Фонд обязательного социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в исследовании особенностей функционирования Фонда социального страхования в России и поиске перспективных направлений его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
Изучить сущность и структуру Фонда социального страхования в РФ;
Определить источники формирования средств Фонда социального страхования РФ;
Провести анализ основных показателей бюджета Фонда социального страхования и сделать соответствующие выводы по проведенному анализу;
Выявить основные перспективы развития Фонда социального страхования РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Страховыми взносами облагаются4:

  • компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск. Они исключены из необлагаемых сумм;
  • выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;
  • выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
  • стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ;
  • стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам.

Страховые взносы в Фонд социального страхования регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:

  • бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;
  • всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы, как за первую, так и вторую половину месяца;
  • лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;
  • крестьянским хозяйствам с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Законодательство  РФ предусматривает применение к  работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в Фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере5 .

Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20%) , являются базой развития ФСС.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты  заработной платы. Страхователи начисляют  страховые взносы на оплату труда, начисленную  по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования . Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ6.

При перечислении определенного процента средств социального страхования в фонды, эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя каждого страхователя. Неизрасходованные в текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды социального страхования могут получать доходы за счет не только коммерческого управления средствами, но и контрольно-ревизионной деятельности и производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других регрессивных мер7.

При ликвидации юридических лиц - страхователей  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они вносят в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи.

Размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального страхования Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Положение о  порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Средства ФСС  направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда  используются только на целевое финансирование, то есть не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Бюджет Фонда  и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты  региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В бюджет Фонда  социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:

    1. налоговые доходы:

1.1.единый социальный налог – по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ

1.2.доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;

2.неналоговые доходы:

2.1.страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2.2.недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

2.3.доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

2.4.штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

2.5.безвозмездные поступления;

2.6.межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;

2.6.прочие поступления.

Расходы бюджета Фонда  социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСС РФ ЗА 2006-2011 ГГ.

 

2.1. Оценка состояния  бюджета ФСС РФ за 2006-2011 гг.

 

Аналитическая оценка состояния доходных и расходных  статей бюджета Фонда социального  страхования РФ отражает эффективность деятельности данного фонда в условиях развития рыночных отношений.

Данная оценка помогает выявить факторы, которые  могли повлиять на возникновение  отклонений в показателях, а также  определить динамику показателей по периодам с целью более точного  составления прогноза.

Для оценки состояния  бюджета Фонда социального страхования  РФ используем статистические показатели доходов и расходов бюджета ФСС  РФ с официального сайта Министерства Финансов РФ.

Исходные данные представим в виде следующей таблицы:

Таблица 1.

Показатели  бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб.

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы

218,91

295,37

360,48

440,05

463,78

558,59

Расходы

208,15

303,06

379,38

448,50

491,20

497,57

Сальдо

10,76

-7,69

-18,91

-8,45

-27,42

61,03


 

Исходные абсолютные данные доходной и расходной части бюджета также представим в виде следующей диаграммы:

Рис. 1. Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб.

Анализируя  Таблицу 1. и Рис. 1., можно сделать вывод, что в целом наблюдается тенденция к увеличению, как доходной части, так и расходной части бюджета Фонда социального страхования РФ за 2006-2011 гг. Однако, в 2007, 2008, 2009 и 2010 гг. наблюдается превышение расходов над доходами и как следствие отрицательное сальдо, а в 2006 и 2011 гг. мы видим превалирование доходной части над расходной частью бюджета и наличие положительного сальдо.

Используя данные из Таблицы 1., высчитаем темп роста9 для доходной и расходной частей бюджета по следующей формуле:

                                             (1)

где  y1 – уровень ряда динамики, принятый за базу сравнения.

2006 год принимаем  за базисный год.

Сначала рассчитаем темп роста доходов:

Тр2007= (295,37/ 218,91)*100%=139,93%

Тр2008=(360,48/218,91)*100%=164,67%

Тр2009=(440,05/218,91)*100%=201,02%

Тр2010=(463,78/218,91)*100%=211,86%

Тр2011=(558,59/218,91)*100%=255,17%

Аналогично определим  темп роста расходов:

Тр2007= (303,06/ 208,15)*100%=145,60%

Тр2008=(379,38/208,15)*100%=182,62%

Тр2009=(448,50/208,15)*100%=215,47%

Тр2010=(491,20/208,15)*100%=235,98%

Тр2011=(497,57/208,15)*100%=239,04%

Полученные  результаты вычислений представим в виде таблицы.

Таблица 2.

Динамика темпа  роста доходов и расходов бюджета  в %

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Темп роста  доходов

100

139,93

164,67

201,02

211,86

255,17

Темп роста  расходов

100

145,60

182,62

215,47

235,98

239,04


 

На основе данных, представленных в вышерасположенной  таблицы, составим диаграмму изменения  динамики темпа роста доходов  и расходов бюджета ФСС РФ за 2006-2011 гг.

Рис. 2. Динамика темпа роста доходов и расходов бюджета в %

Основываясь на результатах подсчетов, представленных в Таблице 2. и Рис. 2., можно сделать вывод, что общая тенденция изменения расходной и доходной частей бюджета Фонда социального страхования РФ за 2006-2011 гг. сохраняется, то есть динамика изменения темпа роста доходов и темпа роста расходов схожа с динамикой изменения абсолютных показателей бюджета за аналогичный период. Доходы в 2011 году по отношению к 2006 году выросли на 155,17%, а это увеличение примерно в 1,5 раза; расходы в 2011 году по отношению к базису выросли на 139,04%, то есть расходы увеличились в 1,39 раза. Можно прийти к выводу, что темп роста доходов в 2011 году быстрее, чем темп роста расходов. Однако, иная ситуация складывается на временном промежутке с 2007 по 2010 гг., здесь наблюдается следующая тенденция: темп роста расходов в каждом из годов был быстрее, чем темп роста доходов в аналогичных годах.

Последним показателем для  анализа состояния бюджета ФСС  РФ за 2006-2011 гг. рассчитаем темп прироста доходов и расходов по следующей формуле:

Информация о работе Фонд обязательного социального страхования