Виды ценовой дискриминации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Эквивалентность обмена, тем самым нарушается. Ценовая дискриминация не всегда может привести к желаемому, с точки зрения фирмы, результату. Условия, необходимые для проведения эффективной политики ценовой дискриминации включают в себя:
наличие рыночной власти у фирмы, проводящей ценовую дискриминацию (то есть способность фирмы оказывать воздействие на спрос);
возможность фирмы классифицировать потребителей по группам с одинаковыми ценовыми предпочтениями (с одинаковыми денежными оценками предельной полезности товара)

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Ценовая дискриминац.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

• завышение или занижение регулируемых цен;

• завышение или занижение предельных цен.

Ценовая дискриминация. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель (например, в зависимости от закупаемого количества товара), так и разные покупатели. Несколько законов имеют отношение к ценовой дискриминации. Федеральный закон «О естественных монополиях»: «Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей» (ст. 6).

Таким образом, в некоторых случаях государство обязывает использовать ценовую дискриминацию третьей степени, поскольку иначе фирма-монополист или совокупность фирм при совершенной конкуренции просто не обслуживали бы данный спрос. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»: «государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления» (ст. 2 «Сущность государственного регулирования тарифов», п. 10). Государство вводит ценовую дискриминацию З-й степени для социальной поддержки населения. Федеральный закон «О защите конкуренции»: «Запрещаются... экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара» (ст. 10, п. 1, подп. 5). Эта статья противодействует использованию двухчастного тарифа при стратегии ценовой дискриминации 2-й степени, так как фактически запрещает продажу различного количества товара по разным условиям. Федеральный закон «О естественных монополиях»: «Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства» (ст. 8 «Обязанности субъектов естественных монополий», п. З). Федеральный закон «О защите конкуренции»: «Запрещается... экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом» (ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» п. 1, подп. 6). Таким образом, законодательно ценовая дискриминация запрещается за исключением тех случаев, которые разрешены государством.

Ценовая дискриминация первой степени запрещается Законом «О защите конкуренции». Совершенная дискриминация предполагает назначение разной цены на товар для разных потребителей, а именно: каждому потребителю назначается та максимальная цена, которую он готов заплатить. А такой способ ценообразования строго запрещается «экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом». Кроме того, п. 8 этой же статьи запрещается «создание дискриминационных условий». Последние определяются в п. 8 ст. 4 гл. 1 как «условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами». Когда фирма-монополия проводит ценовую дискриминацию первой степени, она ставит в неравное положение тех потребителей, которые должны платить высокую цену, по сравнению с теми, которые платят низкую. Именно поэтому такая ценовая стратегия запрещается законодательством, ибо ведет к падению общественного благосостояния, что можно проследить по изменению потребительского излишка. Практикующий совершенную ценовую дискриминацию монополист присваивает себе весь потребительский излишек, который в случае простой, не дискриминирующей монополии остался бы за покупателем. Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение разных цен единицы товара при покупке разного его количества. В данном случае фирма — хозяйствующий субъект предлагает целый набор тарифов, и потребитель сам выбирает тариф, в зависимости от количества товара, которое он желает приобрести. Таким образом, применяя ценовую дискриминацию второй степени, фирма-монополист действует в рамках закона. Она предлагает всем и каждому одну и туже структуру цен, предоставляя самому покупателю выбрать величину покупки и (или) ее специфические условия, не нарушал п. б ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции». То, что государство позволяет использовать ценовую дискриминацию второй степени, можно объяснить тем, что она в некотором отношении улучшает благосостояние потребителей. Такого рода механизмы ценообразования вполне могут быть общественно полезными: не имея возможности проводить ценовую дискриминацию, фирма может посчитать для себя оптимальным продавать продукт только на рынках с высоким спросом. А так она обслуживает и более низкий спрос. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках (третьей степени) означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Хотя ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных слоев населения, некоторые методы, применяемые в ценовой дискриминации, запрещены:

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

создание дискриминационных  условий

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» (Закон «О защите конкуренции», ст. 10, п. 1). Такая дискриминация разрешается Законом в п. 2 ч. 1 ст. 13, в которой допускаются действия, направленные на «получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерны преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок». Действительно, фирма будет устанавливать низкую цену для группы потребителей, чувствительной к цене (менее обеспеченной), и высокую цену для группы потребителей, относительно не чувствительной к ней. Таким путем происходит перераспределение дохода от богатых к бедным. Ценовая дискриминация третьей степени удовлетворяет как большой, так и маленький спрос, ценообразование на взаимосвязанные товары. При взаимосвязанной продаже цена дополняющего товара будет выше, а цена основного товара — ниже, чем при продаже каждого из товаров по отдельности. Требуя от покупателей обязательной покупки дополняющего товара вместе с основным, производитель получает возможность сильно завысить цену дополняющего товара и за счет этого увеличить свою прибыль по сравнению с одиночными продажами. Продажа дополняющего товара при этом будет являться расчетным механизмом. Большее потребление дополняющего товара означает большую ценность основного. Согласно Закону «О защите конкуренции», «действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего

Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27—ЗО настоящего Федерального закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий» (с. 13, п. 1). Данный вид ценообразования допускается законом. Статья 10 запрещает принудительную продажу набора взаимосвязанных товаров, если покупатель в этом не заинтересован: «Запрещается... навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования» (п. 1, подп. 3).

