Государственное регулирование в сфере авиационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:06, реферат

Краткое описание

В настоящее время ключевым вопросом остаются количество и тяжесть авиационных происшествий в отечественной авиации, значительно превышающие аналогичные происшествия в авиации ведущих стран мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование в сфере авиационной безопасности

 

В настоящее время ключевым вопросом остаются количество и тяжесть авиационных происшествий в отечественной авиации, значительно превышающие аналогичные происшествия в авиации ведущих стран мира. 
В последнее десятилетие безопасность полетов авиации Российской Федерации резко снизилась. При уменьшении общего налета в 2,8 - 3,2 раза в государственной и гражданской авиации увеличилось количество авиационных происшествий. Ежегодно в авиации Российской Федерации происходит около 50 авиационных происшествий, что наносит невосполнимый моральный и материальный ущерб России, ее национальной безопасности и престижу (прямые финансовые потери и утраченная прибыль колоссальны). Снижается конкурентоспособность на мировом рынке продаж авиационной техники.

Сейчас в России действует более 30 федеральных законов и 10 Указов Президента Российской Федерации, более 50 постановлений Правительства Российской Федерации и 150 различных приказов и инструкций министерств и ведомств, регламентирующих деятельность в области авиации и в частности в области авиационной безопасности.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ) (ст. 12) под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственности за их соблюдение [1].

Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.

Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют следующие органы:

- уполномоченный орган  в области обороны - полное государственное  регулирование использования воздушного  пространства;

- уполномоченный орган в области гражданской авиации - государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов[2].

Таким образом, в соответствии п. 1 ст. 25 ВК РФ государственное регулирование деятельности государственной авиации в сфере авиационной безопасности, независимо от ведомственной принадлежности, осуществляет Минобороны России на основании Положения о Минобороны России, утвержденного Президентом РФ. Минобороны России проводит государственное регулирование в области государственной авиации в соответствии с Воздушным кодексом и Положением о подготовке ФП ИВП и ФАП путем принятия ФАП Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации; Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации; Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов и других.

Пункт 2 ст. 25 Воздушного кодекса устанавливает, что организацию деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации (Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России и др.).

Согласно ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" государственное регулирование развития авиации - это система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники.

Согласно ст. 3 ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" основными принципами развития авиации являются:

  • приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;
  • государственный контроль за развитием авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации [3]..

Государство, осуществляя регулирование общественных отношений, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от задач регулирования, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

В методах и средствах государственного воздействия (правоприменительный режим) отмечаются следующие моменты:

1) усиление элементов  государственного планирования, мотивации и контроля за ключевыми направлениями развития экономики и бизнеса в национальной и мировой хозяйственной деятельности путем выделения субъектов и объектов с особым правовым статусом в гражданском обороте (Федеральные законы "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О государственном регулировании развития авиации", а также серия федеральных законов о государственных корпорациях);

2) централизация в федеральной  собственности или под непосредственным  контролем федеральной власти  важнейших имущественных объектов, таких, как природные ресурсы, и  в таких сферах, как энергетика, связь, транспорт, а также основные бюджетные поступления;

3) использование государством  прямого административного ресурса  или "спорных" способов возврата  объектов собственности под свой  контроль (доведение до банкротства; неадекватное использование гражданско-правовых  институтов; недобросовестная конкуренция, осуществляемая государственными хозяйствующими субъектами; административные барьеры, направленные на вытеснение или поглощение (захват) бизнеса); неиспользование учрежденных Конституцией РФ должных правовых форм, например Закона о национализации и т.д.;

4) доминирование государственного  интереса в экономических спорах (по данным ВЦИОМА, более 50% предпринимателей  не обращаются в суды при  спорах с государственными органами);

5) формирование квазифеодальных отношений между государственными органами и субъектами хозяйственной деятельности (внеэкономическая зависимость от групп бюрократов, ведомственного или группового политического интереса);

6) низкий уровень политического  и правового обеспечения права  собственности в России[4].

Одним из наиболее важных вопросов на современном этапе – это  проблема восстановления устойчивости и безопасности функционирования гражданской авиации РФ, который состоит в усилении роли органов государственного управления и регулирования авиационной деятельностью. Наиболее эффективным механизмом развития такой системы является нормативно-правовой и программно-целевой методы, ориентированные на управление развитием авиационной транспортной системы. В качестве основных задач, стоящих в настоящее время перед отраслью, можно выделить:

  • повышение эффективности государственного управления на всех уровнях авиационной транспортной системы;
  • повышение уровня безопасности полетов;
  • повышение уровня и качества оказываемых услуг;
  • повышение основных экономических показателей функционирования отрасли;
  • создание условий для динамичного и устойчивого развития предприятий отрасли;
  • создание необходимых (достаточных) условий для процесса консолидации авиапредприятий;
  • обеспечение сбалансированного социально-экономического развития авиапредприятий в субъектах РФ;
  • формирование благоприятного инвестиционного климата[5].

 


Информация о работе Государственное регулирование в сфере авиационной безопасности