Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на термины для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 1 файл

фил. сем. 9, воп. 3. термины - 7,10.docx

— 39.94 Кб (Скачать файл)

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных филос. направлений, которое решает основной  вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное лишь как свойство материи.

МЕХАНИТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - (противоположный материализму диалектическому), отрицающий качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.

СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ — форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме стихий.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛИЗМ- философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания.

ИДЕАЛИЗМ – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – одна из основных разновидностей идеализма, в отл. от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

СУБЪЕКТИВНЫЙ  ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

Семинарское занятие 8.

Немецкая классическая философия

АПРИОРНОСТЬ (с лат. предшествующий) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.

“ВЕЩЬ В СЕБЕ” - филос. термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (“в себе”), в отличие от того какими они являются “для нас” – в нашем познании. Наличие скрытого смысла вещи, нами неразгаданного.

ОБЪЕКТ - философская категория. Это есть то, на что направлена познавательная или другая деятельность субъекта.

СУБЪЕКТ – тот, кто познает, то есть носитель «разумной души».

ФЕНОМЕН - филос. понятие, означающее: 1)явление, постигаемое в чувств. опыте; 2)объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).

НОУМЕН (от греч. noumenon) - умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном

ИМПЕРАТИВ (лат.  imperativus) — требование, приказ, закон. С появлением кантовской «Критики практического разума» императив — это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОСТЬ – понятие схоластической философии, обозначающее аспекты бытия, которые выходят за пределы ограниченного существования, эмпирического мира.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим.

АБСОЛЮТНЫХ ДУХ – в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию.

 

Семинарское занятие 9.

Марксизм. Прагматизм. Позитивизм. Экзистенциализм. Фрейдизм. Структуализм. (19-20 вв)

ВОЛЮНТАРИЗМ – идеалистическое направление в философии, рассматр. волю в качестве высшего принципа бытия (в отличие от рационализма, интеллектуализма, у которых на первом месте разум, интеллект).

ГЕРМЕНЕВТИКА (с гр. — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения). В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – обозначение идеалистического течений в философии, кот. ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия

ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания (разновидность иррационализма)

ОТЧУЖДЕНИЕ (с нем.) — одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного "подлинного Я". Это особая форма взаимоотношений человека с окружающим его миром.

ПОЗИТИВИЗМ (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторонностей" материализма и идеализма.

ПРАГМАТИЗМ – субъективно-идеалистическое философское учение. Философия – не размышление о первых началах бытия, а общий метод решения проблем, встающих перед людьми в разл. жизн. ситуациях, в процессе их практич. деят-сти, протекающей в непрерывно меняющемся мире.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (с дат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность.

ПРАКТИКА – материальная, чувственно-предметная деятельность человека.

ФОРМАЦИЯ - общественный строй: первобытно - общинный (первобытный коммунизм), феодализм, капитализм, социализм, коммунизм.

БАЗИС и НАДСТРОЙКА (греч. basis — основание) — основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". 
 
 МАХИЗМ - «критика опыта» -  субъективно-идеалистич. направление в философии и методологии науки, основанное в нач.20 в. Махом и Авенариусом.

НЕОПОЗИТИВИЗМ - философское течение, современная форма позитивизма.

ПОЗИТИВИЗМ (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторонностей" материализма и идеализма.

СТРУКТУАЛИЗМ — направление в философии XX века, как и герменевтика, непосредственно связанное с развитием гуманитарного познания.

ИНТЕНЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет. 

 

 

Семинарское занятие 10.

Русская философия 19-20 вв.

ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений рус. общественной мысли 40-х гг. 19 в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по “западному”, т. е. буржуазному, пути. В середине 40-х гг. в московский кружок 3. входили Герцен, Грановский, Огарев. В. Боткин, Кавелин., Н. Кетчер, Е. Корш и др. Тесную связь с кружком имел Белинский, а также И. Тургенев, П. Анненков, И. Панаев и др.

ВСЕЕДИНСТВО – одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.

КОСМИЗМ – специфическое мировосприятие, умонастроение, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной.

КОСМОС – (греч. kosmos) – понятие древнегреческой философии, в котором выражено представление о мире как упорядоченном, рационально организованном, одушевленном целом. Космос противоположен хаосу как неопределенному, бесформенному состоянию мира. Введен термин Пифагором. Подробно описывается Платоном в «Тимее».

СЛАВЯНОФИЛЫ — направление рус. общественной мысли и философии 1840—1850-х гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать «начала русского просвещения», отличные от «просвещения западного». 

ОБЩИНА – первичная социальная форма первобытнообщинного сторя, сохраняющаяся в течение долгого времени и в классовом обществе.

ЕВРАЗИЙСТВО — социально-философское учение, идейно-политическое движение рус. зарубежья, наиболее активно проявившее себя в 1920-е и 1930-е гг. 

 

 

Субъективный  идеализм И. Г. Фихте 
и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Поставленные  И. Кантом проблемы первым в немецкой 
классической философии попытался решить И. Г. Фихте 
(1762—1814). Фихте ставит перед собой задачу преодолеть 
кантовский дуализм теоретического и практического ра- 
зума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский принцип авто- 
номии воли, согласно которому практический разум сам 
дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное 
начало всей его системы. Из принципа практического ра- 
зума — свободы он стремится вывести и теоретический 
разум — познание природы. Познание в системе Фихте 
представляет собой лишь подчиненный момент единого 
практически-нравственного действия. Таким образом, фи- 
лософская система Фихте строится, прежде всего, на при- 
знании активной практически-деятельной сущности человека. «Все мое мышление должно иметь отношение к мо- 
ей деятельности, оно должно признавать себя средством, 
хотя и отдаленным для этой цели, без этого оно — пустая 
бесцельная игра, трата сил и времени...», — писал он в ра- 
боте «Назначение человека» (СПб., 1905. — С. 72). Исходное понятие системы Фихте—«Я». «Я» утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом 
усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее сущест- 
во. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта, Фихте 
делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бы- 
тия. Он стремится найти общее основание для духовного 
мира «Я» и окружающего человека внешнего мира. Такая 
постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести 
из «Я» существования и все определения «не — Я».

Фихте осознает противоречивость понятия  «вещи в 
себе», с одной стороны, предусматривающей существова- 
ние независимого от сознания объективного мира, а с дру- 
гой — предполагающего отражение этого мира в сознании 
субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В ре- 
зультате, философская система Фихте получает форму 
последовательного субъективного идеализма. По учению 
Фихте, из «чистого Я», трансцендентальной апперцепции 
должна быть выведена не только форма знания, но и все 
его содержание, т. е. естественный мир. А это значит, что 
кантовский трансцендентальный субъект превращается в 
абсолютное начало всего существующего, в «абсолютное 
Я», из деятельности которого, по Фихте, должна быть объ- 
явлена вся полнота реальности; весь окружающий чело- 
века мир — «не — Я».

Фихте подчеркивает приоритет  человеческого субъ- 
ективно-деятельностного начала над природой. Природа, 
по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то дру- 
гого, а именно для того, чтобы создать возможность само- 
реализации «Я». Деятельный субъект «Я», преодолевая 
сопротивление природы, развертывает все свои определе- 
ния, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем 
самым предметная сфера человека отказывается продуктов его деятельности

В конечном счете «Я» осваивает  «не— Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

Такая постановка вопроса потребовала  от Фихте кон- 
кретизировать понятия «Я». С одной стороны, «Я» — это 
конкретный индивид, с присущей ему волей и мышлени- 
ем, а с другой стороны — «Я» -— это человечество в целом, 
т. е. «абсолютное Я». Взаимоотношения индивидуального 
«Я» и «абсолютного Я» характеризует, по Фихте, процесс 
освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное 
и абсолютное «Я» Фихте, то совпадают и отождествляют- 
ся, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпа- 
дений - расхождений составляет основное ядро диалекти- 
ки Фихте, движущей принцип его системы. Идеал всего 
движения, развития состоит в достижении совпадения ин- 
дивидуального и абсолютного « Я ». Однако достижение это- 
го идеала полностью невозможно, ибо привело бы к пре- 
кращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. 
Поэтому вся человеческая история — лишь приближение 
к идеалу.

Перед Фихте также встала проблема, откуда берут- 
ся другие «Я». И он ее решает на основе правового принци- 
па признания «Я», как гражданин государства признает 
существование других «Я». Наличие множества свобод- 
ных индивидов служит, по Фихте, условием возможности 
самого «Я» как разумного свободного существа.

Идеи Фихте развил дальше его  младший современ- 
ник Ф. Шеллинг (1775—1854) В учении Шеллинга преодо- 
левается противопоставление мира природы как мира яв- 
лений, и мира свободы как субъективного деятельностного 
«Я» на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъ- 
екта и объекта, точке «безразличия» их обоих. Однако ос- 
тается задача, как из этого первоначального тождества 
вывести все многообразие определений этого мира. Шел- 
линг рассматривал возникновение таких определений как 
«творческий акт», который, будучи непознаваемым для 
разума, является предметом особого рода иррационально- 
го познания — интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной де- 
ятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна 
всем смертным, а дана только особо одаренным людям, ге- 
ниям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу, — выс- 
шая форма философского творчества и служит тем инст- 
рументом, на основе которого возможно саморазверты- 
вание тождества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"