Арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Арабо-израильский конфликт накладывался на многовековую историческую память народов Ближнего Востока. Израильтяне восприняли начавшуюся войну как войну за независимость, за воссоздание своей государственности, утраченной ими две тысячи лет тому назад. С другой стороны, арабы не забыли крестовых походов европейцев, которые в арабской прессе сравниваются с сионистскими проектами создания еврейского государства.

Содержание

Введение
Возникновения конфликта
I.1. Исторические аспекты конфликта
I.2. Арабо-израильские войны

Мирный процесс на Ближнем Востоке
II.1. Улучшение отношений между арабскими странами и Израилем
II.2. Современное положение территории на мировой арене: Дипломатические отношения Израиля с другими странами.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Yaqin sharq konflikti (Автосохраненный).docx

— 70.92 Кб (Скачать файл)

II.1. Улучшение отношений между арабскими странами и Израилем

Кэмп-дэвидский  процесс.

Кэмп-дэвидский  договор формально завершил состояние  войны между Израилем и Египтом, существовавшее на протяжении 30 лет.

После окончания  войны 1973 года ряд умеренных арабских лидеров начали склоняться к сепаратным переговорам с Израилем. В Египте курс на подготовку к сепаратному  соглашению взял президент Садат. Причинами изменения курса были и усталость от постоянных усилий, которые обходились недешево, и, безусловно, личность Садата (при Насере такой процесс был бы невозможным). В Израиле политика направленная на обмен Синая и на сохранение за Израилем контроля над Западным Берегом и Сектором Газа проводилась блоком "Ликуд" Бегина. Цель - вывести Египет, сильнейшую арабскую страну региона, из конфронтации с Израилем. Случись это, и исчезла бы 100% вероятность уничтожения Израиля. Важную роль сыграли и США. Так американский государственный секретарь Киссинджер накануне подписания новой угоды касательно "101 километра" трижды посетил Ближний Восток    Новое соглашение про 101 "километр" было подписано 18 января 1974. В течении 4 дней Израиль отступил на восток на 30 км от Суэцкого канала. Египет со своей стороны сократил свои силы на восточном берегу Суэца до 8000 солдат и 30 танков. В феврале 1974 Египет восстановил дипломатические отношения с США.13

19 ноября 1977 года  Садат, после официального приглашения поступившего 15 ноября, посетил Израиль, где выступил в израильском парламенте. 4 января 1978 года в Асуане прошла встреча Садата с президентом США Картером.

5 сентября 1978 года  в Кэмп-Дэвиде прошла встреча Картера, Садата и Бегина. США удалось довести встречу до подписания 17 сентября соглашения между Израилем, Египтом (США выступили свидетелем). Было подписано 2 документа. За первым документом "Рамки мира на Ближнем Востоке", предусматривалось предоставление ограниченного самоуправления палестинцам Зап. берега р. Иордан и сектора Газа. Стороны пришли к соглашению, что резолюции 242 и 338 СБ ООН должны стать основой для переговоров с целью окончательного урегулирования. 14 Вводился пятилетний переходной период с момента создания органов палестинского самоуправления. Было обсуждено начало переговоров между Израилем. Египтом, Иорданией и палестинцами о будущем Западного берега и Сектора Газа. В течении пятилетнего переходного периода вводилась автономия для населения (а не для территории). За 2 документом "Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем", стороны соглашались на подготовку соответственно договора в течение 3 месяцев. Израиль соглашался на вывод своих войск с Синая на границы 1967 года в течение 3 лет. На его основе 26 марта 1979 года в Вашингтоне Садатом, Бегином и Картером был подписан египетско-израильский мирный договор. Египетско-израильская граница была установлена по границе мандатной территории Палестины.15

Действия Египта ни одна из арабских стран не поддержала. Более того, арабские страны осудили  действия Египта. Собравшись на "конференции  несогласия" в Триполи (2-5 декабря 1977), они организовали обструкцию. В  ответ Садат разорвал дипломатические отношения с этими странами. Египет вынужден был выбирать между собственно египетскими интересами и единством арабских стран. Садат выбрал первое, за что и поплатился - он был убит 6 октября 1981. Однако его линию продолжил Хосни Мубарак.  

