Экономический анализ страны Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

О китайской модели развития ведется довольно много споров, при этом некоторые исследователи вообще отрицают ее существование, а иные полагают, что она чуть ли не универсальна, то есть пригодна для многих развивающихся стран. Наиболее релевантным представляется мнение тех довольно многочисленных аналитиков, которые считают, что она является вариантом восточноазиатской модели экономического развития. Эта модель первоначально сложилась в послевоенной Японии, затем реализовалась в так называемых «азиатских тиграх» – Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге. Позднее ее взяли на вооружение Китай и в той или иной мере страны АСЕАН (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и еще позже – Вьетнам, Кампучия, Лаос и некоторые другие), то есть она стала распространяться и в Юго-восточной Азии.

Содержание

1. Общие сведения о стране Китай 2
2. Модель финансов (экономики) 2
3. Наиболее важные даты 9
4. Роль Центрального банка в национальной экономике страны 10
5. Бюджет 12
6. Реформы 15
7. Успехи 15
8. Величина ставки по ипотеке 17
9. Ставка рефинансирования 17
10. Золотовалютные резервы Китая 17
11. Крупнейшие банки Китая 20
12. Анализ инвестиционных потоков между Китаем и РФ 23
13. Объём товарооборота между Китаем и РФ за последние годы 25
14. Рейтинг стран мира по процветанию 27
15. ИРЧП в Китае 28
16. ВНП Китая на душу населения 28
17. Рейтинг стран и территорий по размеру ВНД на душу населения 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

DKB_OAE_1.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие сведения о стране Китай

 

1. Столица: Пекин

2. Площадь: 12 600 000 км²,

3. Население: 1 349 585 838 человек. Плотность 139.6 чел/ км²

4. Денежная единица: юань (международное обозначение валюты в стандарте ISO-4217 -CNY), в 1 юане 10 цзяо.C 1994 по 2005 юань был жестко привязан к доллару США, 1$ = 8.28 CNY (на 1.06.2005)

5. Курс юань устанавливается в ходе торгов на международном валютном рынке и постоянно колеблется.

2. Модель финансов (экономики)

 

О китайской  модели развития ведется довольно много споров, при этом некоторые исследователи вообще отрицают ее существование, а иные полагают, что она чуть ли не универсальна, то есть пригодна для многих развивающихся стран. Наиболее релевантным представляется мнение тех довольно многочисленных аналитиков, которые считают, что она является вариантом восточноазиатской модели экономического развития. Эта модель первоначально сложилась в послевоенной Японии, затем реализовалась в так называемых «азиатских тиграх» – Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге. Позднее ее взяли на вооружение Китай и в той или иной мере страны АСЕАН (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и еще позже – Вьетнам, Кампучия, Лаос и некоторые другие), то есть она стала распространяться и в Юго-восточной Азии.

 

 

Рис. 1. ВВП по паритету покупательной способности в млрд долларов, 2005 г.

 

Разумеется, в  каждой стране эта модель имеет весьма существенные особенности. Но ее характерные черты следующие:

а) ориентация экономики, особенно промышленности, на экспорт;

б) использование  дешевой рабочей силы;

в) привлечение  иностранных инвестиций и создание для этого условий, а также  активный импорт технологий;

г) высокая доля инвестиций в ВВП (доля накопления очень высокая, от 30 до 40 % и даже более);

д) активное, но в разной степени, участие государства  в развитии экономики;

е) в Китае  и некоторых других странах создание особых экономических зон;

ж) авторитарность разной степени и/или однопартийная модель (тогда как в Японии или на Тайване у руля власти оставалась очень долго одна и та же партия). Последнее создает стабильность в стране, что важно для привлечения капитала.

Эта модель –  лучше или хуже в разных странах  – обеспечивает высокие темпы экономического роста на длительный срок, за счет привлечения капитала и технологий дает возможность повышать технологический уровень и производительность труда. В итоге происходят модернизация страны, быстрый рост урбанизации и постепенный рост уровня жизни населения. Однако по мере роста ВВП на душу населения и внутреннего потребления темпы роста у стран восточноазиатской модели замедляются. И то, что они замедляются, служит для ряда аналитиков весомым основанием предполагать, что по достижении Китаем определенного уровня ВВП на душу населения (не более 10 тыс. долларов) темпы его развития начнут замедляться.

Китайская модель: специфические черты

Все указанные  черты присутствуют в китайской  модели. Но у нее есть и очень  важные особенности. Первая, и уникальная, – гигантское население. Именно это (плюс большая территория) делает Китай супердержавой. Вторая – наибольшая из всех стран роль государства при господстве компартии. Эта роль ключевая в китайской модели, именно она и определила возможность проведения реформ. Третья – особое положение крестьянства, которое лишено прав собственности на землю и многих гражданских прав, что позволяло и все еще позволяет использовать ресурсы деревни для экономического роста и целей государства. Четвертая – большая роль этнического китайского иностранного капитала и наличия целых государств с китайским населением (Гонконг, Макао, Тайвань и в значительной мере Сингапур). Без всякого сомнения, приток иностранного капитала в Китай был бы намного меньше, поскольку огромная, а периодами и большая часть иностранных инвестиций по-прежнему идет через этот канал . Отметим также, что импульс присоединения Гонконга и Макао все еще чувствуется в китайском росте.

Эти базовые  особенности китайской модели (прежде всего повышенная роль государства при послушном и бесправном населении) в совокупности с особенностями китайских реформ породили и ряд других очень важных ее характеристик, которые являются как составляющими китайского успеха, так и его потенциальными слабостями, а именно:

  • дешевая экология (отсутствие должной заботы об охране окружающей среды);
  • дешевая социальная политика, которая мало обременяет государство (возможность до сих пор отказываться от обязанностей государства в отношении пенсий и пособий для огромной части населения; плата за обучение и медицинское обслуживание; низкий уровень безопасности на производстве и т. п.);
  • политика ограничения рождаемости, которая снижает затраты на подрастающее поколение;
  • низкий курс юаня, способствующий экспорту. Низкий курс также уберег Китай в 1997 г. от кризиса, в то время как целый ряд других стран ЮВА сильно пострадал от завышенного курса своих валют;
  • сверхвысокая доля ВВП, идущая на накопление, что позволяет делать громадные инвестиции и поддерживать высокие темпы роста, но возможная лишь при столь сильном присутствии государства в экономике, как в Китае;
  • целенаправленная политика государства в области низких тарифов на энергию и сырье, создания инфраструктуры, повышения производительности труда, инновационности, степени открытости страны и т. д.

В отношении  последнего важно отметить линию  постепенного расширения открытости для  иностранных инвестиций, в которой  Китай сделал наибольшие успехи (они  гораздо больше по сравнению, скажем, с политикой поощрения отечественного бизнеса или развития внутреннего потребления). Все это и способствовало тому, что китайский экспорт рос опережающими темпами по сравнению с ростом экономики в целом, а объем ПИИ в Китае вырос в десятки раз.

Факторы, ресурсы  и движущие силы китайского развития. Говоря о факторах феноменального экономического роста, прежде всего, конечно, надо отметить квалификацию китайского руководства и концентрацию госаппарата и общества в целом на успехе и росте. В Китае произошла буквально фетишизация роста. в качестве отдельного фактора роста достойно выделения упомянутое выше постоянное расширение возможностей для развития иностранного и (в меньшей степени) отечественного предпринимательства.

Другими постоянными  факторами экономического роста  служат уже указанные выше: а) чрезвычайно высокий уровень инвестиций (в отдельные годы до 50 % от ВВП); б) большой приток иностранного капитала; в) рост производительности труда, хотя тут далеко не все однозначно. Тем не менее в целом благодаря постоянной технической модернизации этот рост весьма впечатляющий, хотя в сравнении с развитыми странами производительность труда в Китае еще очень низка, а в сельском хозяйстве она отстает в десятки раз.

Важнейшими ресурсами  китайского роста являлись: а) огромный и длительное время неисчерпаемый  рынок дешевой рабочей силы и так называемый демографический дивиденд (в связи с уменьшением рождаемости и молодой структурой населения); б) довольно богатые запасы отдельных видов природных ископаемых (угля, железной руды, нефти, редких металлов и др.); наконец, уже упоминавшиеся в) дешевая экология; и г) дешевая социальная политика (как в связи с относительно молодой демографической структурой населения, так и с возможностью игнорировать нужды населения).

Принципиально важным для понимания причин быстрого роста и перспектив дальнейшего развития Китая является вопрос о движущих силах развития. Досадно, что исследования в таком ключе довольно редки [в качестве положительного примера. Между тем анализ показывает, что в Китае желающих инвестировать и расширять производство больше, чем в западных экономиках (не говоря уже о ситуации, которая была в СССР), отсюда и мощный импульс для роста.

Очень заметную роль в инвестировании и расширении производства играют, конечно, иностранные  корпорации. Что касается частных  местных предпринимателей, то по сравнению с развитыми странами их значимость в Китае ниже, так как они лишены доступа к кредитам и ограничены многими запретами. Но едва ли не наибольшее значение (как в прямых инвестициях, так и особенно в деле их привлечения) имеет деятельность властей всех уровней: от центрального правительства, определяющего основные приоритеты, пропорции и наиболее дорогостоящие проекты, через уровень провинций (которые, однако, по населению превосходят крупные европейские страны), затем на уровне округов, уездов и до волостей. Таким образом, имеется многоуровневое участие государства (и партии) в развитии производства, в сфере инвестиций. При этом существует конкуренция на всех провинциальных и местных уровнях за инвестиции и высокие показатели роста. По подсчетам экономиста Джона Ли из Сиднея, эти внутренние инвестиции дают 40 % роста, в то время как вклад экспортного сектора и ПИИ составляет примерно 30 %.

Для понимания  механизма развития исключительно  важно осознать, что китайскому руководству  удалось разбудить внутри аппарата управления силы, которые крайне заинтересованы в экономическом росте. В результате влияние местных властей на экономический  рост гораздо больше того, что было в СССР, и, по моему мнению, существенно выше, чем в Японии, Южной Корее, на Тайване предыдущих десятилетий, это обеспечивает Китаю дополнительные проценты роста. Хотя если оценивать роль только центральных правительств, то в Китае, с одной стороны, и упомянутых странах – с другой, она вполне сравнима.

Наконец, мощным двигателем роста выступают крупные (в том числе занимающие монопольное  положение) государственные корпорации, стремящиеся инвестировать свою прибыль в новые проекты, которые потом утверждаются и контролируются государством с помощью кредитов и прочих экономических и административных рычагов. Дж. Андерсон считает, что причина этого активного инвестирования в том, что государственным предприятиям некуда девать прибыль, так как она не распределяется. В этом есть доля истины, хотя объяснение выглядит все-таки примитивно. Думается, что в данном случае можно говорить об общем законе поведения успешных корпораций – стремлении к расширению.  
В условиях Китая расширение – это новые места для управленцев и своих людей, новые ресурсы, контроль над которыми увеличивает власть. С другой стороны, между корпорациями всегда есть конкуренция за доступ к ресурсам, который зависит от инвестиционной активности. При такой ситуации очень полезные проекты причудливо сочетаются с совершенно бесполезными или недостаточно нужными.

Таким образом, в Китае имеется многоуровневая система движущих сил роста, в  известной мере уникальная, в которой  в отличие от развитых стран главными являются не отечественный частный капитал, а государственные корпорации, местные власти и иностранный бизнес. Это объясняет особенности китайских инвестиций.

 

 

 

3. Наиболее важные даты

205 г. до н. э. — Образование  первого китайского государства. 
221 г. до н. э. — Начало династии Цинь; китайская империя объединилась под началом одного правителя (от названия этой династии произошло западное 
слово «China»).

206 г. до н. э. — Основание  династии Хань, положившей начало  периоду территориальной экспансии  и торговли. 
618 г. н. э. — Начало правления династии Тан со столицей в современном Сиане; процветание искусства и культуры; Китай становится самым могущественным 
государством. 
1842 г. — Великобритания побеждает Китай в Опиумной войне. По Наньцзинскому договору к Великобритании отходит Гонконг. 
1894—1895 гг. — Китайско-японская война серьезно ослабила Китай. 
1900 г. — «Восстание боксеров» (ихэтуаней): члены тайных обществ убивают иностранцев и китайских христиан. 
1911 г. — Падение династии Цин («Последний император»). 
1912 г. — Провозглашение Китайской Республики. Президентом становится д-р Сунь Ятсен. 
1926—1928 гг. — Чан Кайши и возглавляемое им Национальное движение (Гоминьдан) образуют правительство в Наньцзине, расправляются со своими 
противниками и пытаются объединить страну. 
1931 г. — Япония захватывает Маньчжурию. 
1937 г. — Начало войны с Японией. 
1934—1935 гг. — Мао Цзэдун, возглавивший Великий поход, спасает коммунистов от разгрома войсками Чан Кайши. 
1946 г. — Гражданская война между националистами и коммунистами. 
1949 г. — Китайские коммунисты побеждают националистов и провозглашают Китайскую Народную Республику со столицей в Пекине. 
1950 г. — Китайские войска вторгаются в Корею, поддерживая северокорейских коммунистов. 
1953 г. — Первый  пятилетний  план  экономического развития. 
1958 г. — «Большой  скачок»  наносит  сильный урон китайской экономике. Образование сельских коммун. 
1963 г. — Разрыв Китая с Советским Союзом. 
1966-1969 гг. — Хунвэйбины развязывают Культурную революцию, грубо вторгаясь во все области частной жизни. 
1972 г. — Визит президента Никсона в Китай. 
1976 г. — Смерть Мао Цзэдуна и премьера Чжоу Эньлая. 
1977 г. — Обвинительный приговор «банде четырех» во главе с Цзян Цин,  вдовой Мао. Дэн Сяопин становится вице-премьером и начинает экономические реформы. 
1979 г. — Соединенные Штаты устанавливают с Китаем дипломатические отношения. 
1981 г. — Центральный Комитет признает Культурную революцию «серьезной ошибкой». 
1984 г. — Правительство ослабляет контроль над экономикой. 
1989 г. — Выступление народа в защиту демократии на площади Тяньаньмынь жестоко подавлено войсками. 
1997 г. — Февраль — смерть Дэн Сяопина. 1 июля Китай возвращает себе суверенитет над Гонконгом (Сянган).

  1. Роль Центрального банка в национальной экономике страны

Народный банк Китая (НБК) – главный банк Китайской Народной Республики. На сегодняшний день НБК обладает самыми большими золотовалютными резервами в мире – они превышают 3,2 трлн долларов США.

НБК образован в 1947 году в результате слияния и национализации трех крупнейших коммерческих финансовых учреждений: Хуабэй Банк, Бэйхай Банк и Сибей сельхозбанка. В условиях гражданской войны штаб-квартира была расположена в Шицзячжуане (провинция Хэбэй на севере Китая), и лишь в 1949 году банк переехал в Пекин.

С 1949 по 1978 год  НБК был единственным банком в  республике. В этот период он не только выполнял функции ЦБ, но и проводил все операции коммерческого банка, в том числе обслуживал организации  и работал с частными вкладами.

Лишь в результате реформы 1980 года задачи были разделены: в стране появилось четыре независимых  банка для проведения расчетов, которые  принадлежали государству. По решению  Госсовета КНР с 1983 года за Народным банком Китая оставлены исключительно функции Центробанка.

Юридическое положение  Центрального банка окончательно определилось 18 марта 1995 года на III пленуме Всекитайского  конгресса народных представителей.

В 1998 году прошла серьезная структурная реформа, в результате которой все провинциальные и местные отделения НБК были упразднены. В девяти регионах были открыты филиалы, причем границы их полномочий не соответствуют местному административному делению.

В 2003 году постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял ряд поправок к закону, согласно которым НБК получил целый ряд дополнительных полномочий для обеспечения общей финансовой стабильности и проведения денежно-кредитной политики страны.

Руководство НБК осуществляется управляющим и его заместителями, которые назначаются или снимаются с должности председателем Китайской Народной Республики. Их кандидатуры утверждаются Всекитайским собранием народных представителей или постоянным комитетом, который действует между сессиями.

НБК состоит из 19 департаментов, в том числе главного управления, правового, денежно-кредитной политики, валютного, статистики, финансовой стабильности, бухгалтерского, платежной системы и др.

Кроме того, в структуру  НБК входят центр по противодействию  отмывания денежных средств, банковская школа, издательство финансовой литературы, новостное агентство, центр расчетов, предприятия по выпуску банкнот и чеканки монет, система торговли валютой и др. организации.

На сегодняшний  день НБК выполняет две основные функции: регулирование финансового сектора и проведение денежно-кредитной политики. Несмотря на то, что ряд экономистов указывает на явно заниженный курс китайского юаня по отношению к другим мировым валютам, что дает этой стране торговое преимущество, огромные резервы позволяют НБК поддерживать котировки на установленном уровне.

Информация о работе Экономический анализ страны Китай