Биологическое значение пения птиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 11:22, реферат

Краткое описание

Пение птиц заметно повлияло на музыкальный фольклор и профессиональную музыку. Одно из самых знаменитых музыкальных произведений Возрождения — хоровая песня К. Жанекена «Пение птиц». От простого звукоподражания к эмоциональной передаче образов природы — такова эволюция «птичьего пения» в музыке Нового времени (Бетховен, Григ, Римский-Корсаков, Мессиан). Романсы «Жаворонок» Глинки и «Соловей» Алябьева, «Песня жаворонка» в фортепьянных циклах Чайковского «Времена года» и «Детский альбом», другие произведения русских композиторов созданы на основе мелодического рисунка, звучащего в песнях наших птиц.

Содержание

Введение
1. Разнообразие и классификация звуков, издаваемых птицами
2. Эволюция голоса птиц
3. Принципы классификации голосов
4. Голосовые сигналы птицы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вологодский государственный технический университет.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

Вологодский государственный  технический университет

Кафедра геоэкологии и инженерной геологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Биологическое значение пения  птиц»

 

 

                                                                                            выполнил:

                                                                                             студент

                                                                                            

                                                                                              проверил:

                                                                                              старший преподаватель

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2010

     Содержание

 

Введение

1. Разнообразие и классификация звуков, издаваемых птицами

2. Эволюция голоса  птиц

3. Принципы классификации  голосов

4. Голосовые сигналы  птицы

Заключение

Список литературы

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Пение птиц, одна из форм биокоммуникации, наиболее ярко выражена в сезон размножения. Данная форма общения состоит из сложных, специфичных для каждого вида мелодичных звуков. В широком смысле поют не только певчие птицы, но и птицы других отрядов (тетерева, чайки, журавли, кукушки и др.).

          Биологическое значение пения птиц многогранно. В районы гнездования первыми обычно прилетают самцы. Они занимают наиболее удобные гнездовые участки и своим пением и ритуальным поведением демонстрируют другим самцам, что территория занята. Прилетевшие позже самки выбирают активно поющих самцов и образуют с ними пары. Пение самца синхронизирует физиологическую готовность партнеров для успешного спаривания и оставления жизнеспособного потомства.

          В России издавна существовал промысел певчих птиц. Соловьев и других птиц содержали в неволе, собирались и слушали их пение. Знатоки и ценители птичьего пения тонко разбирались в качестве исполнения того или иного певца. Хорошие певцы стоили очень дорого.

          Издавна предпринимались попытки записывать пение птиц, используя нотную азбуку, графически выражать пение при помощи специальных значков, передавать их слогами и фразами человеческой речи. Инструментальное изучение голосов птиц стало возможным с появлением звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. С начала 20 в. пение птиц стали записывать на граммофонные пластинки, позднее для этого начали использовать магнитофон.

          Во многих европейских странах и США изданы сотни пластинок с записями песен птиц, созданы фонотеки голосов животных, основу которых составляют записи пения птиц. В наиболее богатой записями голосов птиц в России Фонотеке голосов животных имени Б. Н. Вепринцева в Пущино — около 10 тысяч оригинальных записей. На ее основе издано 25 грампластинок, в том числе «Птицы СССР. Определитель по голосам». Изданы каталоги этого лучшего в России архива записей песен птиц. Этой Фонотекой тиражируются и распространяются записи песен птиц на магнитной пленке.

          Пение птиц — одна из самых радостных примет весенних ландшафтов России. Наполненный птичьим пением лес — прекрасная звуковая среда для человека, свидетельство благополучия в природе. Тревожные звуки, издаваемые птицами, — напоминание о грозящей опасности. По пению птиц наши предки судили об изменении погоды.

          Пение птиц заметно повлияло на музыкальный фольклор и профессиональную музыку. Одно из самых знаменитых музыкальных произведений Возрождения — хоровая песня К. Жанекена «Пение птиц». От простого звукоподражания к эмоциональной передаче образов природы — такова эволюция «птичьего пения» в музыке Нового времени (Бетховен, Григ, Римский-Корсаков, Мессиан). Романсы «Жаворонок» Глинки и «Соловей» Алябьева, «Песня жаворонка» в фортепьянных циклах Чайковского «Времена года» и «Детский альбом», другие произведения русских композиторов созданы на основе мелодического рисунка, звучащего в песнях наших птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Разнообразие  и классификация звуков, издаваемых  птицами

Охотники за птичьими голосами в основном коллекционируют весенние песни птиц, но это только начало работы. Голоса птиц нельзя понимать только как пение, поскольку у птиц существует особая система сигналов, позволяющая общаться им между собой на протяжении всего года.

