Взаимосвязь инфляции и ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:06, лабораторная работа

Краткое описание

Проявлением инфляции является повышение цен, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако следует знать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением на отдельном рынке и такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране

Содержание

1.Инфляция: сущность, причины и виды инфляции. ………………………. 3
2.Темп роста инфляции с 2008 года…………………………………………. 5
3.Цена. Роль и значение цены. Распределительная функция………………. 6
4.Факторы влияющие на цену. Спрос и предложение……………………… 7
5.Взаимосвязь инфляции и цены. Формула Фридмана…………………… .. 9

Вложенные файлы: 1 файл

лабр по ценообр.docx

— 98.43 Кб (Скачать файл)

 

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный университет «МИТСО»

Витебский филиал

 

Факультет экономики  и права

                               Кафедра экономики менеджмента и логистики

 

 

Лабораторная  работа

по теме: «Взаимосвязь инфляции и ценообразования»

    

 

 

 

 

 

 

 

     Выполнил: студент

Кудянова К.Н.

                                                                          группы 966 з                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2013

 

 

 

Содержание:

 

  1. Инфляция: сущность, причины и виды инфляции. ………………………. 3

 

  1. Темп роста инфляции с 2008 года………………………………………….  5

 

  1. Цена. Роль и значение цены. Распределительная функция………………. 6

 

  1. Факторы влияющие на цену. Спрос и предложение……………………… 7

 

  1. Взаимосвязь инфляции и цены. Формула Фридмана…………………… .. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инфляция: сущность, причины и виды инфляции.

 

 

Проявлением инфляции является повышение цен, которое возникает  в связи с длительным неравновесием  на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако следует знать, что рост цен  может быть связан с отсутствием  равновесия между спросом и предложением на отдельном рынке и такой  рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется  в повышении общего уровня цен  в стране. Следовательно, не всякий рост цен вызван инфляционными процессами. Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционным. Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Если в результате землетрясения разрушены дома, то очевиден подъем цен на стройматериалы, и это будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей продукции, но по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

 

Таким образом, инфляция –  это сложное многофакторное явление, которое характеризует нарушение  воспроизводственного процесса, является результатом макроэкономической нестабильности, определенного дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением и присуща экономике, использующей бумажно-денежное обращение.

 

Инфляция – это процесс  переполнения каналов обращения  денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение  денежной единицы и общий длительный рост товарных цен.

 

 

Причины возникновения инфляции чрезвычайно многообразны:

 

1. Отсутствие должного  контроля  за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товаром. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.

 

2. Рост государственного  сектора и вмешательства государства  в экономику. Все это ведет  к несбалансированности государственных  расходов и доходов, которая  выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за  счет займов в Центральном  банке, т.е. неконтролируемой денежной  эмиссии, неизбежно приводит к  росту массы денег в обращении.  Аналогичные последствия может  вызвать и непроизводительное  потребление национального дохода (например, на военные цели или  на осуществление «проектов века»). Военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

 

3. Появление крупных институтов  частной власти в лице крупнейших  фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов  – с другой. Любой монополист  или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, их совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться только вверх.

 

4. Экономика становится  все более сервисно-ориентированной. Производительность труда в сфере услуг при этом растет медленнее, чем в производстве товаров, что, впрочем, не сказывается на оплате труда занятых в ней работников.

 

5. Действие механизмов  индексирования доходов. Последние  существенно меняют принципы  функционирования экономики. Более  высокие цены теперь не удерживают  потребителей от покупок, а  делают их ожидания и позиции  гораздо более агрессивными. Правительство,  руководствуясь благой целью  обеспечения социальной стабильности  и сдерживания рецессии, удовлетворяет  растущие требования маргинальных  слоев общества и тем самым  фактически «смазывает» тормозные  башмаки инфляции.

 

6. Нерациональная структура  экономики. Если в стране значительную  долю производства занимает военно-промышленный  комплекс, то это означает, что  на рынок выходят значительные  денежные суммы, полученные работниками  данной сферы. В то же время  продукция ВПК на внутренний  рынок не поступает, и возникает  несоответствие между спросом  и предложением. Аналогичная ситуация  возникает при неоправданном  увеличении отраслей первого  подразделения.

 

 

Существует два типа инфляции: открытая и подавленная.

 

Открытая инфляция – инфляция в виде роста цен потребительских  товаров и производственных ресурсов. Она разворачивается на рынках, где  действуют свободные цены. Открытая инфляция при неравномерности повышения  цен деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать  на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении равновесия различных рынков.

 

Открытая инфляция может  протекать в различных формах. Это:

1) инфляция спроса;

2) инфляция издержек;

3) структурная инфляция.

 

 

Подавленная инфляция – инфляция, сдерживаемая товарным дефицитом, который  приводит население к вынужденному накоплению денежных средств.

