Формирование и распределение прибыли на предприятии (на примере ЗАО «ИнфоЛинк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной работы является теоретическое и практическое изучение формирования и использования прибыли предприятия и выработка мероприятий по совершенствованию данного процесса.
Исходя из цели выполненной работы, в ней решались следующие задачи:
- изучение понятия категории «прибыль»;
- рассмотрение факторов, влияющих на величину прибыли;
- рассмотрение прибыли, как показатель деятельности предприятия,
а также методов планирования прибыли;

Содержание

Введение
1. Формирование и использование прибыли на предприятии………..4
1.1 Прибыль предприятия…………………………………………4
1.2 Структура образования прибыли……………………………..8
1.3 Необходимость увеличения прибыли в современных условиях….……………………………………………………..…12
1.4 Порядок формирования и распределения прибыли………..19
1.5 Влияние налоговой политики на прибыль предприятия…..33
2.Анализ показателей формирования и распределения прибыли ЗАО «ИнфоЛинк»………………………………………………….…………36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ИнфоЛинк»………………………………………………………36
2.2 Действующая система распределения прибыли в ЗАО «ИнфоЛинк»………………………………………………………40
2.3 Анализ формирования, распределения и использования прибыли ЗАО «ИнфоЛинк»……………………………………...46
2.3.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
ЗАО «ИнфоЛинк»…………………………………………..47
2.3.2 Анализ распределения и использования чистой прибыли ЗАО «ИнфоЛинк»………………………………..55
2.3.3 Анализ влияния распределения прибыли на финансовое положение ЗАО «ИнфоЛинк»……………….59
2.3.4 Факторный анализ рентабельности ЗАО «ИнфоЛинк»………………………………………………...63
3. Практические рекомендации по совершенствованию распределения прибыли ЗАО «ИнфоЛинк»……………………………………………70
3.1 Рекомендации по совершенствованию распределения прибыли ЗАО «ИнфоЛинк»……………………………………………70
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая прибыль 3 курс ф.и к..doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

 

Как следует из данных таблицы 1.3, в изучаемом периоде  произошли следующие изменения  в структуре прибыли. За 2002 год по сравнению с 2001 годом уменьшилась доля прибыли от реализации товаров (продукции, работ, услуг) на 4,15 %.Уменьшилась доля прибыли от финансово-хозяйственной деятельности.  Увеличилась на 19,97 % доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли).  За 2003 год по сравнению с 2002 годом произошли следующие изменения в структуре прибыли: Увеличилась доля от реализации товаров (продукции, работ, услуг) на 136,9 %, также увеличилась доля от финансово-хозяйственной деятельности на 52,05 %. Уменьшилась доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на 384,89 %.

Следует также отметить, что величина балансовой прибыли  зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в  виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

 

 2.3.2. Анализ распределения и использования чистой прибыли ЗАО «ИнфоЛинк»

 

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия.

 За счет  чистой прибыли выплачиваются  дивиденды акционерам предприятия,  создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала (рисунок 2.5).  В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная  задача анализа распределения и  использования прибыли состоит  в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли  за отчетный год  по сравнению с   прошлым  годом. По результатам анализа  разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Анализ распределения  и использования прибыли проводится в следующем порядке:

  1. дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования  прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом;
  2. проводится факторный анализ образования фондов;
  3. дается оценка эффективности использования фондов  накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.

Так, на ЗАО «ИнфоЛинк» из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы.

Рассмотрим  на примере ЗАО «ИнфоЛинк»  анализ распределения и использования  прибыли.

Резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому  средства на пополнение резервного фонда не направлялись. Принять данные  коэффициенты отчислений в фонды, было решено на собрании учредителей.

Анализируя распределения  чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы  формирования этих фондов. Основным фактором является  1) - чистая прибыль,  2)  коэффициент отчислений прибыли. 

 

 

 

 

Таблица 1.4 - Данные об использовании  чистой прибыли ЗАО «ИнфоЛинк»    

                       

Показатель

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Чистая прибыль, тыс.руб.

1222,3

989,4

-313,0

Распределение чистой прибыли (тыс.руб.):

     

в фонд накопления

305,6

296,8

0,0

в фонд потребления

733,4

494,7

0,0

в фонд социальной сферы

122,2

148,4

0,0

Доля в чистой прибыли, %

     

фонда накопления

25

30

0

фонда потребления

60

50

0

в фонд социальной сферы

10

15

0


 

Рассмотрим в таблице 1.4 влияние факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли) на отчисления в фонды.

Изменение отчислений в  фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно  рассчитать по формуле:

 

,

где  ΔФ (П) - приращение фонда за счет изменения чистой прибыли; 

ΔПч – приращение суммы чистой прибыли; 

К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

 

ΔФн (П)  = (989,4-1222,3) ∙ 25%= -58,3  – фонд накопления

ΔФп (П)  = (989,4-1222,3)∙ 60%= -139,8 – фонд потребления

ΔФс (П)  = (989,4-1222,3)∙ 10%= -23,3   – фонд социальной сферы.

