Анализ рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 07:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт.
Цель предопределила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;
рассмотрение проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт и разработка предложений по совершенствованию системы расчетов, пластиковыми картами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ, ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ…………………………...

5
1.1 Анализ развития рынка пластиковых карт в РФ …………………………..
5
1.2 Зарубежный рынок пластиковых карт……………………………………...
15
1.3 Анализ динамики развития расчетов с помощью банковских пластиковых карт в Российской Федерации…………………………………...

23
1.4 Тенденции развития современного рынка пластиковых карт…………….
29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУРЯТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ 8601 СБЕРБАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ …………….

35
2.1 Анализ деятельности и финансового состояния Бурятского отделения 8601 ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………..

35
2.2. Анализ организации работы с пластиковыми картами в Сбербанке России на примере Бурятского отделения 8601………………………………..

43
2.3. Современное состояние проблем рынка пластиковых карт и перспективы его развития……………………………………………………….

51
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕВОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЛАСТИКОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА ……………………………………………………………………………


56
3.1 Модель расчета доходности зарплатного проекта…………………………
56
3.2 Экономическое обоснование принятия решения…………………………..
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ пластиковые карты.doc

— 3.47 Мб (Скачать файл)

Рисунок 1.4 - Платежные системы дебетовых карт на начало  2011 г.

Спрос на кредитные карты  тоже растет. Популярность данного  банковского продукта эксперты связывают  с кредитным бумом. Население  нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще  и удобнее.

Среди держателей кредитных карт большинство пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная система – MasterCard и MasterCard Standard (18%). Примерные равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%) рисунке 1.5.

Рисунок 1.5 - Платежные системы кредитовых карт на начало 2011 г.

На развитие рынка  пластиковых карт оказывает влияние  культур потребления этих продуктов. В отличии от европейских стран и США, в России большинство потребителей пока еще используют карту для получения заработной платы или стипендии (90%) [24].Доля респондентов, использующих карту для оплаты товаров и услуг в магазинах, составляет 10%, для хранения сбережений – 6% (рис. 1.6).

 

Рисунок 1.6 - Цели использования банковских карт

Наиболее распространенными пластиковыми карточками являются зарплатные карточки, с помощью которых россияне получают заплату, пенсию, стипендию. 90% опрошенных держателей пользуются именно запрлатными карточками.

Каждый десятый россиянин, пользующийся пластиковыми карточками, сообщил, что имеет в своем распоряжении кредитную карту. 7% опрошенных являются держателями дебетовой карточки без овердрафта и 2% - дебетовой карточки с овердрафтом. Подобнее распространенность различных видов пластиковых карточек в 2011 году приставлена на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 - Количество пользователей основными видами пластиковыми картами, % пользователей пластиковыми картами

Большинство держателей пользуются только одной пластиковой  картой. Об этом сообщили 85% опрошенных. Каждый десятый держатель (12%) использует две карточки. У 2 % опрошенных в обращении находиться три карточки, и у 1% - четыре или пять пластиковых карточек. Структура держателей карточек по количеству карточек в обращении в 2011 году представлена на рисунке 1.8.

Рисунок 1.8 - Структура держателей карточек по количеству карточек в пользовании у респондента, % пользователей карточек

Подобная структура  держателей карточек по числу пластиковых  карт в обращении наблюдается  по всем основным видам банковских карточек. Не менее 90% держателей определенного вида карточек используют только одну карту. Подобнее структура держателей карточек по количеству карточек в обращении среди пользователей различными видами карточек представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Структура пользователей карточек на 1 января 2011 год

Количество карточек в обращении

Зарплатная карточка

Кредитная карточка

Дебетовая карточка

Дебетовая карточка с возможностью овердрафта

1 карта

11

98

102

113

2 карты

9

6

12

0

3 карты

2

0

0

0

4 карты

0

4

0

0

         

Таким образом, принимая во внимания значительный темп роста  выпуска карточек (ежегодно около 140%) можно прогнозировать, что через  один-два года на каждого жителя будет приходиться по одной карточке.

Среди держателей карточек подавляющее составляют держатели расчетных (дебетовых) карточек[4]. Кредитными организациями программ потребительского кредитования. Их доля в общем количестве эмитированных карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек, полученных держателями по собственной инициативе, мо прежнему незначительно, то есть подавляющее большинство карточек – это карточки, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов.

Количество кредитных  карточек, выданных, в том числе  в рамках реализации кредитными организациями  программ потребительского кредитования, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 58% и по состоянию на 1 января 2010 года составило более 8,6% от общего количества банковских карточек. Возрастная категория держателей карточек – это населения в возрасте от 25 до 44 лет [31].

Эмиссия предоплатных карт составляет лишь 0,4%. Сегмент их использования  ограничен оплатой мобильной  связи, а так же товаров и услуг, приобретаемых через Интернет.

Рост количества безналичных  платежей с использованием карточек в значительной степени связан с ростом количества операций по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, Интернет-провайдеров, кабельного телевиденья т.п., совершаемых посредством банкоматов и мобильных телефонов.

В тоже время доля платежей, совершаемых с использованием в сети Интернет, незначительна (1,3%), что объясняется, прежде всего, высокой стоимостью интернет-платежей, а также отсутствием доверия держателей карточек к этим платежам из-за высокого уровня мошеннических операций в сети Интернет, связанных с неправомерным получением и использованием персональной информации об их держателях.

Во многом возможность повседневного  использования платежных карточек зависит от инфраструктуры, обслуживающей  данные платежные каточки. На сегодняшний  день более 60% терминалов, импринтеров, установленных в предприятиях торговли (услуг), банкоматов, используемых при оплате товаров (работ и услуг) приходиться на 8 регионов из 79. При этом на Москву и Московскую область приходиться почти 45%. Доля показателей инфраструктуры по регионам представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Доля показателей инфраструктуры (банкоматов, электронных терминалов), количества и объема операций по оплате товаров и услуг по лидирующим регионам на 01.01.2010 г.

Наименование территории

Доля в общем (%)

Показатель инфраструктуры

Количество безналичных операций

Объем безналичных операций

Москва и Московская область

42,8

32,33

63,11

Санкт-Петербург

6,11

6,60

9,14

Тюменская область

2,92

4,00

2,81

Свердловская область

2,86

3,52

2,37

Нижегородская область

2,02

2,78

1,01

Краснодарский край

1,87

1,65

0,91

Республика Башкортостан

1,78

3,18

0,68

Самарская область

1,75

2,69

1,02

Итогам по данным регионам:

61,49

57,74

81,05

       

Инфраструктура обслуживания платежных карточек в основном сосредоточена  в столице региона (более 60%) и в других регионах (менее 30%). Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Поэтому важной задачей является привлечение к обслуживанию новых торгово-сервисных точек, а также расширение функциональных возможностей банкоматов. Причем при расширении количества точек обслуживания необходимо в первую очередь исходить из принципа «шаговой» доступности, повышая возможности применения карточек в точек повседневного обслуживания.

Прослеживается и ряд  положительных аспектов развития региональной составляющей карточной индустрии. В ряде регионов, таких как Челябинская область, Омская область, Удмурская Республика, и других развитие потребительского кредитования, появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т.п., способствовало увеличению темпов роста количества безналичных операций.

Не секрет, что основная масса выпущенных карточек в России приходиться на так называемые зарплатные проекты. Лидерство в этом сегменте бесспорно за Сбербанком – почти 8 млн штук, выпущенных в 2010 году. В тоже время по традиции, доля «кредиток» в России не велика и по разным оценкам колеблется в районе 5-7% от общего количества. Основная масса, естественно, приходиться на крупные города, прежде всего Москву и Санкт-Петербург, где есть физическая возможность расплатиться при помощи карточки за покупки.

Велико и количество карточек, выпущенных в рамках потребительского кредитования. Лидером данного сегмента является Росбанк – более 848 млн штук выпущено в 2010 году.

По-прежнему самой большой  банкоматной сетью располагает  Сбербанк (17,5 тыс. устройств). В тоже время банки первой десятки имеют банкоматы сети с более чем 1 тыс. устройств [6].

