Ценообразование на факторы производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Ценовой механизм - это инструмент уравновешения спроса и предложения, связывающий возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца). В то же время ценовой механизм выполняет очень важную социально - экономическую функцию, оказывая влияние на структуру и объем потребления благ, услуг и потребительский бюджет.
В ценовом механизме выделяют две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценовой механизм.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Ценообразование на факторы производства.

1. Понятие ценового  механизма

Ценовой механизм - это инструмент уравновешения спроса и предложения, связывающий возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца). В то же время ценовой механизм выполняет очень важную социально - экономическую функцию, оказывая влияние на структуру и объем потребления благ, услуг и потребительский бюджет.

В ценовом механизме выделяют две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Ценообразование, собственно, и предопределяет величину цены. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Ценовой механизм обслуживает процесс реализации продукции (работ, услуг) предприятием. От уровня цен зависит не только потребительский спрос на продукцию, но и её рентабельность.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.

Различают две основные системы ценообразования:

  • рыночное - на основе взаимодействия спроса и предложения;
  • централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

При затратном ценообразовании в основу формирования цены кладутся издержки производства и обращения.

Высокая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

 

2. Особенности  ценообразования на рынке труда. Рынок труда – это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предлагает: свободу предложения труда, свободу спроса на труд, свободное колебание заработной платы.

Труд является не только потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью. Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а, следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться.

Со становлением рыночной экономики вместе с другими ее атрибутами складывается рынок труда.

Судьба продавцов труда, как и всех остальных товаровладельцев, зависит от спроса и предложения на этот товар.

Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от рынков других ресурсов.

● Во-первых, спрос на рынке труда, является производным спросом, т.е. производным от тех готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данного труда. Труд как ресурс удовлетворяет потребности покупателя не прямо, а через производство товаров и услуг. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида и уровнем цен на продукты, в производстве которых он используется.

● Во-вторых, рынков труда, строго говоря, существует много, ибо предлагается труд работников разных специальностей и в разных местностях. Например, на рынке труда учителей английского языка в Минске и рынке шахтеров в Солигорске действуют совершенно разные продавцы и покупатели, поэтому складываются совершенно разные условия сделок.

● В-третьих, специфичность самого товара, реализуемого на рынке труда. Носитель труда представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду, но и целым рядом других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями и т.д. Это обстоятельство значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда.

С другой стороны, и работодатели подходят к найму не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивают коммуникабельность (способность к совместной работе, общительность работника), его способность к переобучению, трудовой мобильности и т.п.

● В-четвертых, острота противоречий между продавцами и покупателями, т.е. между наемными работниками и предпринимателями. Такие противоречия в рыночной экономике существуют всегда и везде: продавцы, чем бы они ни торговали, хотят продать подороже, а покупатели – купить подешевле. Однако при купле-продаже обычных товаров покупатели при слишком высокой цене на товар могут поискать других продавцов, где цены ниже, или вовсе отказаться от покупки данного товара, заменив его другим товаром-субститутом. Продавцы также могут при резком падении цен на товар отказаться от продажи своих товаров на данном рынке или придержать их для более поздней реализации, или сократить их производство и за счет этого расширить производство других товаров.

В совершенно ином положении находятся продавцы товара «труд». Как правило, это товар – единственный, которым они располагают для продажи. Если наниматели предложат рабочим низкую заработную плату, то последние будут не в состоянии прокормить свои семьи. Ситуация окажется еще худшей если, работник вовсе не найдет работы. Не продав свой товар, работник не сможет купить жизненно необходимые ему потребительские товары и услуги.

● В-пятых, последствия сделки о найме труда. При покупке труда покупатель взамен на заработную плату не просто требует от продавца исполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на все время найма, а продавец труда становится его подчиненным. При этом наниматель имеет реальную власть над нанятым работником, чего не происходит при продаже любой другой услуги. Отношения власти порождают соответствующие противоречия.

Труд имеет не только экономическую ценность, выступая важнейшим фактором, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества. Труд имеет также и социальную ценность, так как является источником дохода для своего носителя и определяет социальный статус человека в обществе.

 

 

3. Особенности  ценообразования на рынке земли

Природные ресурсы – это часть естественной природы, которая используется или может быть использована обществом для удовлетворения своих потребностей. Будучи вовлеченными в хозяйственный оборот, они выступают одним из факторов производства. Такие ресурсы называются экономическими или функционирующими. Экономические ресурсы могут быть возобновляемыми и не возобновляемыми.

 

Наиболее важными для жизнедеятельности человека экономическим природным ресурсом  является земля, на которой осуществляется всякого рода деятельность человека. Фактор «земля» обычно охватывает все природные факторы, предложение которых фиксировано и не может быть увеличено или уменьшено при росте или падении цен.

Земля существенно отличается от других ресурсов тем, что:

  • она не является продуктом труда и поэтому не имеет издержек производства;
  • площадь ее ограничена, фиксирована, включая площадь угодий, пригодных к использованию;
  • она не может быть произвольно увеличена.

Ограниченность земли порождает монополию ее присвоения отдельными социальными структурами: обществом, государством, частными или акционерными владельцами. При этом в условиях товарно-денежных отношений собственник земли получает доход от владения данными факторами производства в виде ренты (рента – это доход, не связанный с предпринимательской деятельностью). Экономическая рента – это рыночная цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничено. Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов, их фиксированное количество отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли. Как и на все иные экономические ресурсы, спрос на землю является производным: он определяется спросом на конечные продукты сельского хозяйства. Кривая спроса на землю (как и на другие факторы производства) выступает в форме понижающейся кривой, так как при всех условиях спрос увеличивается с понижением цены и, наоборот, уменьшается с ее возрастанием (рис. 5).

Рис. 5. Определение земельной ренты.

 

S

 

S

 

D

 

D

 

D1

 

D1

 

D2

 

D2

 

Qз(га)

 

P(R)

 

R2

 

R3

 

R4

 

E

102

 

Поскольку предложение земли, где бы она ни использовалась, всегда абсолютно неэластично, то кривая предложения (SS) изображается прямой, перпендикулярной к оси абсцисс, т.е. вертикальной линией. Фиксированный ха-рактер предложения земли означает, что спрос на нее выступает единствен-ным действенным фактором, определяющим земельную ренту (предложение здесь – пассивно). В свою очередь, спрос на землю зависит от цены той про-дукции, которая выращена на этой земле, и производительности земли. Она зависит не только от естественного плодородия земли, но и частично от коли-чества и качества ресурсов, в сочетании с которыми используется земля, и це-ны на данные ресурсы.

Спрос на землю (DD) определяется величиной земельной ренты (R) и размером предельного продукта земли в денежной форме. Согласно закону убывающей доходности, предельный продукт земли уменьшается с увеличени-ем применяемого его количества при неизменности всех других факторов про-изводства.

Равновесная величина земельной ренты (R2) предполагает равенство величин спроса на землю и ее предложения. Она находится в точке пересече-ния кривых спроса и предложения (Е). Поэтому рента имеет тенденцию коле-баться вокруг этой равновесной точки. Если бы земельная рента была меньше равновесной точки (R2) и опустилась до R1, то спрос на землю со стороны арендаторов превысил бы предложение. Возникшая в силу этого конкуренция между арендаторами позволила бы землевладельцам увеличить размер ренты.

Когда рента оказывается выше точки равновесия (точка R3), то спрос на землю уменьшается и, следовательно, часть земли не будет использоваться. Это заставляет земельных собственников понижать ренту до тех пор, пока она не снизится до точки равновесия спроса и предложения (Е).

Спрос на землю зависит от спроса на продукты, которые на ней произ-водятся. Изменение спроса на эти продукты вызывает собственно изменение цен на них, а, следовательно, и размеры денежного дохода от предельного продукта земли. Это приводит к сдвигу кривой спроса на землю вправо или влево, что и определяет динамику земельной ренты, так как предложение зем-ли неизменно.

При увеличении спроса на продукт земли кривая спроса сдвигается вправо (с DD до D1D1), что увеличивает ренту с R2 до R3 (рис. 5). Уменьшение спроса на продукт земли приведет к падению спроса на нее (с DD до D2D2) и уменьшению ренты с R2 до R1.

Изменение величины экономической ренты не будет оказывать никакого влияния на предложение земли: количество имеющейся земли просто не под-дается увеличению. При изменении спроса на землю значительное влияние оказывает эффект цен. Если спрос на землю равен нулю, то земельная рента равна нулю.

Необходимо различать понятия «рента» (цена за использование земли) и «цена земли» (цена, по которой она покупается и продается). Размер ренты с экономической точки зрения определяется спросом и предложением земли как фактора производства. Рыночная цена земли представляет собой так назы-ваемую капитализированную ренту и равна сумме будущих арендных плате-жей, которую мог бы получить владелец земельного участка, сдавая его в аренду.

103

Цена земли находится в прямой пропорциональной зависимости от ве-личины земельной ренты и обратной зависимости от нормы ссудного процента на момент купли-продажи. Цена земли определяется такой суммой денег, кото-рая, будучи положенной в банк, при существующей норме ссудного процента будет приносить доход, равный земельной ренте, получаемой с этого участка земли. Покупка земли поэтому есть покупка того дохода, который приносит земля, т.е. покупка ренты.

Цена земли исчисляется по формуле:

%100)()(×=iпроцентанормаRРентаземлиЦена.

Например, от сдачи земли в аренду можно за год получить 1000 единиц ренты (R). Норма ссудного процента (i) равна 5%. Тогда цена земли будет рав-на:

..00020%100%5..1000едденедденЦЗ=Ч=

Это означает, что данный участок может быть продан в собственность другому лицу за 20 000 ден. ед.

Земельная рента уплачивается арендатором землевладельцу в форме арендной платы за землю, которая, однако, не тождественна земельной ренте. Земельная рента является платой за пользование землей как таковой. Она бу-дет совпадать с арендной платой лишь в том случае, если сдается земельный участок, на котором отсутствуют какие-либо сооружения. На практике помимо земельной ренты в арендную плату могут входить:

** амортизация основного капитала;

** процент на вложенный в землю капитал;

** вычеты из заработной платы с/х рабочих, а также из прибыли капитали-стов-арендаторов.

 

В этом случае арендная плата количественно будет больше, чем земельная рента.

Поскольку конкретной формой проявления ренты служит арендная пла-та, то цена участка земли с учетом вышесказанного будет определяться как от-ношение арендной платы к величине ссудного процента по формуле:

%. %.100)(×=iпроцентанормаплатаАренднаяземлиЦена

104

 

4. Рынок капиталов. Ссудный капитал и ссудный  процент. В современной экономической теории нет общепризнанного определе-ния капитала, поэтому термин «капитал» имеет много значений:

• он рассматривается как определенный запас материальных благ;

Информация о работе Ценообразование на факторы производства