Государственное регулирование цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.
Исследование обоснованной принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования является актуальным на сегодняшний день.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….4
1.1. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..4
1.2. Причины государственного регулирования экономики…………………….7
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..13
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………13
2.2. Система государственных органов…………………………………………...15
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен и доходов.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  основы государственного регулирования  цен и доходов…………………………………………………………………………………….4

1.1. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..4

1.2. Причины государственного регулирования экономики…………………….7

Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..13

2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………13

2.2. Система государственных органов…………………………………………...15

2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.

Государственное регулирование рынка и цен  – это совокупность мер, принимаемых  правительством в процессе участия  в системе товарно-денежных отношений  и направленных на осуществление  регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Государственное регулирование цен представляет собой воздействие государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Необходимость государственного вмешательства в  процессы ценообразования обусловлена  тем, что свободно функционирующий  рынок не обязательно гарантирует  высокую эффективность экономической  деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используя для  решения экономических задач  регулирующую функцию цены, государство  принимает участие в перераспределении  чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.

Исследование обоснованной принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования является актуальным на сегодняшний день.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы государственного регулирования  цен и доходов

 

 

1.1. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи

 

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении1. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны – практическую и научную. Практический опыт – это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект – систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления [20].

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический  рост;

- полная занятость;

- стабильность  уровня цен и устойчивость  национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие2.

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена  другая важнейшая цель – удовлетворение требований полной занятости. Суть ее – достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность  уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства3.

Решения трех перечисленных целевых задач означают достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия, и создают более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость  и последовательность постановки целей  в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

В настоящее  время российское правительство  исходит из того, что его «сверхзадача»  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема – создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают).

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство  сталкивается с проблемой взаимной противоречивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант – использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Антимонопольная политика – это политика государства, направленная на ограничение и регулирование монополий, слияний и поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий .

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

- Стимулирование предпринимательства;

- Развитие конкурентных начал;

- Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Выделяют два  метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод  регулирования включает меры, устраняющие  или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Антимонопольное регулирование предусматривает  также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

- ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);

- принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);

- принудительную  привязку покупателей к продавцам;

- сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);

- отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;

- различного рода бойкоты.

 

 

1.2. Причины государственного регулирования экономики

 

Обращение к  истории взаимодействия государства  и рыночной экономики позволяет  выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

1. Наличие в  каждой стране общественных и  смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, которые не конкурентные и не исключаемые. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

2. Усиление общественного  характера производства товарных  благ. В результате экономика  становится очень ранимой перед  лицом циклического экономического  развития, особенно в периоды  кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты – население, фирмы, банки – являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами4.

Например, знаем, что население во время кризиса  стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос  и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.

3. Возникновение  отрицательных внешних эффектов  рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений5.

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

Экологические экстерналии обусловлены тем, что  рыночный механизм вынуждает предприятия  снижать издержки производства, в  том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

4. Важным фактором  государственного регулирования  экономики является научно-технический  прогресс (НТП). Реализация многих  достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов