Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 22 ответа на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

клевы шпоры по философии.docx

— 106.18 Кб (Скачать файл)

1. Мировоззрение: сущность и структура.

Фил. это мировоззренческая наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.

3. Предмет философии

Предметом ф. явл. всеобщ. св-ва и связи (отн-я) дейст-сти - природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Всеобщее - это св-ва, связи, отн-я, присущие как объ. дейст-сти, так и субъ. миру ч-ка. Колич. и кач. опред-сть, структ. и прич.-следств. связи и др. св-ва, связи относятся ко всем сферам дейст-сти: природе, о-ву, сознанию. Предмет ф. необх. отл. от проблем ф. Пр.ф. сущ. объ-вно, незав. от ф. Всеобщ. св-ва и связи (пр-во и время, кол-во и кач-во) сущ-ли, когда ф. еще не было4.Возникновение фил.

4.Древне-Индийская фил., ее черты и особенности.

Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал. Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы ), мудры (низшая бесправная каста). Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодоксальные 1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья) 2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)

Общие черты инд. фил сис-м 1) Фил рассотр, как руководство к жизни 2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм. 3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравственный закон в карму (все что происходит с человеком результат его собственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.) 4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я. 5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье) Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением. Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причины страданий - наши желания; 3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний; Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня). Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.

5.Древне-Китайская фил. Конфуцианство и Даосизм

Основные школы: конфуцианство и даосизм. Конфуции : 551 - 479 г.д.н.э. Основа - соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники. Даосизм : 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао - первопричина мира естественный путь по которому должны следовать все и все в мире. Даосизм проповедует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние чка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто винтик. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству.

6. Философия досократиков

В узком смысле слова все др.-греч. философы, начиная с Фалеса (надо бы с Лина), в широком смысле и профилософы, начиная с Гомера (далее Гесиод, орфики, Ферекид, Лин) и до Сократа.

Если что и есть между Д. в узком смысле общего, так это только то, что от их сочинений сохранились фрагменты, тогда как от исторического Сократа ничего не сохранилось.

Приписывание Д. такой якобы общей им всем черты, как исключительная ориентация на космос и «фюсис» (природу), несостоятельно, т.к. софисты ориентировались на человека (именно человек — мера вещей) и на человеческое общество. Но и ранее человек интересовал Д. не меньше, чем «космофюсис». Уже первый философ Фалес не хотел иметь детей «из любви к детям», что ныне более актуально, чем Фалесово понимание архэ (начала). Громадное внимание человека к человеческому обществу уделяли пифагорейцы: воспитание, диалектика, евгеника, педагогика, медицина, этика, политика. Аналогичную тематику мы находим и у Демокрита.

Д., далее, обычно приписывается в качестве определяющего учение о физических первоначалах — стихиях (стойхейон — элемент): Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Ксенофан — земля, Эмпедокл — все эти четыре не переходящие, по его мнению, друг в друга стихии («корни вещей»), но уже Анаксимандр поднялся до абстрактного апейрона, Гераклит поставил рядом со вселенским огнем вселенский логос как разумное слово, пифагорейцы добавили к апейрону как безмерному организующее его начало перас — меру, истолкованную как геометрическое число, Парменид свел физическую картину космоса к «мнению смертных», противопоставив ему как высшее (полученное от богини Дике — справедливости) знание — знание о началах как о бытии и мышлении, Эмпедокл ввел в качестве движущих начал противоборствующие Любовь и Ненависть, Анаксагор с его подстихийными «семенами вещей» нашел эту движущую силу в космическом Уме (Нус). Левкипп и Демокрит приняли за начала атомы и пустоту.

Древнегреческие философы раннего периода (6–5 вв. до н.э.), а также их преемники в 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической «сократической» и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге «Фрагменты досократиков» в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848–1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. – космос – представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий – земли, воды, воздуха и т.д., взаимно переходящих друг в друга. Человек и сфера социального, как правило, не вычленяются Д. из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у Д. изоморфны и подчиняются действию одних закономерностей. Ведущие представители Д., как правило, не являлись философами – «профессионалами» – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и др. Д. традиционно подразделяются на представителей «ионийской» (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, сенсуализмом, акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира и «италийское» (пифагореизм и элеаты) направление, характеризующееся приоритетом рационально-логических начал, интересом к числовой и структурной ипостаси вещей, исторически первыми постановками онтологических и гносеологических проблем.

7.Основные этапы развития античной философии.

 
 
 
 

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап — период расцвета греческой философс кой мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.

Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этап греческой философии — эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.


  8. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм)

Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые

обращаются, прежде всего, к проблемам личной жизни человека: скептицизм,

стоицизм, неоплатонизм.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни

приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму.  Учение

скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Основатель

скептицизма Пиррон утверждал, что единственный подобающий философу способ

отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было

суждений.

Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которой

был Зенон. Высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни.

Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как

существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Путь к

счастью лежит через апатию, т. е. через искоренение страстных чувств,

аффектов. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так

и невзгоды. Если на его долю выпали какие-то испытания, то сделать он с этим

ничего не может. Есть 2 выхода:

1.          сломаться ( потерять к себе уважение, а трудности так и останутся)

2.          не сломаться, выстоять, не согнуться. (правильный путь).

Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности – неоплатонизм выразил

глубочайшие характеристики своей эпохи: ее универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти,

отрешиться от всего земного, что было характерно для философского учения

неоплатонизма.

Неоплатонизм. Выразил глубочайшие характеристики своей эпохи. «Назад, в милую

общину!» - восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и

всей античной философии, Плотин (204-270 н.э.) имея в виду небеса, вечное

божественное бытиё. Плотин был последователем философии Платона, но не

простым его эпигоном, а творческим мыслителем, обогатившим платонизм новыми

идеями. Высшей ступенью бытия по Плотину, его субстанцией являются не идеи,

как у Платона, а божественное Первоеденение или Единое, которое может быть

определено только как самовладеющее первоначало, лишённое всяких свойств.

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Платона:

Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим

ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно

эманирует в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество

идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются

иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются

умственный и чувственный Космос. Первая онтологическая субстанция этой

триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Его философская

задача заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного

первоединства градацию всего существующего в мире. В философии Плотина

продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основаны его идеи, а

не сама философская схема. Наиболее значимые из философских идей Плотина

следующие:

- ценностный подход к бытию на основе его иерархизации;

- признание высшего бытия как творческого начала;

-идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

9. Общая хар-тер средневековой фил.

Ср. в. ф. - ср. феодального об-ва, развивающаяся от 5в. (кризис Зп. Рим. Империи) до 14-15в. (возник. капитализма) Особенности: 1) связь с религией. Свф - теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд природе) 2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она явл. мерой оценки любой ф теории. 3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования библии). Ф занимается толкованием текстов библии. В это время характерно явление псевдоавторства, когда автор приписывает свое произведение пророкам или апостолам. 4) Появляется психологический жанр исповеди 5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность личного освобождения

10. Августин Блаженный и его учения.

Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.в. ф выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.

Основные проблемы: 1) Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом. 2) Христологическая - божественная и человеческая природа Христа, проблема единства. 3) Антропологическая - проблема души и тела. Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие ср. в. фил Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность ч-ка разлагать события на до, сейчас и после(Субъективное понимание времени). С идеей времени связана идея истории, кот движется от града земного к граду божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его самосознанию. Ч-к благодаря свободе может выбрать м/у добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.

Фома Аквинский - систематизатор схоластической философии.

Фома Аквинский (1223-1274). Он обосновывает единство веры и разума, фил и религ. В 1323 г Фому Кат. Церковь провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основные работы: о троице, о сущном и сущности, сумма теологии. Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активное начало, материя - как пассивное. 1-ый уровень бытийности вещей - неорганическая степень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи. 2-ой растение 3-ий животный мир 4-ый разумная душа. Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей. Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна - учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор м/у номиналистами и реалистами. Общее это бог, кот присутствует во всех сущных вещах.

11. Особенности эпохи Возрождения и их отражение в фил. мысли.

Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция.

Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность. В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенностях фил.: 1) Ф - это антропоцентризм. 2) Ф тесно связана с развитием естествознания 3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как самостоятельное явление 4) Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной религии.

12.Натурфилософия. Диалектика Николая Кузанского и пантеизм Дж. Бруно.

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область - философия природы.

Философия природы - типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной была Италия, наиболее знаменитым представителем - Джордано Бруно. 

Философия Н. Кузанского была пантеистична: он утверждал, что бог есть во всех вещах, и наоборот. Познание высших истин, по Н. Кузанскому, достигалось не путем схоластических рассуждений, а на основе опыта. Подобное познание Кузанский называл "ученым незнанием", в противоположность схоластическому "знанию". Важным разделом философских взглядов Н. Кузанского было его учение о "совпадении противоположностей". Это учение свидетельствовало о наличии серьезных элементов диалектики в философии Н. Кузанского. Вместе с тем он утверждал, что только интуитивным путем человек доходит до понимания того, что в высшем единстве мира совпадают противоположности.

Материалистическое и атеистическое мировоззрение великого итальянского философа Джордано Бруно было заключено в пантеистическую оболочку, основой всего существующего он считал единое материальное начало, обладающее безграничной творческой силой. В противоположность схоластам и теологам Бруно возвеличивал природу, материальный мир, порождающий бесчисленные формы жизни из самого себя. Но, в то же время, он писал, что природа - это бог в вещах. С пантеизмом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности мира. Задачей философии, по Бруно, является познание единой субстанции как причины и начала всех природных явлений. Единое, причина и начало - таковы основные черты материальной субстанции.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"