После военных  действий 1982 года в Организации Освобождения Палестины произошел раскол. Из нее  выделилось ядро партии ФАТХ во главе  с Ясиром Арафатом, которое стало  на умеренные позиции урегулирования отношений с Израилем. Другая часть  ООП резко осудила Арафата  и осталась на позициях сохранения вооруженного давления на Израиль, и  фактически сомкнулась с террористической организацией ХАМАС, ставившей цель военного воздействия в решении  палестинских проблем.16

Изменение политической линии ООП привело к поиску шагов мирного пути решения палестинского  вопроса. В сентябре 1993 года произошла  первая встреча противоборствующих сторон, которая закончилась неожиданным  рукопожатием Ицхака Рабина и Ясира  Арафата. ООП отказалась от силовых  приемов в политике и осудила  терроризм. Она исключила из «Палестинской  хартии» пункты, отрицающие право  Израиля на существование, заявила  о переходе к мирному урегулированию конфликта между палестинскими  арабами и евреями. Со своей стороны  Израиль, признал ООП в качестве представителя палестинцев. Соглашение, подписанное Израилем и ООП в  Вашингтоне в сентябре 1993 года, содержит ряд общих принципов, определяющих переход к палестинскому самоуправлению, осуществление которого распределено в несколько этапов. Первый этап — переход к самоуправлению в  секторе Газа и районе Иерихона —  был проведен в мае 1994 года. В августе  того же года начался второй этап, включающий передачу палестинским представителям полномочий власти. С резкой критикой обновленной ООП выступили крайние  палестинские группировки исламского толка ХАМАС, «Исламский джихад»  и др., не пожелавшие сменить террористические акции на процесс мирных договоренностей. В этом и состоит одна из главных  проблем палестинского урегулирования. Отсутствие единого подхода к  палестинскому вопросу мешает разрядить  обстановку на Ближнем Востоке.17

Реакция на мирное соглашение с палестинцами не была адекватной и в самом Израиле. Израильские «ястребы» бурно  отреагировали на подписание мирных соглашений и создание Палестинской автономии. Прозвучала не только критика в адрес руководства Израиля. В ноябре 1995 г. произошло убийство премьер-министра Ицхака Рабина, совершенное экстремистом-евреем. Это убийство повергло страну в глубокий траур. Конечно, убийство премьер-министра Рабина и постоянные террористические акции палестинских террористических организаций затормозили процессы мирного урегулирования. Избранный на волне национализма новый премьер Израиля Б. Нетаниягу категорически отверг поначалу основные требования палестинцев по созданию палестинского государства. Однако объективные реалии и нужды страны заставили и нового премьер-министра продолжить диалог с Ясиром Арафатом, с которым тоже нужно было считаться. В январе 1996 года прошли выборы в орган самоуправления — Палестинский Совет (парламент), и Ясир Арафат, набрав 80% голосов, был избран президентом автономии. Похоже, что процесс мирных переговоров для разрешения арабо-израильских противоречий приобрел с конца 90-х годов необратимый характер.18

Преодолевая серьезные  препоны на пути мирного урегулирования, в ноябре 1998 г. был сделан новый  шаг в дальнейшем развитии соглашений о палестинском самоуправлении. В  ноябре при посредничестве США было подписано новое соглашение (»мир в обмен на землю»), по которому Израиль  обязался вывести войска с части  земель Западного берега реки Иордан, при этом около половины данной территории попадало под контроль палестинской администрации. Переговорный процесс  был продолжен следующим премьером  Израиля Э. Бараком, который на выборах  сумел победить своего противника только потому, что готов был продолжать диалог и идти на компромиссы с  палестинцами. Очередные переговоры между Э. Бараком и Я. Арафатом состоялись в Кэмп-Дэвиде в 2000 году при посредничестве президента США Б. Клинтона. Эти переговоры велись по проблеме Восточного Иерусалима, который, по требованиям палестинцев, должен был стать столицей автономии. Но это требование было неприемлемо для Израиля, объявившего еще ранее единый и неделимый Иерусалим своей столицей. Окончательного решения эта проблема пока не находит. Нужно всегда помнить о том, что мирные процессы урегулирования проходят в острой борьбе против террористов, которые, постоянно совершая террористические акции, мешают миролюбивым соглашениям. На практике это даже во многих случаях приводит к срыву переговорных процессов.

События 11 сентября 2001 года серьезно повлияли на внутриполитическую обстановку в каждой из арабских стран  и отразились на внешнеполитической стратегии большинства государств Ближнего Востока. С одной стороны, активизировали деятельность экстремистские группировки, почувствовав, что террористические акты могут нанести серьезный ущерб и вызвать шоковое состояние в обществе. Значительно увеличилось количество терактов в Израиле. Активизация террористических банд выразилась, прежде всего, не только в увеличения количества терактов, но и в масштабе их деятельности. С другой стороны, после событий 11 сентября арабские государства и Израиль значительно усилили нажим на ликвидацию террористических банд на своих территориях, и эти действия приносили успех. Война США в Ираке еще более подтолкнула к проведению антитеррористических мер. Стала заметна тенденция в арабских странах к нормализации отношений с израильским государством, к объедииению их усилий по ограничению действий международного терроризма. Некоторая корректировка позиций арабских стран в сторону нормализации отношений с Израилем проходила на фоне усиливавшейся борьбы против экстремистских организаций в палестинской автономии. Ясир Арафат не мог утвердиться как президент автономии без помощи и поддержки израильского правительства и должен был обуздать деятельность непримиримых террористических группировок типа ХАМАС и др. Создание правительства, выборы в Национальный Совет автономии (палестинский парламент) были лишь первыми шагами к нормальному функционированию административных структур палестинского государственного образования. Но эти структуры, как и новая власть, разрушались активными действиями оппозиционеров и террористических групп. Арафат вынужден был сделать новые шаги к нормализации отношений с Израилем.

В условиях обострения борьбы против террористических организаций  в 2003 году в Палестине, в иорданском курорте Акаба, премьер палестинской автономии Абу Мазен (Махмуд Аббас), президент США Дж. Буш, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон поставили подписи под новым планом мирного урегулирования — «Дорожная карта». Этот план мирного урегулирования на Ближнем Востоке предусматривал приход к окончательному пункту назначения, а именно к созданию палестинского государства. Однако на этом пути должна быть свернута деятельность таких организаций, как ХАМАС и «Исламский джихад». Несмотря на подписанный план, Арафату не удалось справиться с террористами и поставить под свой контроль разрозненные группы боевиков из ХАМАС и «Исламского джихада». Эти организации чувствовали себя так же вольготно, как и прежде. Арафат менял правительства, но это не приносило успеха19. Прошло немало времени, но десятки убитых и сотни раненых в результате террористических актов показывали, что ситуация с обузданием террористов не меняется. В этих условиях раздраженное правительство Израиля поставило вопрос о доверии палестинской администрации и Я. Арафату. Все большее число членов правительства Шарона требовали дальнейшей изоляции Арафата, который все-таки продолжал сохранять высокую популярность среди палестинцев, и высылке Арафата из Раммалаха (столица палестинской автономии). Многие политические деятели Израиля зачислили Арафата в лагерь врагов израильского государства и требовали его смещения с поста президента автономии. В ноябре 2004 года в Париже, в госпитале «Перси» скончался Ясир Арафат и был похоронен в Раммалахе, столице палестинской автомиии. Террористические группировки попытались сразу же обострить политическую ситуацию и извлечь выгоду из смерти великого палестинца. Появились новые группировки «Бригады мучеников Аль Аксы», «Бригады шахида Ясира Арафата» и др. Экстремисты попытались придать новый импульс исламистскому террористическому движению. Преемник Ясира Арафата — Махмуд Аббас — занял пост главы Палестинской национальной администрации (ПНА) демократическим путем на основании успешных выборов, проходивших в январе 2005 года. Он сразу же заявил о том, что «палестинцы готовы к миру». М. Аббас начал с попыток уговорить радикальные палестинские организации заключить хотя бы временные соглашения о перемирии с Израилем. Когда же такая организация, как ХАМАС, отвергла предложения нового президента Палестины, глава палестинской организации отдал необычный приказ сотрудникам палестинских сил безопасности: охранять израильтян на контролируемой палестинцами территории и пресекать провокационные действия боевиков. Став президентом палестинцев, М. Аббас прекрасно понимал, что в одночасье никак не удастся прекратить террор своих соплеменников, как и понимал факт того, что нормализовать отношения с Израилем при наличии террористических организаций, совсем не желающих подчиняться нынешней администрации, — дело чрезвычайно сложное. По мнению ближайшего окружения президента, благосостояние палестинского государства и его безопасность несовместима с существованием ХАМАСА и др. террористических организаций.

М. Аббас приступил к поиску союзников и в этом смысле шел проторенной дорогой Ясира Арафата. В конце января 2005 года он нанес визит в Москву и встретился с В. В. Путиным. В России он не впервые. Еще в 1982 году он защищал в СССР докторскую диссертацию по тематике истории сионизма. С той поры ушло немало лет, однако он утвердился в последующем как умеренный политик и продолжатель дела Ясира Арафата. В основу общей позиции политики на Ближнем Востоке была положена идея о том, что мирный процесс в регионе должен вестись в рамках «дорожной карты», и в этом плане Россия вполне может осуществить роль одного из ведущих игроков на Ближнем Востоке. Таким образом, ясно одно: создание мирной ситуации на Ближнем Востоке требует усилий многих государств, заинтересованных в нормализации международных отношений в этом регионе. Новому президенту автономии, конечно, нужна позитивная поддержка американских и европейских политиков, поддержка Израиля и арабских государств. Прекращение конфликтов на Ближнем Востоке зависит от согласия многих стран, определяющих политику этого региона. До этого еще далеко. 
 
 

II.2. Современное положение территории на мировой арене: Дипломатические отношения Израиля с другими странами.

Израиль поддерживает со 156 странами и имеет 99 дипломатических  миссий. Только два члена Лиги арабских государств имеют урегулированные  взаимоотношения с Израилем. Египет первым из них подписал мирный договор  в 1979 году, Иордания в 1994. Мавритания наладила полноценные дипломатические отношения  в 1999 году. Однако в январе 2009 года Мавритания заявила о замораживании политических и экономических отношений с  Израилем в связи с израильской  операцией в секторе Газа, а 6 марта  власти страны предоставили сотрудникам  посольства Израиля в Нуакшоте 48 часов для того, чтобы покинуть страну. Два других члена Лиги арабских государств, Марокко и Тунис имели дипломатические отношения с Израилем до 2000 года, но с началом Второй Интифады временно их приостановили. Однако уже с 2003 года связи с Марокко начали улучшаться и израильский министр иностранных дел посетил эту страну. По израильским законам Ирак, Иран, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия и Йемен являются вражескими государствами и израильские граждане не имеют право посещать эти страны без специального разрешения министерства внутренних дел. С 1995 года Израиль является членом Средиземноморского диалога, который стимулирует взаимодействие между семью странами Средиземноморского бассейна и членами НАТО.

Среди ближайших  союзников Израиля значатся США, Великобритания, Германия и Индия. США  были вторым государством после СССР, признавшим Израиль, получивший статус основного союзника США вне НАТО.20 Турция и Израиль не поддерживали полных дипломатических взаимоотношений вплоть до 1991 года, хотя и всячески взаимодействовали с 1949 года, с момента признания Турцией Израиля. Однако Турция тесно связана с мусульманскими странами общей религией, что, несомненно, влияет на её отношение к Израилю. Тесные связи между Израилем и Германией включают взаимодействие в науке, образовании, военном партнёрстве и тесных экономических связях. Индия начала полные дипломатические отношения в 1992 году и с тех пор поощряет военное и культурное сотрудничество с Израилем. Великобритания поддерживает полные дипломатические отношения с Израилем с момента его образования, а также имеет сильные торговые связи. Израиль является 23-м по величине торговым партнёром Великобритании. Иран имел дипломатические отношения с Израилем во время правления династии Пехлеви, но после Иранской революции разорвал все связи. После израильской операции Литой свинец в 2009 году и конфликта с захватом «Флотилии свободы» в 2010 году отношения Израиля и Турции резко ухудшились и находятся на грани разрыва.

Информация о работе Арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке