Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрим один из объектов государственного регулирования – цены.

Содержание

Введение
Политика регулирование цен:
Ценовая политика;
Основные направления государственной ценовой политики;
Политика регулирования цен, государственный контроль ценообразования;
Государственное регулирование цен:
Ценовое право;
Наблюдение государства за ценами;
Косвенное влияние государства на цены;
Прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования;
Влияние госсектора;
Вклад негосударственного сектора в процесс регулирования цен;
Прямое государственное регулирование цен:
Определение прямого регулирования цен;
Основные формы прямого регулирования цен;
Чрезмерное государственное регулирование и полный отход от него;
Косвенное государственное регулирование цен
Определение косвенного регулирования цен;
Меры косвенного регулирования цен, их реализация;
Заключение;

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования

Российской  Федерации 

Тюменский Государственный Университет

Филиал  в г. Новый Уренгой 
 
 
 
 
 

Заочное отделение

Контрольная работа

по ценообразованию 
 
 

на тему: Государственное регулирование цен 
 
 
 
 
 

студентки II курса

 «Финансы  и Кредит», ОЗО

Ганченко  Н.В. 
 

Научный руководитель:

Панфилов  С.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Новый  Уренгой

2002 г.

 

      ПЛАН:

      Введение 

  1. Политика регулирование цен:
  1. Ценовая политика;
  1. Основные направления государственной ценовой политики;
  2. Политика регулирования цен, государственный контроль ценообразования;
  1. Государственное регулирование цен:  
  1. Ценовое право;
  2. Наблюдение государства за ценами;
  3. Косвенное влияние государства на цены;
  4. Прямое государственное вмешательство в процесс     ценообразования;
  5. Влияние госсектора;
  6. Вклад негосударственного сектора в процесс регулирования цен;
  1. Прямое государственное регулирование цен:
  1. Определение прямого регулирования цен;
  2. Основные формы прямого регулирования цен;
  3. Чрезмерное государственное регулирование и полный отход от него;
  1. Косвенное государственное регулирование цен
  1. Определение косвенного регулирования цен;
  2. Меры косвенного регулирования цен, их реализация;
  1. Заключение;

      Список  литературы.     

 

ВВЕДЕНИЕ

      Государственное регулирование экономики является необходимым для осуществления  социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле.

      Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

      Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникают проблемы, не разрешаемые автоматически или в отдаленном будущем, но решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

      Основные  объекты государственного регулирования экономики - это:

  • экономический цикл;
  • цены;
  • занятость;
  • денежное обращение и другие.

      Рассмотрим  один из объектов государственного регулирования  – цены.

 

  1. ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

      В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. Опираясь на это положение, Президент совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

      Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение, что проявляется в следующем:

  • она содействует развитию рыночных отношений через создание условий для конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности;
  • служит средством защиты частой, государственной, муниципальной и иных форм собственности;   
  • способствует замедлению  инфляции и смягчению её негативных экономических и социальных последствий.

      Основные  направления государственной ценовой политики в России определены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.95 г. № 221 и Постановлением Правительста РФ от 7.03.95 г. № 239. Самое главное в названных документах – во-первых, последовательное поведение либерализации цен и тарифов. Либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

      Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий злоупотребления в части завышенияч цен и тарифов на свою продукцию и сокращения объёмов производства, необходимо их государственное регулирование.  

      Политика  регулирования цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создании условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

      Государственное регулирование цен и тарифов  на продукцию, товары и услуги локальных, т.е. местых, естественных монополий осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

      Государство не только определяет перечнь продукции, цены на которые подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной  власти, осуществляющие контроль ценообразования. Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций :

  • они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;
  • принимают решения о финансовых санкциях и взысканиях сумм штрафов в установленном размере;
  • в ходе проверки или после неё дают предписания, обязательные для исполнения, об устранения нарушений порядка применения цен и тарифов;
  • привлекают к административной ответственности в виде предпреждения или штрафа руководителей предприятия, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

      Проверяемые обязаны представить всю необходимую  информацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные органами, осуществляющие контроль за соблюдением порядка применения цен, не подлежат разглашению.

      При выявлении нарушений порядка  применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объём реализованной продукции.

      При самостоятельном выявлении несоблюдения установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет пересчет с потребителями. В случае невозможности такого пересчета предприятие вносит в бюджет сумму разницы между фактичски примененными им ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в пересчете на объём реализованной продукции.

      По  итогам проверки составляются акты проверки, которые являются основанием для  принятия органами контроля решений  о применении финансовых санкций  и взысканий сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафов по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованны предприятиями в суде или арбитражном суде.

 
  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

      Один  из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

      Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания  и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

      Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям  конъюнктурной и структурной  политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования отражается на процессах формирования цен.

      Первая  мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.

      Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.

      Государственные мероприятия по регулированию цен  могут носить законодательный, административный и судебный характер.

      Принятые  парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

        Законопроекты по ценам вносятся  в парламент партийными фракциями  или правительством, а мероприятия  по регулированию цен осуществляют  министерства экономики, финансов  и ЦБ.

      Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.

      Главная цель наблюдения за ценами со стороны  государственных органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Информация о работе Государственное регулирование цен