Экологические права и обязанности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 21:59, реферат

Краткое описание

Отдельно можно выделить права и обязанности граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.
Главной целью и задачей работы является исследование экологических прав и обязанностей граждан РФ.
В ходе исследования, используется метод сравнительного анализа, а также результаты изучения специальной литературы и законодательства.

Содержание

Введение
Основная часть. Экологические права и обязанности граждан РФ
1. Экологические права граждан РФ
2. Экологические обязанности граждан РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экология.rtf

— 145.25 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации судебной практики по подобного рода делам очень мало, если не сказать, что она отсутствует вовсе. Хотя оснований для предъявления подобных исков достаточно.

Без надлежащего экологического образования граждан реализация данного права не будет иметь широкого распространения. Кроме того, возникает масса вопросов, к кому предъявлять исковые требования и из каких источников будут оплачены суммы выплачиваемых ущербов; будут ли это хозяйствующие субъекты, реально причинившие вред как окружающей среде, так и гражданам, либо соответствующие государственные органы, в обязанности которых входят как устранение последствий причиненного окружающей среде вреда, приостановка соответствующей хозяйственной деятельности, негативно влияющей на экологическую обстановку, так и привлечение виновных лиц к ответственности.

Кроме того, определение объема и размера вреда также задача не из простых, тем более если учесть отсутствие соответствующих методик по определению объема и размера вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Совершенно справедливо отмечено в Указе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", что необходимо предусмотреть основные направления деятельности, а именно:

- создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

- развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно - оздоровительного назначения;

- улучшение качества продуктов питания;

- обеспечение населения качественной питьевой водой;

- предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

- обеспечение радиационной безопасности населения;

- предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

- экологическое воспитание и образование населения;

- выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров;

- преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий и др.

Эта деятельность должна осуществляться в целях как реализации конституционных прав граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, так и в целях преодоления обострившихся противоречий между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов и ландшафтов.

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, утвержденная резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г., определила: "Мы не должны жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей".

 

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ

 

В соответствии со ст.11 Закона "Об охране окружающей среды" граждане РФ обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

Сохранение среды обитания человека имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений. Поэтому обязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основных, конституционных. Закрепление данной обязанности на самом высоком правовом уровне одновременно выступает гарантией конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, которое является основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с законом, являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно - оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В целях охраны природы и окружающей среды каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями закона о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; о сочетании экологических и экономических интересов; рациональном использовании природных ресурсов; соблюдении требований природоохранного законодательства.

Нормы об охране природной среды и рациональном использовании природных ресурсов содержатся и в иных законодательных актах: Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ от 21.02.1992 г. N 2395 - 1 "О недрах" (ред. от 29.05.02), Федеральном законе от 04.05.1999 г. N 96 - ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; Федеральном законе от 24.06.1998 г. N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 10.01.03); Федеральном законе от 09.01.1996 г. N 3 - ФЗ "О радиационной безопасности населения"; Федеральном законе от 14.03. 1995 г. N 33 - ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (ред. от 30.12.01); Федеральном законе от 23.02.1995 г. N 26 - ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно -оздоровительных местностях и курортах"; Федеральном законе от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 10.01.03); Федеральном законе от 23.11.1995 г. N 174 - ФЗ "Об экологической экспертизе" (ред. от 15.04.98) и некоторых др.

Одним из принципов экологического законодательства, установленных в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и экологического законодательства.

Важность борьбы с такими нарушениями обусловила включение в Уголовный кодекс РФ целой главы (26) об экологических преступлениях. Уголовная ответственность предусматривается за 14 видов преступлений, среди которых нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

Соответствующая глава содержится и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст.ст.8.1 - 8.40 КоАП). Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования наступает за сокрытие или искажение экологической информации, порчу земель, нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.

Гражданское законодательство предусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологического вреда. Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природным объектам. При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный природным объектам, возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнением договорных обязательств, он исчисляется в соответствии с гражданским законодательством и условиями договора. Гражданским законодательством охраняется также право собственности на природные ресурсы.

Материальная ответственность за экологические правонарушения по нормам трудового законодательства наступает в отношении должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружающей природной среды или рациональному использованию природных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативно - правовым актом, коллективным или трудовым договором.

За экологические правонарушения могут применяться и такие виды ответственности, как лишение или приостановление права природопользования, изъятие нерационально используемого земельного участка, ограничение права природопользования, возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Экологические права и обязанности граждан РФ закреплены в Конституции РФ, а также Законе "Об охране окружающей среды" и иных законах, касающихся отдельных объектов окружающей среды (водные ресурсы, земля, атмосферный воздух, недра, леса).

. Основные экологические права граждан РФ:

- каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде;

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Экологические обязанности граждан РФ:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. - 1993. 25 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195 - ФЗ (с изм. и доп. на 2006 г.) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.

3. Уголовный кодекс РФ. - М.: Юрайт, 2005 г.

4. Земельный кодекс РФ. - М.: Юрайт, 2005 г.

5. Водный кодекс РФ. - М.: Юрайт, 2005 г.

6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" // СПС "Гарант"

7. Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395 - 1 "О недрах" (ред. от 29.05.02) // СПС "Гарант".

8. Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96 - ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // СПС "Гарант"

9. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 10.01.03) // СПС "Гарант"

10. Федеральный закон от 09.01.1996 г. N 3 - ФЗ "О радиационной безопасности населения" // СПС "Гарант"

11. Федеральный закон от 14.03. 1995 г. N 33 - ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (ред. от 30.12.01) // СПС "Гарант"

12. Федеральный закон от 23.02.1995 г. N 26 - ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах" // СПС "Гарант"

13. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 10.01.03) // СПС "Гарант"

14. Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174 - ФЗ "Об экологической экспертизе" (ред. от 15.04.98) // СПС "Гарант"

Информация о работе Экологические права и обязанности граждан