Северного Кавказа материально-техническое обеспечение наших войск на таманском направлении осуществлял 9-й отдельный авиаполк ГВФ. Хорошо понимая, какое огромное значение имеют для бойцов каждые снаряд, граната, автоматный диск, авиаторы довели грузку самолетов У-2 до 300 кг. Пилотирование перегруженных машин требовало высочайшего мастерства, четких, безошибочных действий. Но экипажи сознательно шли на оправданный боевой целесообразностью риск и только с 20 февраля по 15 марта 1943 года доставили нашим частям 176 т грузов. Все еще рассчитывая спасти положение, гитлеровская клика провела тотальную мобилизацию, перебросила на Восток из Западной Европы новые дивизии. Главная ставка делалась на летнее наступление, в ходе которого противник планировал вновь овладеть стратегической и инициативой.  Самым удобным участком для такого удара руководство фашистской Германией признало выступ, образованный линией фронта в районе Курска, получивший название Курской дуги. В районах Орла и Белгорода враг создал мощные ударные группировки численностью более 50 дивизий, из них 16 танковых и моторизованных.

Советское командование раскрыло замыслы  врага. Для перевозки войск и  грузов на Курской дуге были выделены подразделения самолетов Ли-2 из состава 1-й транспортной авиадивизии ГВФ. Несмотря на противодействие противника, каждый экипаж совершал по пять-семь полетов в день. Авиаторы этой дивизии выполнили 1280 вылетов, доставили на фронт свыше 2000 т грузов, 13 600 человек из резерва и госпиталей, находившихся вблизи передовых позиции, эвакуировали свыше 12 тыс. раненых и перебазировали четыре госпиталя, Действия экипажей получили высокую оценку Военного совета Центрального фронта. За отличное выполнение заданий командования 75 авиаторов были удостоены высоких правительственных наград.

К лету 1943 года в авиачастях ГВФ  создались крепкие партийные  и комсомольские организации, проводившие  большую работу по воспитанию личного состава в духе любви к Родине и ненависти к врагу, готовности решать предстоящие сложные задачи. В партийной организации 8-го отдельного авиаполка, например, насчитывалось 203 члена и члена в члены партии и 102 комсомольца, что составляло 73 процентов общего числа личного состава. Примерно такое же соотношение коммунистов и комсомольцев было и в других авиачастях ГВФ.

Продолжая развивать наступление, во второй половине сентября  1943 года войска Центрального, Степного, Воронежского и Юго-Западного фронтов на почти 700-километровом фронте от Лоева до Запорожья вышли к Днепру и захватили на его правом берегу плацдармы.

Для содействия войскам Воронежского фронта в форсировании Днепра и захвате  плацдармов в районе Канева в тыл  противника был выброшен 5-й воздушно-десантный корпус численностью до 5 тыс. парашютистов. Десантирование выполнялось частями авиации дальнего действия и 1-й транспортной авиадивизии ГВФ во взаимодействии с авиаполками 2-й воздушной армии. Гражданские авиаторы доставляли на захваченные плацдармы боеприпасы, продовольствие, а также материалы для наведения переправ.

Только за период с 12 октября 1943 года по 1 января 1944 года пилоты 18-го транспортного  полка совершили 9,5 тыс. самолето-вылетов, ^ доставили 409 т военных грузов, перевезли  свыше 2800 воинов.

К началу второго периода войны  летный состав фронтовых авиачастей ГВФ в большинстве своем владел полетами в ночных условиях, знал и  успешно применял тактические приемы для преодоления зон зенитного огня, ухода от вражеских истребителей, перелета линии фронта. Но и теперь ночные полеты в глубокий тыл врага, точный выход в заданный район, поиск затерявшихся в лесных массивах или горных ущельях посадочных площадок и посадка на них требовали незаурядного летного мастерства, высоких морально-политических и волевых качеств.

Особенно усложнялось выполнение заданий, когда партизанские формирования находились в движении, оборудовали  посадочные площадки в новых местах, теряли по каким-либо причинам радиосвязь с Большой землей. Серьезную опасность для пилотов представляли и вражеские ловушки — выкладываемые фашистами световые сигналы, аналогичные тем, какими обозначались партизанские аэродромы. Не случайно особо сложные рейсы в тыл врага поручали самым опытным, умелым и знающим пилотам.

Одним из важнейших итогов второго периода войны явилось завоевание советской авиацией стратегического господства в воздухе, что создало благоприятные условия для проведения широких наступательных операций войск и более интенсивных действий гражданского воздушного флота.

В ходе операций по освобождению Правобережной Украины экипажи авиаполков ГВФ совершили около 24 тыс. самолето-вылетов, перевезли около 15 тыс. человек, свыше 2600 т боеприпасов и горючего. Успешные боевые действия авиачастей ГВФ получили высокую оценку командования. Особо отличившиеся части были удостоены почетных наименований: 26-й отдельный авиаполк — “Криворожский”, 44-й — “Уманский”, 1-й авиаполк 10-й гвардейской транспортной авиадивизии ГВФ — “Херсонский”.

В _мае 1944 года наши войска вышли на советско-румынскую границу. Военные действия перешли за пределы нашей страны. С середины 1944 года начался великий освободительный поход Красной Армии, оказавший помощь народам Европы в их борьбе с фашистской тиранией. Перед войсками встали новые задачи, повысились требования ко всей партийно-политической работе.

Действия сухопутных войск и  боевой авиации обеспечивали здесь 44 и 26-й отдельные авиационные  полки, а также подразделения 10-й  гвардейской транспортной авиадивизии  ГВФ, выполнившие 8213 самолето-вылетов.