 

Для этого прирост  чистой прибыли за счет каждого фактора  умножаем на базисный (2001г.) коэффициент  отчислений в соответствующий фонд.

На размер отчислений в фонды оказывают влияние  и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния  рассчитывается по формуле:

 

 где ΔФн (К) – приращение фонда от изменения коэффициента   отчислений;

К1 , К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в                фонды;

Пч1 – чистая прибыль за отчетный период. 

 

ΔФн (К) = (0,30-0,25) · 989,4 = +49,5 – фонд накопления

ΔФп (К) = (0,50-0,60) · 989,4 = -98,9  – фонд потребления

ΔФс (К) = (0,15-0,10) · 989,4 = +49,5 – фонд социальной сферы

 

Таблица 1.5 - Расчет влияния  факторов  (суммы чистой прибыли  и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды ЗАО «Инфо-Линк»                                       

 

Вид    фонда

Сумма распределяемой прибыли (тыс.руб.)

Доля отчислений

(%)

Сумма отчислений (тыс. руб.)

Отклонение

2002г.-2001г. (тыс.руб)

Всего

в том числе

 за счет

 

2001г.

2002г.

2001г.

2002г.

2001г.

2002г.

 

ЧП

Котч

Накоп-ления

 

1222,3

 

989,4

 

25

 

30

 

305,6

 

296,8

 

-8,8

 

-58,3

 

+49,5

Потреб-ления

 

1222,3

 

989,4

 

60

 

50

 

733,4

 

494,7

 

-238,7

 

-139,8

 

-98,9

Соц.

Сферы

 

1222,3

 

989,4

 

10

 

15

 

122,2

 

148,4

 

+26,2

 

-23,3

 

+49,5


 

Из приведенных расчетов следует, что на увеличение суммы  отчислений в фонд накопления, социальной сферы повлияло увеличение коэффициента отчислений на 49,5 тыс. руб., а на фонд потребления повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 98,9 тыс. руб. За счет  влияния чистой прибыли  отчисления в фонд накопления уменьшились на 58,3, в фонд потребления уменьшились на 139,8  в фонд соц. сферы – 23,3.

 

 

2.3.3 Анализ  влияния распределения прибыли  на финансовое положение ЗАО «ИнфоЛинк»

 

Соотношение использования прибыли  на накопление и потребление, оказывает  влияние на финансовое положение  предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.

Анализ использования  прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись  средства на накопление и потребление.

Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств, которая показывает эффективность использования собственного капитала.

Рентабельность  собственных  средств можно представить как  отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.

 

 

Таблица 1.6 – Рентабельность собственного капитала ЗАО «ИнфоЛинк»

в процентах

2001г.

2002г.

2003г.

162,04

51,61

-19,52


 

Из таблицы 1.6 видно, что  рентабельность собственного капитала за рассматриваемый период неуклонно уменьшалась. В 2001 году она составляла 162,04 %, в 2002 году – 51,61 %, а в 2003 году – уже -19,52 %.

Рентабельность собственных  средств показывает эффективность  использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.

Для достижения высоких  темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.

Рентабельность –  в общем смысле, это отношение  результатов к затратам. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы  увеличения активов.

,

где  Фн – фонд накопления,

СК -  собственный капитал.

 

Таблица 1.7 – Темпы увеличения активов ЗАО «ИнфоЛинк»

в процентах

2001г.

2002г.

Отклонение                    (2002г.-2001г.)

0,41

0,15

-0,26


 

Внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов,   уменьшились по сравнению по сравнению 2002 года с 2001 годом на 26 %. Данные за 2003 год не приводятся, так как в 2003 году фонд накопления не формировался.

Отношение фонда потребления  к размеру собственного капитала составляет уровень потребления.

 

,

 

где Фп – фонд потребления,

      СК –  собственный капитал.

 

Таблица 1.8 – Уровень  потребления ЗАО «ИнфоЛинк»

в процентах

2001г.

2002г.

Отклонение                    (2002г.-2001г.)

0,97

0,26

-0,71


 

Уровень потребления  в 2002 году уменьшился в сравнении  с уровнем потребления 2001 года на 0,71 %. 2003 год не анализируется, так  за этот период фонд потребления не формировался.

Рентабельность собственного капитала падает, внутренние темпы  увеличения активов уменьшаются, уровень потребления так же уменьшается, значит, политика распределения прибыли выбрана не правильно

 В ЗАО «ИнфоЛинк»  большая часть прибыли была  направлена в фонд потребления  и использовалась на выплаты  социального характера.  Однако недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.

Направление средств  в фонд накопления увеличит экономический  потенциал, повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполненных работ  и реализации без увеличения размера заемных средств.

 Таким образом,  ЗАО «ИнфоЛинк» нужно пересмотреть  порядок распределения прибыли,  направляя большую часть на  формирование фонда накопления.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий.

Исходя из состава  имущества предприятия, в которое  вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных  и финансовых операций существует система показателей рентабельности.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли на предприятии (на примере ЗАО «ИнфоЛинк»)