 

В международной практике в зависимости от величины роста  цен принято деление инфляции на следующие виды:

 

• нормальная инфляция –  при темпе инфляции 3-3,5% в год;

 

• умеренная, или ползучая инфляция – при темпе инфляции до 10% в год;

 

• галопирующая инфляция –  при темпе инфляции 20-200% в год;

 

• гиперинфляция – при  темпе инфляции 50% в месяц и  более на протяжении более шести  месяцев. При такой инфляции стоимость  денег падает так быстро, что они  уже не выполняют своих главных  функций, растет бартер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Темп роста инфляции с 2008 года.

 

С 2000 по 2006 год темпы инфляции в Белоруссии снижались.

В 2007—2008 годах произошёл  их рост, в 2009 году — снова снижение, в 2011 году — резкий рост. В 2012 году инфляция стабилизировалась на отметке 21 %.

 

Инфляция в Белоруссии по годам с 2008 г:

 

2008 — 13,3 %

2009 — 10,1 %

2010 — 9,9 %

2011 — 108,7 %

2012 — 21 %

Инфляция в Беларуси на конец 2013 года может составить 15%

 

 

  1. Цена. Роль и значение цены.  Распределительная функция.

 

 

    Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.

Ценой называется количество денег, за которое продается и  покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение  и спрос на товар и устанавливают  цену. Так как цена устанавливается  на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение  и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной  ценой.

 

     В самом общем  виде цена представляет собой  сумму денег, которую покупатель  уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. В условиях рыночной  экономики цена является характеристикой  товара на рынке. В ней концентрируются  такие основные понятия рыночной  экономики, как потребность, запросы,  спрос, предложение и т. д. 

     Цена является  конечным показателем, характеризующим  товар, она в равной степени  учитывает интересы всех участников  процесса товарообмена - производителей  и потребителе.

 

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в  решении таких вопросов, как определение  рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения  объемов инвестиций.

 

 

 

Распределительная функция  цены связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение  национального дохода между отраслями  экономики, регионами, различными формами  собственности, группами населения. В  случае когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в целях развития экономики, допускается введение государственного регулирования цен, а при крайней необходимости и прямое их установление государственными органами.

 

Распределительная функция  заключается в распределении  дохода между производителями и  потребителями. Если цена товара выше его стоимости, то производитель  возмещает свои затраты и получает прибыль, а если ниже то производитель  работает себе в убыток. Потребитель, используя продукцию, также имеет  разную экономическую выгоду.

 

 

Следовательно, распределительная  функция цены отражает направление  распределения - в пользу изготовителя или потребителя. Иными словами, в результате отклонения цен от стоимости  национальный доход перераспределяется между накоплением и потреблением. Задачи перераспределения национального  дохода для определенных экономических, социальных или политических целей  может успешно решать налоговая  система, которая включает налог  на добавленную стоимость, установление акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных  льгот. Поэтому необходимо постепенно освобождать цены от выполнения этой функции и возлагать это на налоговую систему.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы влияющие на цену. Спрос и предложение.

 

 

 

Главными среди факторов являются стоимостные факторы и  факторы соотношения спроса и  предложения.

Для выработки эффективной  ценовой политики фирмы необходим  всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них  являются:

 

• спрос на продукцию;

 

• государственное регулирование  цен;

 

• издержки по производству и реализации продукции;

 

• конкуренция;

 

• другие факторы.

 

Значительное влияние  на цену товара оказывает спрос. Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой товара и спросом на него описывается кривой спроса, показанной на рис.

 

Кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость  между ценой товара и спросом  на него.

 

 

 

 

Если при росте цен  кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется  тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов  продаж. Зависимость между ценой  товара и его предложением показана на рис.

Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке.

 

Спрос на различные товары может быть как эластичным, так  и неэластичным.

     При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее единицы.

     К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и др.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимосвязь инфляции и цены. Формула Фридмана.

 

Для обоснования оптимальной  ценовой политики необходимо рассмотреть  взаимосвязь цен и инфляции. В  целом под инфляцией понимают общий и устойчивый рост цен. В  данном случае имеется в виду не краткосрочное и локальное повышение  цен на отдельных товарных рынках. Когда говорят об инфляции, то имеют  в виду устойчивый рост цен на большинство  товаров, услуг и производственных ресурсов, в том числе и цен  на рабочую силу. Считается, что инфляция оказывает негативное влияние на положение всех экономических субъектов.

Во-первых, обесцениваются результаты труда, уничтожаются сбережения физических и активы юридических лиц. Значительная инфляция разрушает денежную и кредитную  системы страны, способствует оттоку финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции, стимулирует бегство капитала, способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого  финансирования государственного бюджета.

Информация о работе Взаимосвязь инфляции и ценообразования