Экономические и экологические аспекты использования природного газа, нефти, углей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Основной целью проведения и реализации энергетической политики Республики Беларусь является определение путей и формирование механизмов максимально эффективного использования ТЭР и производственного потенциала ТЭК для надежного и безопасного обеспечения отраслей экономики и населения энергоносителями при сохранении требуемых экологических условий.

Содержание

Энергетическая политика Республики Беларусь………………………………...3

Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах………….7

Перспективы развития энергетики Республики Беларусь до 2020 года (на основании энергетического баланса до 2020 г.)………………………………….9

Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) местных видов энергоносителей …………………………………………………10
Экологические аспекты энергетики Республики Беларусь……………………..13

Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации………………....15

Заключение………………………………………….................................................22
Список использованной литературы……………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Энергосбережение.docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Основы энергосбережения

на тему: Экономические и экологические аспекты использования природного газа, нефти, углей.

 

Студент

ВШТ, 1-й курс, ЗТГ-1                                                                     О.В. Пась

 

Проверил                                                                                          Н.П. Кохно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 201 3


СОДЕРЖАНИЕ

 

Энергетическая политика Республики Беларусь………………………………...3

 

Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах………….7

 

Перспективы развития энергетики Республики Беларусь до 2020 года (на основании  энергетического баланса до 2020 г.)………………………………….9

 

Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) местных видов энергоносителей  …………………………………………………10

Экологические аспекты энергетики Республики Беларусь……………………..13

 

Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации………………....15

 

Заключение………………………………………….................................................22

Список использованной литературы……………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергетическая  политика Республики Беларусь

 

 

В экономике любых государств топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей составляющей обеспечения  функционирования и развития производительных сил, повышения жизненного уровня населения, а для государств с дефицитом  собственных энергоресурсов, к которым  относится и Республика Беларусь, оптимальное развитие и функционирование ТЭК - одно из приоритетных направлений  деятельности законодательной и  исполнительной власти, всех производителей и потребителей ТЭР по обеспечению  конкурентоспособности продукции  на мировом рынке. Поэтому вопросам развития энергетики, энергетической политике, в республике уделяется  повседневное внимание.

Основной целью проведения и реализации энергетической политики Республики Беларусь является определение  путей и формирование механизмов максимально эффективного использования  ТЭР и производственного потенциала ТЭК для надежного и безопасного  обеспечения отраслей экономики  и населения энергоносителями при  сохранении требуемых экологических  условий.

В рассматриваемом периоде  пути достижения главной цели будут  различны для переходного периода  к рыночным отношениям и последующих  этапов.

Важнейшей задачей ближайшего периода является создание новых  организационных и технологических  основ для эффективного и экологически приемлемого развития и функционирования отраслей ТЭК в условиях формирования рыночных отношений. Задача следующих  этапов — создание и обеспечение  развития конкурентоспособных объектов ТЭК с учетом все более тесной взаимосвязи с мировым энергетическим хозяйством.

В «Основных направлениях энергетической политики Республики Беларусь на период до 2020 года» энергетическая политика строится на следующих принципах:

1. Приоритетности социального  аспекта развития отраслей ТЭК.

2. Интенсивности энергосбережения.

3. Повышения экологической  чистоты объектов ТЭК.

4. Обеспечения рациональной  инвестиционной политики.

5. Увеличения использования  угля в топливном балансе.

6. Ориентации на возможное  ограничение роста использования  ресурсов природного газа.

7. Формирования требований  к рынку оборудования.

8. Стремления к самообеспечению  республики электроэнергией.

9. Рассредоточения энергомощностей.

10. Увеличения объема исследовательских  и внедренческих работ в области  нетрадиционной энергетики.

11. Развития малой энергетики.

12. Разработки правовых  и законодательных основ развития  и функционирования электроэнергетики.

Приоритетами  энергетической политики являются:

 

• полное, надежное и безопасное обеспечение населения и экономики  республики энергоресурсами по доступным  и вместе с тем стимулирующим  энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных  ситуаций в энергообеспечении;

• снижение удельных затрат на производство, транспорт и использование  энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих  технологий и оборудования, сокращения потерь на всех стадиях;

• повышение финансовой устойчивости и эффективности топливно-энергетического  сектора;

• минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических  стимулов, совершенствования структуры  производства, внедрения новых технологий.

Достижение поставленных целей и перечисленных концептуальных положений должно базироваться на:

• определении взаимосвязи  и влиянии уровня развития производительных сил и социальных условий жизни  населения на объемы потребления  энергоносителей;

• определении оптимального соотношения импорта и собственного производства энергоносителей, включая  максимально целесообразное использование  нетрадиционных и возобновляемых источников;

• выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР за пределами  республики;

• рациональной структуре  энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;

• надежном и экономичном  энергообеспечении потребителей с  максимально u1101 эффективным использованием энергоносителей за счет внедрения  энергосберегающих технологий, оборудования и проведения организационно-технических  мероприятий;

• использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также  экспорта электроэнергии собственного производства;

• удовлетворении интересов  областей, городов и отдельных  потребителей в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности  в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных, что  предполагает и расширение прав в  управлении и получении доходов, однако требует сохранения единства технологического управления в масштабах  ТЭК;

• учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;

• приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ и  комплексного использования углеводородного  сырья;

• замещении светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания.

Главным средством  достижения цели энергетической политики остается тезис – формирование цивилизованного  энергетического рынка и недискриминационных  экономических взаимоотношений  его субъектов между собой  и государством. При этом государство, ограничивая свои функции как юридического лица, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.