Рынок пластиковых карт в России еще молод, но, начав свое развитие он довольно быстро внедрился в жизнь россиян и завоевал доверие. В современное время  каждый второй гражданин нашей страны имеет пластиковую карту одного или нескольких банков, так что можно сказать , что для развития рынка пластиковых карт у нас созданы все условия, для того, чтобы он продолжал совершенствоваться и совершенствовал оказываемые им услуги, для удовлетворения растущих потребностей граждан.

 

1.2 Зарубежный рынок пластиковых карт

 В конце ХIХ - начале ХХ в. развитие банковской системы привело к рождению пластиковых карт.

Впервые идея использования при  расчетах предоплаченных карт была высказана  в 1880 г. американским экономистом Эдуардом Беллами в работе «Глядя назад». В 1914 г. компанией «Gеnеrаl Реtrоlеum Соrроrаtiоn оf Саlifоrniа» была выпущена первая картонная карта, чье применение было ограничено оплатой нефтепродуктов.

Еще в 1914 г. крупные универмаги в США стали выдавать кредитные  карточки своим клиентам. В 1928 г. был  изобретен прообраз пластиковых  карточек - металлический ярлык, на котором было выдавлено имя и адрес клиента. В 1936 г. появилось первой объединение предприятий, согласившихся кредитовать общих клиентов. Особый успех выпал на долю ресторанной кредитной карточки «Dinеrs Сlub».

Ряд крупных американских банков, оценив успех первооткрывателей, выпустили свои кредитные карточки. Так, начали образовываться платежные системы: банк выпускал карточку и открывал счет клиенту, оборудовался центр, который занимался обслуживанием (процессингом) пластиковых карточек.

Успех использования небумажных платежных средств объясним: они более защищены от подделки, что позволяет их использовать в более широкой сфере расчетов и с большим количеством участников; клиенты видят в них более удобную форму расчетов и позволяют широко использовать кредит в повседневной практике; заинтересованность появляется у торговых точек, которые с согласием принимать, как платежное средство, карточки расширяют круг своих клиентов; с позиций государства использование платежных систем снижает стоимость обслуживание наличной массы, ускоряет оборачиваемость денежной массы.

Третья финансовая революция началась в США, в 1950 году, когда компания «Dinеrs Сlub» ввела в обращение, как средство безналичных расчетов, платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. К 1957г. в США было уже 26 банков-эмитентов, в программах которых участвовало 754 тыс. держателей карточек и около 11 тыс. торговцев. Объем платежей составлял 400 млн. долл. в год.

1 октября 1958 года была выпущена первая карта «Аmеriсаn Ехрrеss». Уже через год эта компания насчитывала 32 000 предприятий и более 475 000 держателей карточек. Главной причиной успеха была уже существовавшая разветвленная международная сеть обслуживания дорожных чеков «Аmеriсаn Ехрrеss» и огромные финансовые средства, позволившие кредитовать клиентов.

На первом этапе развития банки  рассматривали карточки как дополнительную услугу клиентам и не видели тех  огромных потенциальных возможностей, которые открывали карточки в  сфере расчетов и кредитования. Принципиально новый период в развитии карточного бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: «Bаnk оf Аmеriса» и Чейз Манхэттен Бэнк. Это произошло так же в 1958 году.

Чейз Манхэттен Бэнк к концу первого года карточной программы имел 350 000 держателей карточек и привлек 5300 предприятий розничной торговли. К 1960 году объем карточных операций вырос до 25 миллионов долларов. Но одновременно число держателей карточек уменьшилось до 160 000, операционные расходы и не возврат кредитов увеличивались, и программа в целом стала убыточной.

С аналогичными трудностями сталкивались и другие банки. В то же время на северо-востоке США ряд крупных банков испытал неудачи с введением собственных карточек. Причина заключалась в неразвитости сети отдельных банков этого региона, что тормозило развитие операций с частными лицами и препятствовало внедрению карточек в платежный оборот. По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием — локальностью сети обслуживания своих карточек.

Информация о работе Анализ рынка пластиковых карт