Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу транспорта в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение форм и методов воздействия государственных финансов на транспортную отрасль в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть структуру транспортной отрасли

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ………………………………………….

4
1.1.
Транспортная отрасль Российской Федерации: структура, особенности, значение……………………………………
4
1.2.
Нормативно-правовая база регулирования транспортной отрасли в России………………………………………………..

6
1.3.
Анализ современного состояния транспортной отрасли в
России……………………………………………………………
9
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ…………...


12
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на транспортную отрасль в Российской Федерации………………………………………………………

12
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на транспортную отрасль в Российской Федерации…………….

18
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….


30
3.1.
Основные проблемы транспортной отрасли в Российской Федерации……………………………………………………….

30
3.2.
Перспективы развития транспортной отрасли в Российской Федерации………………………………………………………

32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работаааааа.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)



 

 

На рис.1 четко видно, что преобладает в рассматриваемой  отрасли автомобильный транспорт, не смотря на спад в 2008 г. На втором месте  по численности идет железнодорожный транспорт, показатели которого в 2010г. восстановились и достигли уровня 2006г. [15]

Статистика количества видов транспорта на 2000 – 2010 годы

Рис.1

 

 

Начиная с 2000 г.,  рост транспортных услуг  в среднем  в год составлял для пассажирских перевозок 6,7 % , для грузовых - 3,8%, при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%. [15]

В январе-августе 2012г. грузооборот транспорта, по предварительным данным, составил 3302,9 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1476,1 млрд., автомобильного - 154,3 млрд., морского - 43,0 млрд., внутреннего водного - 41,0 млрд., воздушного - 3,2 млрд., трубопроводного - 1585,3 млрд.тонно-километров. (табл.1.2) [9 ,15]

 

 

 

 

 

Статистика грузооборота транспорта по каждому виду на 2010-2012 года

Таблица 1.2

 

 

Август

 

В % к

 

 

Январь-август

 

Справочно

 

2012г., млрд.т-км

   

2012г.

       

в % к

       

январю-

   

августу

июлю

августу 

август 2011г. в % к 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь-

   

2011г.

2012г.

2011г.

август

         

2011г.

         

в % к

         

январю-

             

августу 

         

августу

июлю

2010г.

         

2010г.

2011г

 

Грузооборот транспорта

408,6

102,7

100,3

101,7

102

98,2

104,2

в том числе: 

187

105

100,7

105,2

102,7

100

106,1

железнодорожного

             

автомобильного

21,4

108,4

101,2

110,2

111,5

102,2

111,2

морского

5,6

84,5

75,3

83,1

76,9

101,6

76,6

внутреннего водного

11

112,3

112,7

103

108,6

101,5

109,6

воздушного

0,4

95

100

102,4

107,3

96,5

105

транспортная авиация

             

трубопроводного

183,2

100

100,1

98,5

101,1

95,8

103,1




 

 

Вывод: современное состояние  транспорта значительно лучше по сравнению с другими годами, тенденция развития ощутима и с каждым годом растет.

ГЛАВА 2.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

 

2.1 Формы воздействия государственных финансов на экономику транспортной отрасли


 

Существует много мнений различных авторов к определению  форм и методов воздействия государственных  финансов.

А. Г. Грязнова подходила к определению форм и методов следующим образом. Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

Среди финансовых методов  воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные  и налоговые. Каждому объекту  финансового регулирования соответствуют  определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

  • Налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
  • Амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества);
  • Различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях);
  • льготное кредитование и страхование. [1]

М. В. Романовский считал, что финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, принятие финансового законодательства.

Для успешного функционирования механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу, необходимо использовать прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Непосредственное (прямое) влияние на ход процессов оказывается  с помощью взимания прямых общегосударственных налогов.

К опосредованным (косвенным) формам регулирования относится  косвенное государственное налогообложение  и осуществление текущих государственных  расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяют местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий и т.д. [2]

По мнению Глазовой Е.В., государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Государственное регулирование  подразделяется на:

  1. Косвенное
  2. Прямое.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

  1. Установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются нате цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;
  2. Закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством.

В обществе существуют две  формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

Методы государственного регулирования делятся на:

  1. Административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;
  2. Экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;
  3. Морально-политические (убеждение, массовая информация). [5]

По мнению Морозовой  Т. Г. государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

Целью государственного регулирования

является обеспечение  правовой базы функционирования

рыночной системы, установление законных и эффективных

взаимоотношений между  производителями и поставщиками

и потребителями продукции. Государственное регулирование  выступает

главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса

и создает условия  для относительного нивелирования  социального

неравенства населения  страны.

Применяются методы прямого  и косвенного регулирования

экономики.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

• определение стратегических целей развития экономики и

их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

• государственные заказы и контракты на поставки определенных

видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

• нормативные требования к качеству и сертификации технологии

и продукции;

• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску

определенных видов  продукции и т.п.;

• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров,

т.е. внешнеторговых операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических

процессов опираются  в основном на товарно-денежные рычаги,

определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и  воздействуют

на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.

К ним следует отнести:

• налогообложение, уровень  обложения и система налоговых

льгот;

• регулирование цен, их уровней и соотношений;

• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные

льготы;

• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные

курсы и условия обмена валют.

Прямые методы государственного регулирования экономики

не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула

иди опасностью финансового  ущерба и базируются на силе государственной. [3]

Камаев В.Д. считал, что реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. По способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.

Методы прямого воздействия  предполагают такое регулирование  со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание помех рыночному процессу.

Методы косвенного воздействия  проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям.

Административные меры. Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры.

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят: финансовую политику, денежно – кредитную политику, программирование, прогнозирование.

Институциональные меры. Такие действия, связанные с относительно длительно существующим явлением, создают  понятие «институт». Среди вариантов  распространения институциональных  форм в современных условиях отметим:

  • Формирование исполнительных структур государственной власти,     непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;
  • Создание и поддержание объектов государственной собственности, т.е. государственного сектора;
  • Подготовка экономических программ и экономических прогнозов и т.д. [6]

Вывод: применение той  или иной формы зависит от характера  регулируемых отношений, специфики  объектов регулирования и важности регулируемого вопроса. Чаще всего  перечисленные формы используются в совокупности, именно так достигается оптимальное развитие и функционирование отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

Методы воздействия государственных финансов на транспортную отрасль в Российской Федерации.

 


Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Для осуществления регулирования  экономики государство использует административные и экономические формы воздействия.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу транспорта в РФ