           Джулиан Хаксли и Людвиг Кох, авторы книги «Язык животных», переведенной на русский язык, считают, что у некоторых высших животных, в том числе и у многих птиц, степень разнообразия голосовой информации почти достигла уровня настоящей речи. Отдельные виды птиц, как иногда полагают, основываясь на сравнении сонограмм, могут использовать в качестве  сигналов сотни разных звуков.

           Однако,  далеко не каждому  звуку, издаваемому птицей и  отличающемуся по акустической  характеристике, строго соответствует определенная смысловая нагрузка. Поэтому, прежде чем сравнивать сонограммы голосовых реакций птиц, надо специально наблюдать за птицами в природе, чтобы определить состояние, при котором они издают тот или иной звук. Беспокойный крик самца зяблика у гнезда — хороший пример сигнала, различные видоизменения которого имеют одинаковое смысловое значение. Этот сигнал, как известно, у зяблика подвержен сильной географической и индивидуальной изменчивости. Например, на севере Карельского перешейка, помимо зябликов, регулярно издающих типичный дребезжащий свист («трю» или «рюм»), встречаются особи, у которых этот же сигнал звучит как «фюить»— почти неотличимо от крика беспокойства горихвостки. Доказательством того, что этот позыв является вариацией обыкновенного рюмения зяблика и отражает то же самое физиологическое его состояние, может служить следующее наблюдение: один и тот же зяблик, находясь в сильном волнении, иногда попеременно издает оба варианта сигнала.

           Весьма изменчива и видовая песня птиц. Помимо того, что она меняется географически, она очень сильно варьирует и индивидуально. На это указывали все орнитологи, изучавшие пение зяблика или дрозда-белобровика. У этих видов разные варианты песни часто воспроизводятся одной и той же особью. Каждый может наблюдать это явление, если в продолжение некоторого времени последит за поющим самцом зяблика: иногда он двадцать раз подряд споет одну вариацию, а потом несколько раз повторит вторую и т. д. И вариации эти отличаются одна от другой как разные по звучанию фразы, имеющие один и тот же смысл. С помощью магнитофона и сонографа у некоторых воробьиных птиц удавалось получить сотни сонограмм, иллюстрирующих множественные изменения видовой песни в разных ее частях. Невозможно представить, чтобы все они имели самостоятельное биологическое значение.

          В то же время самые незначительные  индивидуальные уклонения в характере  голоса, даже неразличимые на  наш слух, если они постоянны,  могут служить для птиц источником  полезной информации. Они как бы маркируют отдельных особей, помогая им узнавать друг друга, сохранять постоянство пар, поддерживать контакты между членами семьи и т. п. Например, птенцы чаек, живущие в общей колонии, среди множества других птиц каким-то образом издали узнают своих родителей, подлетающих к ним с кормом. По всей видимости, они различают их, так же как и родители своих птенцов, по индивидуальным особенностям голоса.

          Голос птицы — зеркало ее  физиологического состояния. Выражая  звуком то или иное состояние, птица соответственно возбуждает и других особей своего вида. Тем самым она непреднамеренно информирует их о причине своего возбуждения. Именно таким образом птицы и сообщают друг другу о том, что случилось в лесу. В этом, собственно, и заключается механизм действия так называемого птичьего языка — языка сигналов.

          У тех птиц, голоса которых  специально изучали в природных  и лабораторных условиях, например  у большой синицы, серой славки  или зяблика, исследователям не  удавалось пока что выявить  более двадцати—двадцати пяти голосовых реакций, различных по звучанию и имеющих самостоятельное значение. Было установлено, что, помимо весеннего пения, у птиц существуют крики страха и угрозы, тревожные крики и сигналы, предупреждающие об опасности птенцов, сигналы нахождения пищи, различные брачные и призывные крики и т. п. В дальнейшем мы увидим, что голоса, которыми птицы перекликаются на близком и далеком расстояниях, тоже могут быть разными. Наблюдая даже за обыкновенным домашним петухом, можно убедиться в наличии у него двух сигналов опасности: наземной и воздушной тревоги, предупреждающих стадо кур о возможности нападения хищника с земли или с воздуха.

        Однако, характер подачи сигнала  у птиц различен, поэтому каждый  вид требует отдельного изучения. На основе уже проделанных работ по сравнению были выявлены существенные отличия в  «словарном запасе» птиц. Например, некоторые виды обладают богатым звуковым разнообразием в то время, как у других оно отсутствует. Есть виды, у которых преобладают специализированные сигналы, но у некоторых эволюция голоса пошла по пути эмоционального модулирования основного призывного крика.                  Карканье серой вороны, подобно лаю собаки, при сравнительно небольших отклонениях в интенсивности и характере звука может отражать ее разное физиологическое состояние и соответственно по-разному восприниматься. В то же время большое значение имеют и условия, при которых подается сигнал. Когда самец вороны выманивает из гнезда самку, он, подлетая к гнезду, каркает самым обычным образом, и карканье его в данной ситуации обращает внимание самки на то, что ей пора слететь с гнезда. У других же птиц для этой цели существует специальный сигнал, используемый только для данного случая. Например, черный дятел (желна) вызывает из дупла самку совершенно особым звуком, напоминающим скорее крик галки «гьяк-гьяк-гьяк», чем голос дятла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Эволюция  голоса у птиц

          Видовые особенности голосовой  сигнализации возникли в процессе  эволюции постепенно, как и всякое другое приспособление вида к условиям существования. Вряд ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что птицы не всегда пели так, как они поют сейчас. Песня и другие звуки, издаваемые «птицами, с течением времени видоизменялись, и общая система звукового общения усложнялась и совершенствовалась. Какие мотивы птицы высвистывали в минувшие геологические эпохи, узнать невозможно. Палеонтология не располагает отпечатками птичьих напевов. Таким образом, об эволюции птичьего голоса мы можем судить лишь на основании косвенных показателей и в самых общих чертах.

          Большое значение в этом отношении  имеет знание того, как изменяется  голос птенца по мере превращения  его во взрослую птицу. Индивидуальное  развитие организма, как известно, может повторять основные этапы исторического процесса. Наблюдения показывают, что возрастные изменения голоса у птиц возникают в строго определенной последовательности. Один из наиболее ранних сигналов, которым птенец заявляет о себе, когда он голоден, находится в одиночестве или когда ему холодно,— это его птенцовый призывный крик, который с возрастом преобразуется в основной видовой призывный крик. Можно предположить, что этот сигнал и является наиболее древним.

          Некоторое представление о характере  эволюции голоса птиц можно также получить, оценивая, насколько совершеннее голосовая сигнализация птиц по сравнению со звуковыми реакциями более низко организованных наземных позвоночных.

          Если для сравнения взять земноводных,  то можно увидеть, что они  обладают только лишь несложными, однозначными звуками, которые используют в брачный период для обнаружения и распознавания особей своего вида противоположного пола. Но звуки страха и тревоги им тоже не чужды.

          Вполне закономерно предположить, что на заре становления класса птиц, в отдаленную юрскую эпоху (150 миллионов лет назад), функция голоса у птиц тоже была ограниченной и служила в основном целям обнаружения особей другого пола в период размножения. По мере совершенствования полета и увеличения подвижности птиц значение голоса в их жизни стало возрастать.

         Расширение функции голоса шло,  с одной стороны, в направлении  использования одного и того  же видового призывного крика  и некоторых других сигналов  в разных ситуациях и, с другой  —по пути возникновения разнообразных звуковых сигналов более узкого, иногда сугубо специального, назначения. У разных видов сигналы этих категорий часто представлены в различных комбинациях, а в пределах вида они бывают видоизменены в зависимости от пола и возраста. Поэтому сопоставлять язык видов нужно не по одному какому-нибудь их сигналу, а с учетом всей совокупности характерных для каждого вида звуков. Классифицируя голоса птиц, это необходимо учитывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы  классификации голосов

           Коллекционирование голосов птиц не будет иметь смысла, если не придерживаться определенной их классификации. Сравнивать можно лишь сопоставимое, то есть голоса, выражающие одинаковые состояния птиц. Поэтому в основу классификации должен быть положен функциональный признак. Однако этот принцип систематизации звуков не столь прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что значение многих голосовых реакций остается для нас еще неясным и, для того чтобы определить их функцию, требуются тщательные наблюдения за птицами в природе. Кроме того, многие звуки разными людьми истолковываются по-разному. Поэтому до сих пор и не существует единой, общепризнанной системы голосов птиц, построенной по смысловому признаку.

Информация о работе Биологическое значение пения птиц