 

3.2Регулирование цены  на импортируемые товары.

 

Стратегии ценообразования — часть основной стратегии предприятия, стратегии его развития. Периодически фирма вынуждена изменять цены на свою продукцию. Ценовая стратегия предприятия может отличаться в зависимости от множества факторов, однако ни в одном случае ни одна фирма в России не вправе преступать положения российского законодательства. При формировании цен предприятие руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Закона РФ от 21 мая 1993 г. Г 5003-1 «0 таможенном тарифе».

В Законе «О таможенном тарифе» в разд. IУ указываются порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию России.  
В соответствии со ст. 19 Закона «о таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

    • не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

— установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

— ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; — существенно не влияют на стоимость товаров;

    • продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
    • любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 19.1 Закона «О таможенном тарифе» могут быть произведены дополнительные начисления;
    • покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей.

При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами, и товары оценены в соответствии с законными условиями.

В таможенную стоимость товаров не включается целый ряд расходов (ст. 19 п. 7 Закона). Также Закон «О таможенном тарифе» указывает целый ряд допустимых доначислений к цене ввозимого товара. Если же таможенная стоимость товаров не может быть определена, стоимостью товаров является стоимость сделки с идентичными товарами; в случае, если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными товарами, применяется самая низкая из них. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что назначение в рамках ценовой политики фирмы цен, превышающих возможные по закону цены, грозит применением санкций в отношении фирмы, если это превышение не обоснованно. Фирма не может продавать наборы благ, формируя цену на них исходя из величины излишка потребителя. Перед фирмой стоит обязанность подчиняться закону, защищающему в первую очередь благосостояние потребителя.

 

3.3 Сложности государственного  контроля ценовой политики фирм.

 

Впервые государственный запрет ценовой дискриминации был осуществлен в 1911 г. в США против компании «Майлз», которая использовала ценовые войны для удержания доминирующей позиции в отрасли, назначая различные тарифы на железнодорожные перевозки своей продукции для разных категорий потребителей. Уже тогда выявились сложности адекватного государственного регулирования в этой области. Проблема оценки издержек. Разброс в ценах не является ценовой дискриминацией, если связан с различиями в издержках производства, сбыта или поставок товара для разных клиентов. доказательство выявления и показа различия в издержках ложатся дополнительным бременем на продавцов, что не стимулирует фирмы снижать затраты и даже наоборот подвергает компании соблазну допустить такие различия в расходах, которые не вызваны производственным процессом. Проблема различий в спросе. Назначал цены, фирмы принимают во внимание не только свои затраты, но и величину спроса, в том числе и потенциального объема рынка. Различия в ценах могут быть вызваны тем, что в каком-либо регионе платежеспособные потребители представлены в меньшем количестве по сравнению с другим местом продажи товара. Заставлять фирмы в этих условиях назначать единую цену, игнорируя потребительские особенности, означает подрывать конкурентный механизм как таково Влияние конкурентов. На отдельных рынках цена может оказаться ниже, поскольку там сила конкуренции выше, чем в других областях продаж. В практике антимонопольного регулирования цен принят аргумент добросовестности. Если продавец может продемонстрировать, что более низкая цена на каком-либо рынке назначается только лишь для того, чтобы добросовестно  конкурировать с равно низкой ценой фирмы-конкурента, то такой разброс цен допускается в качестве нормальной практики ценовой конкуренции. Проблема качества товара. Различия в ценах на товары относящиеся к одной и той же продуктовой группе, могут быть вызваны тем, что продукция в действительности не является однородной. Разные цены просто отражают различия качества товара, количества предоставляемых до- и после продажных услуг, степени готовности изделия к потреблению, времени покупки или способа оплаты. Проблема новых соперников. Часто фирмы используют более низкие, по сравнению с имеющимися на рынке, цены для проникновения на новые сегменты, новые сферы или новые отрасли. Новые соперники входят на рынок, предлагая товар по сниженным расценкам. даже если это ценовая дискриминация, подобная стратегия соответствует конкурентному процессу, и вряд ли в данном случае можно говорить о подрыве конкуренции. Более того, запрет на более низкие цены означал бы сокращение числа потенциальных конкурентов — фирм, которые воздержатся от вхождения в отрасль до тех пор, пока цена не будет снижена в целом на большое число товаров и на многих рынках. Проблема брендов. Многие товары предлагаются в самых различных комбинациях, среди которых присутствуют как известные брэнды (продукция под торговой маркой известной фирмы) так и «нефирменные» изделия («просто стиральный порошок», обыкновенный чай», «просто мыло» и т.д.). Бренды и товары без торговой марки, как правило, предлагаются в одних и тех же магазинах (супермаркетах) в одних и тех же отделах и нередко на одних и )с же торговых прилавках. Продажа продукции по единой цене означала бы дискриминацию покупателей небрендированных  товаров. Поскольку фирмы могут продавать свою продукцию и с брендом, и без бренда, запрет ценовой дискриминации позволяет компании назначать в целом более высокую цену за единицу изделия, и те, кто готов был довольствоваться продуктом без торговой марки, но по более низкой цене, не смог бы тогда воспользоваться этим преимуществом.

Информация о работе Виды ценовой дискриминации