Философия 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 18:36, реферат

Краткое описание

1. Характерные черты общественно-политической жизни, научно-исторического прогресса и духовной культуры 20 в.: их отражение в философской мысли.
2. Сциентистские направления в современной философии: позитивизм и его формы, герменевтика, «философия науки», структурализм, теории «информационного общества».
3. Современный философский антропологизм: философская антропология, «философия жизни», персонализм, экзистенциализм, философия психоанализа.
4. Прагматизм и современная религиозная философия.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 20 века_1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В повестку философского исследования включается вопрос о целеполагающей деятельности человека. Особо благоприятные условия для формирования прагматизма сложились в США. Немало способствовал тому пресловутый американский образ жизни и его пропаганда. Как уже отмечалось, прагматизм часто отождествляют с полезностью. Но это одна сторона проблемы.

Другая сторона, в частности, связана с включением в познавательный процесс вместо субъекта гносеологического субъекта заинтересованного. Раньше субъект только ощущал и мыслил, иными словами, его жизнь определялась только одним – страстью к познанию. Теперь же предлагается совершенно иная модель. Деятельность познающего субъекта стимулируется потребностью в целенаправленном действии. Для такого субъекта познание и истина перестали быть абсолютной целью и превратились в средство. Уже Ницше, а позднее и прагматисты отмечали любопытный факт: чтобы успешно действовать, не всегда нужно обладать истинным знанием. Одна из установок прагматизма – чтобы преуспеть, надо не столько знать, сколько уметь.

Итак, обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, прагматизм выдвинул программу «реконструкции» в философии: «Философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных (проблематичных) ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире».  Прагматизм – это попытка перевести идеи Дарвина в область философии. Используя односторонне истолкованные идеи Дарвина, прагматизм рассматривает мышление лишь как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия. Идеи, понятия и теории – лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно основной доктрине прагматизма, - так называемому «принципу Пирса» - целиком сводится к возможным практическим последствиям. Соответственно, истина определяется как полезность или работоспособность идеи.

Религиозная мысль и связанная с ней философия принадлежат к догматическому, традиционному типу сознания, ибо они опираются на основания Священных книг тех или иных конфессий. Философы различных вероисповеданий могут оказывать большое влияние на культуру человечества.

В 70-е годы 19 в. зародился неотомизм. Это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви, ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э.Жильсон, Ж.Наритен, Й.Бохенский, Г.Веттер.

Основой для развития неотомизма послужило возрожденное церковью учение Ф.Аквинского (1225-1274), приспособившего философию Аристотеля к нуждам и потребностям католической религии. I Ватиканский собор (1869-1870) объявил философию Ф.Аквинского единственной истиной.

Католическая схоластика уже с Ф.аквинского занимает достаточно четкую позицию по отношению связи бога и мира. Она выступает против отождествления мира и Бога, против пантеизма. Именно поэтому Ватикан запрещал печатать труды известного мыслителя Тейяра де Шардена, ученого католика, члена ордена иезуитов, который, по существу, обожествлял природу.

Во второй половине 20 в. наметилась антропоцентрическая направленность неотомизма, т.е. усиление роли человека в современном мире. При этом используются методологические средства философии Канта и современного экзистенциализма. Основание социокультурной активности личности неотомисты видят в ее устремленности к богу. Общество рассматривается как объединение личностей и как сверхличность. Отвергается и буржуазный индивидуализм с его эгоизмом, и социалистический коллективизм, унифицирующий людей. Подчеркивается их общность, основанная на солидарности всех индивидов, устремленных к общему благу, пропагандируется идея социального мира.

II Ватиканский собор (1965) в документе «Церковь в современном мире» демонстрирует более гибкий подход к проблемам науки, естествознания.

Разум  наука используются для доказательств религиозных постулатов, с одной стороны. С другой – НТР подвергается обстоятельной критике, говорится об издержках прогресса, о негуманистическом использовании достижений науки и техники. Основная идея современных религиозных авторов такова: все беды людей оттого, что они забыли Бога. Если ранее проблема человека в антропологических учениях принималась ортодоксами с опаской, то ныне многие идеи философской антропологии используются внутри религиозной мысли.

 


 



Информация о работе Философия 20 века