2

Государственное регулирование должно осуществляться с учетом:

• мер по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное  тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное  регулирование и институциональные  преобразования в ТЭК);

• повышения эффективности  управления государственной собственностью;

• введения системы перспективных  технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость  процессом развития энергетики и  стимулирующих энергосбережение;

• ценовой и налоговой  политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары либо услуги при  постепенном переходе к ценам  и тарифам, соответствующим мировым  ценам в качестве верхнего предела  и ценам самофинансирования в  качестве нижнего;

• формирования конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем  создания полноценных субъектов  энергетического рынка и рыночной инфраструктуры;

• создания нормативной  правовой базы и разработки системы  нормативных актов, регулирующих взаимоотношения  субъектов энергетического рынка  между собой, а также с органами государственного управления и общественностью;

• совершенствования механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в топливный  баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых  и производственных отходов;

• создания системы комплексного управления всеми отраслями ТЭК, обеспечивающей на рыночных условиях максимальную выгоду народному хозяйству  республики во взаимосвязи с экономическими интересами отдельных отраслей;

• проведения активной инвестиционной политики путем создания инвестиционных и страховых фондов, а также  других условий для самофинансирования предприятий ТЭК, привлечения отечественных  и иностранных инвесторов.

Как следует из приведенных  основных положений развития энергетической политики она отражает основные тенденции  развития мировой энергетики.

В соответствии с данными  Информационного агентства по энергетике, полученными с помощью национальной системы энергетического моделирования США, суммарное потребление энергоносителей в мире за период с 1970 по 2001 год возросло на 51,2 %, при этом прирост характерен для всех государств, за исключением бывшего СССР и Восточной Европы. За этот же период отмечается рост ВВП во всех государствах, кроме бывшего СССР и Восточной Европы, а в целом в мире прирост составил 52 %. Аналогичная тенденция и в части потребления электроэнергии, прирост которой в мире составил 49,4 %.

Следует отметить, что темпы  роста потребления электроэнергии u1073 близки к темпам роста ВВП, так  как при общем снижении энергоемкости  ВВП на 12 % удельное потребление электроэнергии на единицу ВВП снижено только на 3 %. Следовательно, при росте ВВП и суммарного потребления энергии темпы роста потребления электроэнергии выше, чем всех других энергоносителей.

В период с 2001 до 2025 года прогнозируется дальнейшее повышение ВВП во всех государствах и мире в целом на 109,3 % (среднегодовое 3,1), суммарное потребление  энергии на 58,4 % (среднегодовое 1,9), электроэнергии на 77,1 % (среднегодовое 2,4). Темпы роста  всех показателей для развивающихся  государств, включая бывший СССР и  Восточную Европу, в 2,0-2,5 раза выше, чем для промышленно-развитых. За этот период прогнозируется снижение энергоемкости ВВП в мире на 21,1 %, электроемкости на 14,2. Среднегодовые темпы роста ВВП для государств бывшего СССР составляют 3,8 %, суммарной энергии - 2,7, электроэнергии - 2,1 %.

Самые низкие среднегодовые  темпы роста ВВП прогнозируются в Японии - 1,8 % (суммарный прирост  с 2001 по 2025 год 52,6), потребление суммарной  энергии в Германии -

3

0,6 % (суммарный прирост  14,6 %), потребление электроэнергии  в Великобритании - 1,3 % (суммарный  прирост 35,5). Самые высокие темпы  роста ВВП, суммарной энергии  и электроэнергии прогнозируются  в Китае: соответственно 6,2 %, 4,2 и  5,7 %, или за период с 2001 по 2025 год увеличатся в 4,2, 2,6 и 3,1 раза.

В перспективе прогнозируется увеличение мирового потребления энергоресурсов на 58 % с 2001 года (14544 млн. т у.т.) по 2025 (23040 млн. т у.т.).

 

 

 

 

 

 

Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах

 

 

По долгосрочному прогнозу среднегодовой прирост потребления  энергоносителей составит на период 2001-2025 годов 1,3 %. Мировое потребление  нефти в среднем будет возрастать на 1,8 % в год и с 3,85 млрд. т/год  в 2001 году увеличится до 5,92 млрд. т/год  в 2025. Предполагается, что страны OPEC будут лоббировать значительное увеличение уровня добычи нефти, однако страны-экспортеры, не входящие в OPEC, будут  противостоять этому решению, так  как основное увеличение добычи прогнозируется именно в этих странах, особенно в  месторождениях Каспийского бассейна, Латинской Америке и подводных  месторождениях Западной Африки. Доля нефти в общем балансе потребления  энергоносителей незначительно  уменьшится с 39 % в 2001 году до 38 в 2025. Замещение  нефти произойдет из-за увеличения использования природного газа на энергетические нужды.

Прогнозируется быстрый  рост потребления природного газа. За 2001-2025 годы оно увеличится вдвое  и составит 4,98 трлн. м3 в 2025. В общем  балансе доля газа возрастет с 23 % в 2001 году до 28 в 2025. Значительно вырастет доля газа в выработке электроэнергии (увеличится до 1476 млн. т у.т., что  составит 53 % от общего потребления  энергоносителей на выработку электроэнергии). Во всем мире ожидается ввод новых  генерирующих мощностей на базе новых  эффективных газотурбинных технологий.

Информация о работе Экономические и экологические аспекты использования природного газа, нефти, углей