Противник постоянно усиливал противодействие  полетам наших транспортных самолетов  к партизанам, все чаще использовал  для итого ночные истребители, оснащенные бортовыми радиолокаторами. За сбитый самолет По-2 гитлеровское командование выплачивало своим летчикам 2000 марок—вдвое больше, чем за сбитый истребитель. Крупные вознаграждения были обещаны за уничтожение опытных советских пилотов. Например, за “голову” летчика 105-го гвардейского авиаполка Н. И. Жукова было обещано 50 тыс. марок, поместье с большим наделом земли и крестьянами и боевой орден—“железный крест”. Но хозяевами положения оставались советские авиаторы, опыту, мастерству и мужеству которых ничего не могли противопоставить хваленые фашистские асы. 213 посадок на партизанских аэродромах выполнил И. Л. Тарасов, 199 — В. С. Ползунов, 150—Н. И. Жукову. Кроме транспортировки грузов, эвакуации раненых, выполнение связных и разведывательных полетов, экипажи По-2 продолжали наносить врагу и бомбовые удары.

При полетах в тыл врага наряду с боеприпасами, оружием и другими средствами ведения борьбы самолеты всех авиаполков ГВФ доставляли центральные газеты, брошюры и, особенно, листовки. Печатное партийное слово обладало огромной силой воздействия на умы и сердца советских людей, находившихся под игом оккупантов, знакомило их с важнейшими решениями Коммунистической партии и Советского правительства, с положением на фронтах, укрепляло веру в победу, способствовало новому подъему всенародной борьбы. Совершив в годы Великой Отечественной войны более 40 тысяч вылетов в тыл врага, экипажи фронтовых частей ГВФ доставили в захваченные врагом районы 865 тонн листовок. Много полетов выполняли экипажи частей гражданского воздушного флота по доставки грузов партизанам Польши, Чехословакии и других стран.

Наиболее трудоемкой работой для транспортных подразделений и частей ГВФ оставалась перевозка технического состава и имущества полков воздушных армий при их перебазировании с одного аэродрома на другой. Продвижение советских войск в ряде операций, особенно в Висло-Одерской, было настолько быстрым, что большинство истребительных и штурмовых авиаполков действовали с одного аэродрома только в течение двух-трех дней, после чего возникала необходимость в перебазировании на Запад. Одновременно подбирали аэродромы. Только экипажи 69-го отдельного авиаполка ГВФ для поиска и обследования полевых аэродромов на освобождаемой территории выполнили в ходе зимних наступательных операций наших войск более 700 вылетов, а летный состав 23-го отдельного авиаполка ГВСО, действовавшего на 1-м Украинском фронте, подобрал и обследовал в 1945 году 250 аэродромов и посадочных площадок.

С предельным напряжением трудились  в годы войны авиаторы санитарных авиаэскадрилий ГВФ. Кроме повседневной работы по эвакуации раненых из медсанбатов, они перевозили раненых из прифронтовых госпиталей в тыл страны. В ходе крупных наступательных операций, когда число раненых резко возрастало, а другие виды транспорта полностью переключались на обеспечение боевых действий войск, на помощь приходили экипажи транспортных самолетов фронтовых частей ГВФ.,

Значительно возросло к концу войны  и количество связных полетов, 62-й  отдельный гвардейский авиаполк ГВФ за 15 дней января перевез только в пределах фронта 3089 срочных пакетов  и донесений, в 120-м отдельном гвардейском авиаполку ГВФ в январе полеты на связь составили 40 процентов всех вылетов *.

В наступательных операциях 1945 года пилоты соединений и частей ГВФ также  выполнили значительный объем работы. Только в январе — феврале совершили  свыше 52 тыс. вылетов, перевезли более 43,5 тыс. человек и 3260 т грузов.

8 мая 1945 года в Карлсхорсте  был подписан акт о безоговорочной  капитуляции фашистской Германии. В ночь на 9 мая этот исторический  документ был доставлен в Москву  на самолете Ли-2, который пилотировали командир 19-го отдельного авиаполка ГВФ А. И. Семенков и второй пилот А. Тайметов. Героическая борьба советского народа завершилась всемирно-исторической победой.

*    *    *

С огромным напряжением в годы войны  работали для фронта авиаподразделения ГВФ, находившиеся в тылу страны. Они перевозили военные грузы, запасные части к танкам, боевым самолетам, вооружение, боеприпасы, горючее; общий налет составил 1 348 тыс. часов. Только по специальным решениям и указаниям ГКО и СНК СССР было перевезено 57 043 т военных грузов.

В годы войны продолжали действовать  международные авиалинии Ташкент—Хами и Улан-Удэ—Улан-Батор. В 1942 году открылась  трасса Москва—Тегеран. Всего на международных линиях за 1941—1945 годы перевезено более 32 380 пассажиров, 222 т почты, 1916 т грузов

Выполняя специальные задания, гражданские авиаторы эпизодически летали в Лондон, Стокгольм, Париж, Рим, Каир, Чунцин, Нью-Йорк,  Касабланку, Алжир и другие зарубежные города.

Июле 1942 года произошло знаменательное для трудного военного времени событие — вновь открылось воздушное сообщение по восьми внутрисоюзным линиям, идущим от Москвы на восток страны, а в середине октября начались полеты еще по девяти трассам. С мая 1944 года возобновились регулярные полеты по маршрутам Москва — Ташкент, Москва — Красноярск, а затем Москва — Адлер. Тогда же руководство полетами начало осуществлять диспетчерская служба, оснащенная в крупных аэропортах радиоаппаратурой. Огромная нагрузка легла на ремонтные предприятия гражданского воздушного флота. Вследствие того что многие высококвалифицированные специалисты, кадровые рабочие ушли на фронт, их место заняли женщины, подростки, не имевшие навыков и знаний, необходимых для работы со сложной авиационной техникой.

Информация о работе Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны